Найти в Дзене
Слово и страница

«Урок построения личности»: проблематика и образ утраты и обнаружения «Я» в «Степном волке» Германа Гессе

“Степной волк” был написан в 1927 году, и в этом же году происходит действие романа. Это время между двумя мировыми войнами, время, когда старая, наполненная духовными поисками культура прошлого уступала место новой развлекательной культур. Однако нельзя сказать, что в тематике произведения главенствует конкретно-исторический аспект. Противопоставление человека напряженной духовной жизни простым обывателям из мещанской среды - тоже важный мотив и композиционный прием произведения. Центральной проблемой романа “Степной волк” является, по мнению немецкого литературного критика Ганса Люти, проблема полярности, точнее, проблема полярности природы и духа. По мнению Гессе, дух разделяет и отдаляет индивидуум от природы. И это означает для индивидуума боль и муки, из коих происходит его стремление вернуться к истокам жизни, к природе, к невинности, ко всему тому, что заложено природой в каждом, к познанию своего Я. Гессе убежден, что жизнь каждого человека – это путь к себе. Гарри Галлер стр

“Степной волк” был написан в 1927 году, и в этом же году происходит действие романа. Это время между двумя мировыми войнами, время, когда старая, наполненная духовными поисками культура прошлого уступала место новой развлекательной культур.

Однако нельзя сказать, что в тематике произведения главенствует конкретно-исторический аспект. Противопоставление человека напряженной духовной жизни простым обывателям из мещанской среды - тоже важный мотив и композиционный прием произведения.

Центральной проблемой романа “Степной волк” является, по мнению

немецкого литературного критика Ганса Люти, проблема полярности, точнее, проблема полярности природы и духа. По мнению Гессе, дух разделяет и отдаляет индивидуум от природы. И это означает для индивидуума боль и муки, из коих происходит его стремление вернуться к истокам жизни, к природе, к невинности, ко всему тому, что заложено природой в каждом, к познанию своего Я. Гессе убежден, что жизнь каждого человека – это путь к себе.

Гарри Галлер страдает от своей внутренней раздробленности. Он чувствует себя одиноким и голодным, но его пища - истина.

Более того, это постоянная попытка примирить два полярных начала.

Вечная борьба духа и природы, которая определяет бытие человека. Автор часто определяет самоощущение Галлера через понятие шизофрения. В клинической психиатрии распадение личности на отдельные составляющие так и называется. Эпизод, произошедший в магическом театре Пабло, когда Гарри стоит перед огромным зеркалом и видит как его улыбающееся отражение распадается на «бесчисленных Гарри, каждого из которых я видел и узнавал в течение одной какой-то молниеносной доли секунды»

-2

Для понимания проблематики романа Гессе очень важна категория «Самости», которую разрабатывает К. Г. Юнг. Под «Самостью» понимается архетип, который становится центром структуры личности, когда внутри нее интегрируются противоборствующие силы в процессе индивидуализации. Другими словами, Самость - это целостный спектр психических явлений у человека. Являясь высшей властью в судьбе индивида, Самость позволяет человеку пережить свою собственную уникальность и единство со всем человечеством. Эмпирически Самость представлена как игра света и тени, хотя в конечном итоге она постигается как целостность и союз, единство, в котором противоположности соединены.

Процесс познания своей Самости является ключевым для главного героя «Степного волка». Стоит заметить, что целостность личности является важнейшей категорией юнгианства. Тем не менее, уже З. Фрейд замечал, что душа человека составлена из различных ипостасей и условные я. Так Гарри Галлер на протяжении всего повествования старается исследовать различные стороны своей личностной структуры.

Говоря об уроках построения личности в «Степном волке», имеет смысл обратиться к тому явлению, которое сам Гессе называл «путем вовнутрь», понимая под этим углубленное самопознание. Если смотреть на этот процесс более глобально, то перед нами - создание собственного образа, выраженного во всеобщих символах. Именно это и является для Гессе одним из способов познать себя и победить время и фатальную разобщенность собственной личности.

Важную роль в уроке построения себя в «Степном волке» играет также мотив двойничества. Если говорить точнее, встреча с собственным двойником является существенным испытанием для психики героя, которая напоминает ему, что процесс поиска и обретения Самости еще не завершен и герою еще предстоит преодолеть свою собственную личностную разобщенность.

