Найти тему

Почему все забыли автора "Маруси", знаменитого Воронежского художника, которым восхищался Репин

У всех без исключения посетителей Воронежского музея имени Крамского навсегда остается в памяти прекрасная картина, с не менее прекрасной девушкой, изображенной на ней, носящая довольно простое название "Маруся". Но мало кто знает, что это чуть ли не единственный оригинал картин знаменитого воронежского художника, с довольно тяжелой судьбой, некогда помогавшей рисовать самому Репину, и бывшей у него одним из любимейших учеников.

Елена Киселева родилась в Воронеже в 1878 году. Родилась в семье известного русского математика Андрея Петровича Киселева. Семья жила на улице Садовой, а ее отец известен не только тем, что был причастен к наукам, но еще и тем, что благодаря его усилиям в городском саду на Большой Дворянской впервые появилось освещение.

Елена Андреевна с самых юных лет увлекалась рисованием и родители решили в итоге нанять для нее частного учителя, которым стал Михаил Иванович Пономарев. Михаил Иванович был в то время едва ли не единственным фотографом в городе, заодно очень хорошо рисовал. Кстати, именно он организовал первое Воронежское фотографическое общество. Но Киселева была настолько увлечена живописью, что после уроков Пономарева она сразу бежала еще и на занятия в Воронежскую рисовальную школу. В 12 лет она еще поступила и в женскую Мариинскую гимназию, которая находилась у нас на углу Комиссаржевской и проспекта Революции. В наши дни об этом напоминает памятная табличка на данном здании, которая расположена со стороны Комиссаржевской.

-2

В общем, девочка очень сильно тянулась к знаниям, поэтому обучалась сразу в нескольких местах одновременно. Обучалась, в основном, живописи. Но кардинально ее жизнь изменилась, когда она в 1896 году поехала учиться в Санкт-Петербург. Изначально, в угоду отцу, поступила на математические курсы, но, как говорится, судьбу не обманешь и, спустя некоторое время, она стала студенткой Академии художеств у самого Ильи Репина.

Многим любителям искусства известно, что Репин привлекал к своим работам особо талантливых студентов. Да да, было дело. Это мы сейчас смотрим и поражаемся масштабу какой-либо картины известного художника, но лишь единицы знают, что эту картину, на самом деле, рисовал не только он, но и еще пару человек. Такое хоть и редко, но встречается. Так и с Репиным, который привлекал Киселеву к своим работам. Достоверно известно, что в 1903 году именно она выполнила одну из диорам, посвященных 200-летию Петербурга.

Все вроде складывалось у Киселевой более чем отлично, пока ее талант не сыграл с ней злую шутку. В том же 1903 году она впервые попала в Париж. Она там не только отдыхала, но и, с ее же слов, знакомилась с местными веяниями в живописи. Из Парижа она привезла эскиз к своей дипломной работе. И вроде все хорошо, да вот только дипломную работу, как и сам эскиз, не утвердили, что повергло ее в настоящий шок и полнейшую депрессию. Как так, ведь ей гордится сам Репин, а тут вдруг такое? На самом деле, все оказалось очень просто. Посмотрите сами, вы поймете, почему работу не приняли, она ниже на фото.

-3

То есть, как видите, здесь нет Эйфелевой башни или парижских дворов. Нет осенних деревьев, видов городских улочек или прогуливающихся парочек. Ведь Париж, как известно, город любви. На картине представлен просто ресторан изнутри. Причем, как оказалось позже, такой рисунок внутри ресторана у нее далеко не один. Понимаете теперь, почему ее эскиз просто завернули и не стали принимать? Просто комиссия решила, что вместо изучения местных веяний искусства, юная художница увлекалась походами по ресторанам, не более.

Как знать, возможно так и было на самом деле, мы уже не узнаем, но Киселеву это тогда настолько шокировало, что она решила взять академический отпуск и вернуться жить в Париж.

-4

Вернулась из Парижа в 1907 году она совсем другим человеком. Сразу окончила Академию художеств. Что интересно, Академия художеств позже сама ее отправила на стажировку как раз именно в Париж, только уже на два года. Именно тогда были написаны многие ее известные работы. Это уже был не просто любитель, а вполне состоявшийся художник.

-5

Когда в 1913 году она вновь поехала в Париж на выставку, то там познакомилась со своим вторым мужем. С первым они прожили совсем недолго. А вторым был Антон Билимович, который в будущем станет известным математиком. И вот здесь как раз и проявляется ее тяжелая судьба, потому как замужество полностью сгубило карьеру талантливого художника. Со временем они эмигрировали в Белград. Муж становился все более и более знаменит, а на Киселевой оставалось все домашнее хозяйство. К тому же, чуть позже у них родился сын.

-6
"В свое время я была очень одаренной художницей, но это как то стерлось. Жизнь давно забрала меня всю целиком и художницей я была как-то сбоку. Мой муж был слишком большим ученым, поглощенным своей наукой. Он не мог помогать мне в ведении хозяйства и воспитании сына. Все было на мне. У нас в гостях бывало много людей, которые говорили о науке, но никто из них не знал, кто такая художница Киселева".

...Спустя годы, в 1942-м фашисты арестовали ее сына и отправили его в концлагерь. Тем не менее, он смог там выжить и в 1944 году вернулся домой. Вернувшись весь больной, он вскоре скончается. Елена Андреевна напишет последний портрет сына и навсегда оставит искусство...

Читайте также:

Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного о нашем городе

Исторический канал мужа, который помогает в поиске многих архивных материалов