Есть в моей коллекции три открытки, отправив которые в начале XX века, можно было оказаться "на карандаше" у пристава.
Откуда они взялись я не знаю, но, я бы про них и не вспомнил, если бы не одна книга "Деньги и время" Марка Купера, которую я купил для своей библиотеки коллекционера. В аннотации к ней сказано:
Книга о бумажных деньгах России, об отношениях в общественной жизни, явлениях в культуре, истории, языке, отражающих место денег во времена их существования. История бумажных денег — от ассигнаций, появившихся в 1769 году, до последних советских, вышедших из обращения в 1993-м, — предстает в отрывках из произведений русской литературы, фольклора, официальных документов, писем, дневников, воспоминаний. Авторский текст — комментарий к свидетельствам современников. Рассказ о деньгах — это и рассказ о людях: создателях денежной системы, государственных деятелях, финансистах, художниках. Ряд малоизвестных материалов становится доступными широкому кругу читателей. Приводится перечень прозвищ денег, составленный автором. Книга иллюстрирована изображениями бумажных денег России, имевших хождение до 1993 года (в основном из коллекции автора). Адресована всем интересующимся историей и культурой России, а также специалистам — историкам, культурологам, языковедам.
И в ней, целая глава посвящена открытым письмам, которые составляют большую часть коллекционирования под названием филокартия. Это и открытка и письмо одновременно. Разница, как говорится "в значении и цене". Отдельный вид почтовой карточки, который получил название открытого письма появился в Австрии и разошелся по свету.
В 1894 году, Министерством внутренних дел Российской Империи были дозволены к печати "бланки открытых писем частного изготовления" и как вы правильно понимаете, произошел бум. На лицевой стороне можно было напечатать все что угодно и это всё разойдется огромным тиражом по стране. Чем и пользовались все, кто имел доступ к типографиям. Сюжетность открытых писем простиралась от репродукций произведений искусства до батальных сцен боевых сражений, от видов городов до портретов отправителей, от карикатур до лозунгов. Но одно изображение так взбудоражило общество, что власти поспешили ограничить хождение открытых писем с такими изображениями.
И это были изображения государственных кредитных билетов с замещенными портретами императора и государственного герба. А то и вообще рядом с императором помещалось изображение дам и не только света. Именно дамы на портретах вызывали недоумение и покушение на святое.
"Нижегородский листок" за 1907 год сообщает в заметке "Открытки":
Чинами полиции отбираются в книжных магазинах открытые иллюстрированные письма с изображением кредитных билетов 3-х, 5-ти, 10-ти и 25-ти рублевого достоинства и головкой известной певицы Кавальери посредине. Мотивы конфискации открыток, кажется, сводятся к тому, что такую открытку, сложенную в несколько раз, легко можно всучить за кредитную бумажку.
А вот что написано в «Календаре-справочнике по Восточной Сибири на 1911 год»:
«Не подлежат отправлению почтовые карточки: а) с изображением кредитных билетов (уничтожаются в местах подачи), б) с наложенной на рисунок смесью слюды с толченым стеклом. В Великобританию и Норвегию, кроме того – карточки с изображением на оборотной стороне почтовых марок».
Такие обстоятельства послужили тому, что сегодня большое количество открытых писем (почтовых карточек) можно найти чистыми, и немного - прошедшими почту.
Самый известный образ на открытках принадлежал Лине Кавальери (1874-1944), итальянской певице (сопрано) Belle Époque.
Лина Кавальери пела в России, Франции, США, Италии, Британии. Снималась в кино. Прославилась также своей коллекцией драгоценностей огромной стоимости. Будучи возлюбленной князя Барятинского получала подарки, изготовленные петербургскими ювелирами Фаберже, Ганом и Бок.