Имя погибшего в авиакатастрофе главы ЧВК "Вагнер" Евгения Пригожина по-прежнему на слуху. В свете недавних громких отставок в "стране У" в Сети вспомнили, как он прогнозировал эти рокировки во вражеском стане. Однако нередко имя Пригожина в либеральной прессе предпочитают вспоминать не в связи с его военным анализом и навыками. Либералы разгоняют, что не без помощи Пригожина в зоне СВО оказались заключенные, ставшие костяком штурмовых подразделений.
Заключенные, получившие путь к свободе благодаря участию в спецоперации находятся под пристальным вниманием либеральной прессы. Тема крайне удобная - схлопотать за это штраф или "почётное" звание иноагента ни за что. Если заключенный, вернувшийся из зоны боевых действий, совершит преступление, то очевидно - в его адрес, а также адрес тех, кто позволил ему выйти, порицание.
Проблема есть? Есть. Об этом нужно писать? Нужно. Но писать можно по-разному. И истории заключённых тоже очень разные.
Обозреватель Владлен Чертинов в своей статье "Война зэков: Что изменилось после Пригожина" поделился выдержками из писем Пригожину, которые слали и сами заключенные, и их родные. Многие не скрывали своих ожиданий: отправиться на СВО защищать Отечество - единственный эффективный способ продемонстрировать, что изменился, так сказать, исправил свои грехи в прошлом.
Возможность искупить вину
"Помогите сыну отправиться на войну... Прошу вас как мать. Это решение моего сына, и я поддерживаю его выбор. Чтобы освободить нашу страну от нечисти",
- гласит одно из посланий, отправленных матерью одного из заключенных Евгению Пригожину.
На первый взгляд, письмо неправильное, ведь с нечистью наши солдаты воюют не у себя в России, а на Украине. Но если вдуматься, всё верно: СВО носит именно такой очистительный характер, как указано в письме: на её фоне проявляется вся нечисть, засевшая в тылу.
Письма поступали как с мужских зон, так и с женских. На фронт просились в том числе те, кому оставалось сидеть 2-3 месяца. Просились с лёгких режимов (принудительных работ), с условного срока. Причём многие зэки знали, что служить предстоит именно в штурмовых отрядах, где выживаемость составляет порой 10-20 процентов.
Протоиерей Сергий Оржаховский, окормляющий бойцов штурмовых батальонов "Шторм Z" в свою очередь подчеркивал, что для этих людей было важно не освободиться, а именно пойти воевать за Родину.
И ещё они увидели в СВО счастливую возможность расстаться с прошлым. Я слышал от многих: "Хочу изменить свою жизнь",
- пояснял он.
Об этом же год назад говорил и сам Пригожин. В Сети есть видео от января 2023 года, где глава ЧВК обращается с напутственным словом к зэкам-контрактникам. В нем Пригожин подчеркивает, что получившие помилование контрактники не должны устраивать себе проблем на "гражданке".
"Много не бухай, наркотики не употребляй, и не бедокурим", - жестко заявлял Пригожин.
При этом сам глава ЧВК указывал, что и полицейские должны относиться к освободившимся вагнеровцам с уважением и воспринимать их как полноценных членов общества. По мнению Пригожина, среди этих людей много тех, кто оказался за решёткой случайно. Некоторые же не могли найти себя в мирной жизни и поэтому попадали в неприятности. Однако после СВО теперь эти ребята - воины. К тому же некоторым вагнеровцам оставалось отсидеть два дня, но они всё равно заключили контракт с ЧВК и поехали в зону конфликта. Получается, делали это не из-за помилования.
Непреложный факт
Напомним, при каких обстоятельствах заключённых начали привлекать к участию в СВО. Зэки стали массово писать прошения на фронт ещё весной 2022 года. И летом их начали призывать. Обстановка на фронте тогда складывалась тяжёлая. Уже в конце марта стало ясно: для полноценного ведения боевых действий на огромной территории российским войскам элементарно не хватает численности.
Именно в этот период и приступили к вербовке заключённых, а осенью, после нового отступления в Харьковской области, мобилизацию всё-таки объявили, а набор зэков принял массовый характер. Только в ЧВК "Вагнер" из колоний пришло 50 тысяч человек.
Зэки стали некой палочкой-выручалочкой. Можно сказать, они наряду с мобилизованными внесли в СВО перелом. Причём, в отличие от последних, бывших сидельцев сразу стали использовать в роли штурмовиков.
Отец Алексий из Подмосковья высказался о зэках-штурмовиках так:
Бывшие заключённые делают одну из самых тяжёлых и грязных работ на этой войне. Они первыми идут на штурм. Порой необходимо решать такие задачи, когда понятно, что после их выполнения назад вернутся немногие. И эта работа часто ложится именно на заключённых. И если эти люди, понимая, что их ждёт, берутся за неё, то, наверное, у каждого из них есть хотя бы малая доля желания измениться. В реальности ими может двигать целый комплекс мотивов. Но то, что в основой своей массе эти люди являются героями, - непреложный факт.
На "гражданке" всё иначе
Но это на СВО - там в них остро нуждались. А на гражданке всё иначе. Здесь им ещё доказывать и доказывать. У бывших заключённых, помимо посттравматического синдрома, ещё и букет других социальных болезней. У многих проблемы с жильём, с работой, а общество на них смотрит косо - здесь они для многих по-прежнему прежде всего бывшие зэки.
Сегодня в России существуют огромные проблемы с реабилитацией людей, вернувшихся со СВО.
Ветеранов СВО из числа бывших заключённых нужно, с одной стороны, контролировать, а с другой - помогать. А те, кто пугает ими людей на гражданке, внушают населению: "был подонком и остался подонком", делают то, чем занимались и раньше - стараются внести раскол в общество.
Да и говорить о том, что возвращение в мирную жизнь бывших зэков повлекло за собой вспышку преступности, нельзя.
Совсем недавно я неформально общался с полицейскими Петербурга. По их словам, никакой вспышки преступлений, совершаемых ветеранами СВО, в настоящее время нет. В криминальной жизни города гораздо сильнее выделяется совсем другая категория преступников - мигранты,
- пояснил обозреватель Царьграда Владлен Чертинов.
Стоит также добавить, что после смерти Евгения Пригожина для вагнеровцев действительно многое поменялось.
Если осенью 2022 года заключённых привлекали к участию в СВО на полгода, а потом они получали помилование, то теперь порядок прохождения ими службы изменился. Вместо помилования им оформляют условно-досрочное освобождение, и они должны, как и мобилизованные, участвовать в спецоперации до её окончания. И только тогда будут помилованы. Впрочем, это может случиться и досрочно в случае получения награды или ранения.
________________
Промо:
- Дзен-канал "Русский агрегатор". Срочные новости со всех уголков нашей страны. Раньше тех, кто раньше всех.