В этот солнечный февральский день всё сложилось на удивление гармонично - белоснежно и лазурно. Даже если бы в Плавске не было ничего кроме храма Сергия Радонежского Чудотворца, сюда стоило бы приехать. Величественное здание Свято-Сергиевской церкви с массивным барабаном и куполом буквально возвышается над городом.
Именно деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского дала название селу Сергиевскому, на месте которого сейчас находится город. Каменный храм перед входом в свою усадьбу со стороны торговой площади заложили уже князья Гагарины в 1774 году.
История у храма действительно непростая. Я, пожалуй, впервые услышала о том, что по архивным данным в годы Великой Отечественной войны на территории оккупированной части Тульской области в стенах закрытой ещё в 1938 году церкви фашисты держали более двух тысяч советских военнопленных (а по одной из версий до пяти тысяч). После освобождения Плавска зимой 1941 года в живых остались сто тридцать шесть человек. Главный иконостас, весь изрешеченный пулями, восстановили только десять лет назад.
Это единственный белокаменный иконостас на территории Тульской области (их в России сегодня всего не больше пяти). Три его яруса выточены из уральского камня шестью мастерами-резчиками Троице-Сергиевой лавры, один из которых был туляком. Их фамилии высечены на самом верху, под крестом.
Говорят, что под деревянной скульптурой "Иисус в темнице" есть подземные ходы, ведущие в княжеское имение (туда, где сейчас находятся недействующий храм и кладбище) и в больницу, построенную женой князя Гагарина Верой Фёдоровной. Скульптуру установили специально, чтобы любопытные не пытались в эти ходы проникнуть.
Храм вообще удивил меня своими деревянными скульптурами и иконами с неожиданно широко распахнутыми глазами. К примеру, образ святой Параскевы Пятницы - резная фигура великомученицы во весь рост. По древней традиции на Руси святую Параскеву Пятницу вырезали из дерева. Изваяние украшали платками и лентами, бусами и кольцами.
Параскева Пятница — мифологизированный образ в народной православной традиции славян. Он основан на персонификации пятницы как дня недели. Существовал культ образа святой Параскевы. Параскева связана с женской сутью, замужеством, рождением детей, с землей.
Или вот фреска на стене. Вспомнили "Видение отроку Варфоломею" художника Михаила Нестерова? Сюжет, взятый из "Жития преподобного Сергия", конечно же в этом храме очень уместен. Но я, совсем недавно любовавшаяся картиной в Государственной Третьяковской галерее, вздрогнула от неожиданности, повернувшись к этой стене.
Вообще же складывается ощущение, что воодушевлённые прихожане принесли в храм все свои самые любимые и намоленные иконы после его возвращения церкви в 1956 году. Они здесь такие разные и по содержанию, и по исполнению, и по оформлению. Ведь большая часть икон XVII-XVIII веков погибла во время войны.
По храму можно очень долго ходить, рассматривая настенные росписи. Они здесь какие-то невероятно очеловеченные, временами вовсе не похожие на иконы. Ох, и сумбурное же место, просто голова кругом. Подняла глаза к потолку и увидела абсолютно неканонический треугольный нимб, символизирующий триединство, над головой Бога-Отца. Честно говоря, такое изображение мне тоже приходилось видеть нечасто.
Как указывают исследования, треугольный нимб в искусстве имеет религиозное и символическое значение. Он ассоциируется с Святой Троицей в христианстве — отцом, сыном и духом святым. Треугольник символизирует единство и гармонию между этими тремя аспектами Божества.
Вот такой неожиданно удивительный храм, возведённый в честь величайшего русского подвижника и одного из основателей духовной культуры нашей Родины, я сегодня посетила. Мне показалось, что это один из тех редких храмов, которые умеют говорить...