Известна история нашей – скажу так, «оригинальной» Салтычихи – помещицы Дарьи Салтыковой. Я про неё однажды писала. Женщина издевалась над крепостными крестьянами. Некоторые из них осмеливались писать письма на имя императрицы Екатерины Второй. Но проверку жалоб либо не проводили вовсе, либо организовывали вяло, что позволяло Салтычихе и дальше издеваться над людьми, пусти и над крепостными.
И всё же дело дошло до серьезного расследования. Салтыкову обвинили в жестоком обращении с крестьянами, осудили и заточили в тюрьму, где она провела несколько десятков лет и, судя по всему, сошла с ума.
В Америке была своя «Салтычиха». В Штатах крепостного права не существовало, зато имел место рабовладельческий строй.
Состоятельные жители Штатов пользовались бесплатным трудом не своих сограждан, а рабов, как правило, завезённых из Африки.
С одной стороны, это было лучше. Ведь эксплуатировали не своих сограждан. С другой стороны, большой разницы нет. Ведь люди эксплуатировали людей и, зачастую, делали это, не соблюдая абсолютно никаких норм морали, нравственности и тому подобного.
Вошла в историю Дельфина Лалори, которая прославилась своим жестоким обращением с рабами.
Три брака «Салтычихи»
Дельфина появилась на свет в 1780-м. Это произошло в городе Новый-Орлеан. Девочка получила отцовскую фамилию – Макарти.
Первый раз она вышла замуж в 25 лет, то есть, в 1805 году. Супругом стал офицер испанского происхождения дон Рамон де Лопес. Этот брак просуществовал недолго. Однако в нем на свет появилась девочка, которую назвали тоже Дельфиной. А, если точнее, так: Мария Борджиа Дельфина де Лопес.
Вторым мужем Дельфины Макарти стал довольно известный в Новом Орлеане банкир. Но и этот брак просуществовал недолго.
Дельфина вышла замуж в третий раз – за врача Леонарда Луиса Николаса Лалори.
Всё в этом браке ладилось. У Дельфины были средства, муж хорошо зарабатывал, имелись рабы. Пара приобрела во французском квартале Нового Орлеана – на Ролял-стрит, 1140 трёхэтажный особняк.
На публике «Салтычиха» вела себя более чем благочестива. Про неё говорили, что женщина замечательно обращается с рабами. Двоим невольникам Дельфина даже даровала свободу.
Но это всё была именно игра на публику.
Дельфина Лалори оказалась человеком очень жестоким по отношениям к невольникам.
Это выяснилось в 1834 году, когда особняк на Роял-стрит вдруг загорелся.
Пожар
Жители Нового-Орлеана сбежались к пылающему дому. Дельфина спаслась, она утверждала, что в доме находится одна. Но горожане, вбежали в здание, обследовали помещения.
Внимание людей привлёк запертый чердак. Оказалось, что там находилось несколько рабом. Некоторые из них имели вид жуткий.
Я не могу описывать детали. Но картина была страшной.
Было видно, что над темнокожими невольниками издевались. У некоторых конечности были ранее, очевидно, сломаны, срослись неправильно. Шрамы имелись. Даже рабы с зашитыми ртами были. А у одного из головы торчала палка.
Дельфина Лалори на протяжении долгого времени делала вид, что хорошо обращается с рабами, но тайное стало явным.
Впрочем, некоторые жители города и ранее подозревали, что Дельфина совсем не такая. Ведь имела место пара случаев, когда рабы выбирали не жить, вместо того чтобы терпеть издевательства Лалори. Дельфина даже однажды приказала заделать окно чердака, чтобы оттуда не выпадали невольники.
По слухам, пожар в доме на Роял-стрит устроила пожилая кухарка, которая была прикована к плите.
Судьба дома и его хозяйки
Жители Нового Орлеана, когда узнали, что творилось в роскошном жилище Лалори, стали громить дом, не оставили от него камня на камне.
Саму же рабовладелицу не тронули. Честно говоря, не знаю, по какой причине. Возможно, не осмелились поднять руку на женщину с высоким статусом. Но Дельфина боялась оставаться в Новом Орлеане. Поэтому она отправилась во Францию, где прожила до 1842 года. По некоторым данным, Лалори отправилась в мир иной в 1849 году.
История Дельфины поражает. Однако нельзя сказать, что это был какой-то единичный случай. На самом деле, к рабам в Америке относились очень плохо. Они были просто рабочей силой, товаром, не людьми, а вещами.
Рабство в США отменили только в 60-х годах 19 века. Однако к темнокожим жителям Америки ещё долго относились предвзято.