Также во внутреннем диалоге Гарри Галлера звучит определенное сомнение относительно того, возможно ли вообще обретение Самости. Также его занимает вопрос, какую именно часть своей личности он должен считать подлинной:

«В действительности никакое Я, даже самое наивное, не являет собой единства, но любое содержит чрезвычайно сложный мир, звездное небо в миниатюре, хаос форм, ступеней и состояний, наследственных черт и возможностей... [...] он сваливает все на “волка” и не видит, что волк — лучшая порой его часть. Он называет все дикое в себе волком и находит это злым, опасным, с мещанской точки зрения — страшным, и хотя он считает себя художником, хотя убежден в тонкости своих чувств, ему невдомек, что кроме волка, за волком в нем живет и многое другое, и не все то волк, что волком названо, и живут там еще и лиса, и дракон, и тигр, и обезьяна, и райская птица. Ему невдомек, что весь этот мир, весь этот райский сад прелестных и страшных, больших и малых, сильных и слабых созданий точно также подавлен и взят в плен сказкой о волке, как подавлен в нем, в Гарри и взят в плен мещанским, ложным человеком, подлинный человек».

Более того, Гарри Галлер является двойником самого Германа Гессе, что следует уже из схожести инициалов. Так образ самого героя служит для того, что автор постигал вопросы своей собственной личностной целостности путем творчества.

-3

Гарри Галлер «строит» свою личность во взаимодействии с другими ключевыми архетипами. В первую очередь, это архетип маски. «Маска» - это суперэго; многочисленные пустые социальные установки, которые довлеют над героем. Также важную роль в романе играет архетип Матери, которая вбирает в себя также эротическое и чувственное начало. Это образ Гермины, которая воплощает в себе и материнское, и женское (в своей чувственной и любовной ипостаси). Более того, она также является женским двойником самого героя.

Сама композиция произведения также является развернутой метафорой, воссоздающей эволюцию личности. Роман строится по сонато-симфоническому принципу. Здесь также проявляется та самая глубинная психология Юнга. Формально произведение можно разделить на четыре составляющие:

1) вид со стороны — рассказ племянника квартирной хозяйки;

2) попытка объективности — «научный» Трактат о Степном волке;

3) собственно исповедь — дневник Гарри Галлера;

4) на приеме у психоаналитика — магический театр.

Джаз в «Степном волке» служит одним из символов культурной деградации современного мира, так как представляется как расслабляющая, лишенная глубокого смысла музыка.

С джазом связан образ саксофониста Пабло. В финале романа есть сцена, где в этого персонажа превращается Моцарт. Он убеждает героя, что жизнь — игра, правила которой надо строго соблюдать.

Главная трагедия Гарри в том, что он утрачивает свою целостность.

Единственный путь ее возвращения - обращение к своему бессознательному началу. Главный парадокс в том, что для обретения порядка необходимо для начала пристально обратиться к хаосу своей души. Все зло в себе надо выстрадать и изжить до самого конца: “Гарри состоит не из двух существ, а из ста, из тысячи. Его жизнь раскачивается не между двумя полюсами – инстинктом и духом, святым и распутником, а между тысячами, между бесчисленными парами полюсов.”

Мировоззрение Гессе - мир это нерасторжимое единство полярных противоположностей. Единство сознательного и бессознательного (здесь на Гессе существенное влияние оказал Юнг и Фрейд).

К. Г. Юнг и З. Фрейд
К. Г. Юнг и З. Фрейд

Теория многоликости души - крайне неоднозначна. Многоликая душа входит в конфликт с европейской философской мыслью и с христианским пониманием. Для нас многоликая душа - это душа, которая больна шизофренией.

Ключевые антиномии в романе:

* Дух и природа

* Творческая личность и обыватель

* Бренность и вечность

* Целостность и раздробленность Я

* Инстинкт и дух

Особую роль в произведении играет мотив игры: это игра случая, игра судьбы, жизнь как гармоничная или же дисгармоничная игра на музыкальном инструменте.

Путь построения целостной личности в романе целиком и полностью соотносится с идеей самого Гессе об обретении целостности и соединении в самом себе противоречивых и противоположных черт. Здесь можно вспомнить бога Амбраксаса из «Демиана», который соединяет в себе божественное и демоническое. Задача Гарри Галлера в романе заключается в том, чтобы преодолеть двойственность между своим культурным «я» и своей тенью в образе степного волка, познать свою аниму, нашедшую олицетворение в Гермине, Гете, Моцарте и Пабло, с тем, чтобы реализовать свою внутреннюю многогранность. Обращаясь к юнгианской терминологии, главный поиск героя - это поиск своей Самости, «путь вовнутрь», попытка преодолеть раздробленность собственного сознания.

Источники

Гессе, Г. Степной волк. – М.: АСТ, 2015. – 283 с.

Литература

Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2000. – 248 с.

Луков, Вл. А. История литературы. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. – 512 с.

Науменко А.С. Писатель, околдованный книгой // Г. Гессе. Магия книги. – М.: Книга, 1990. – С. 169-219.

Юнг К. Г. Психология бессознательного / К.Г. Юнг. – М.: Канон +, 2003. – 400 с.

Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени / К.Г. Юнг. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.