Вы когда-нибудь задумывались, как образовался ваш город? Хотелось ли вам хоть одним глазком посмотреть на тех людей, которые стояли у истоков? Мне повезло, я не только увидел их, но и смог пообщаться! Сейчас расскажу, а вы присаживайтесь поудобнее, настройте комфортную яркость на экране и поехали!
Эта история произошла в далеком 1973 году. На Ямале во всю разрабатывались новые газовые месторождения, в том числе самое крупное - Уренгойское. Это сейчас сюда можно приехать хоть на велосипеде, а раньше здесь была голая тундра. Естественно были и те, кто первым пришел на место будущей газовой столицы, вот про этих пионеров сегодня и поговорим.
На непростое задание отправили добровольцев - 28 человек, в основном это крепкие, физически выносливые, мужики. По целине им предстояло пройти больше 100 километров. Первый десант выдвинулся в декабре 1973 - 10 грузовиков, 2 трактора «Т-100», 2 бульдозера и 1 гусеничный тягач ГТТ. Они везли с собой четыре вагончика, стройматериалы, топливо для первого десанта и специалистов, которые останутся обустраивать месторождение.
18 декабря 1973
Во второй половине дня вышли из Пангод. В первый день прошли почти 40 километров из 120 — местность была не очень пересечённая, да и по лесу было проще идти. Потом начались овраги, речки, ручьи. Хоть Николай Кравченко и Анатолий Тунгусков своими бульдозерами счищали снег, идя впереди, за вездеходом Ивана Ужегова, все равно оставались рытвины, ледяные надолбы, ямы-ловушки. Через одни ручьи проходили без проблем, через другие — предварительно сделав лежневку.
Всем, конечно, досталось, будь здоров! Особенно «подёргаться» пришлось нам, «бензовозникам». Кроме моего идут ещё три «Урала» с топливом. Приходится, когда нужно кого-то заправить, выезжать из колонны и по «целику» добираться до этой машины. Так и ходим туда-сюда вдоль колонны. Устаём, конечно, сильно, велико напряжение. Спим полчаса-час, пока бульдозеры прочищают впереди отрезок длиной метров 200-300.
Чтобы не спать, готовим на паяльной лампе у машин крепкий чай.
Это из воспоминаний Николая Лугового, одного из участников первого десанта на Уренгой.
Стоит отметить, что эта поездка могла и не состояться. Директор ПО «Надымгазпром» Владислав Стрижов отправил десант не дожидаясь приказа сверху, за что получил строгий выговор.
Спустя полвека жители Ямала решили повторить подвиг первопроходцев. Однако, в новых реалиях сделать это гораздо проще, теперь дорога от Пангод до Нового Уренгоя составляет всего 40-60 минут, а не несколько дней, как это было раньше.
На реконструкцию памятного события пригласили и участников первого десанта. Например, Иван Ужегов был водителем той самой ГТТшки, которая пробивала дорогу грузовикам. Спустя 50 лет ветеран и сейчас готов повторить непростой путь. Если честно, то это совершенно другие люди, другое поколение. Они не любят говорить, они привыкли делать. Быть, а не казаться. Именно поэтому мы сейчас живем в благоустроенном городе.