Представители этого народа издревле занимались разведением оленей, охотой, рыболовством, вели кочевой образ жизни. Ни о каком комфорте речи не шло. Впрочем, чукчи в этом ранее были не одиноки. Если вспомнить, то в Европе люди тоже предпочитали не мыться, а поливали себя благовониями.
Европейские крестьяне, конечно, купались в озёрах, реках и прудах. Для знати время от времени нагревали воду. По некоторым данным, в одной ванне могли мыться поочередно несколько человек – чтобы не тратить лишние ресурсы.
На Руси каждый старался наладить себе баньку. Бани были в Древнем Риме, в Греции. А вот чукчам приходилось непросто.
Во-первых, там, где они пасли свои стада оленей, климат был не очень – почти всегда холодно. И не просто холодно, а очень холодно.
Во-вторых, тундра – деревьев нет, а, значит, очень мало топлива, нет вещей, необходимых для разведения костра. Но выбирать не приходилось. Не мог чукча просто так взять и переехать в тёплые края, где много-много воды, древесины и прочего полезного.
Не было подходящего транспорта. Да и мало кто решался менять уклад жизни.
Приходилось существовать в непростых условиях. У чукчей это неплохо получалось.
Только вот с мытьем были проблемы.
Как мылись
«Мылись» - это условно. Скорее, совершали гигиенические процедуры. Было два основных способа:
1. Разжигали всё же костёр. Делали это, как правило, в своем жилище. Получилась своеобразная баня, истопленная «по-чёрному» - без трубы. Впрочем, кому надо было, организовывали отверстия для выхода дыма.
Температура в жилище поднималась. А чукчи в это время намазывались жиром. Ждали какое-то время. Далее – соскабливали жир стела. Он сходил вместе с грязью.
Вот такое было интересное мытьё.
Бывало, что обходились из без костра. Просто намазывались жиром, например, нерпы, и ходили так долго. А потом соскабливали жир.
Чукчи старались «мыться» пореже, потому что жир был не только «средством для мытья», но ещё и защитой от негативного внешнего воздействия: от ветра, мороза и снега.
Без слоя животного жира на коже чукчи чувствовали себя уязвимыми. И это вполне объяснимо. Всё же у людей довольно нежная кожа, которая много чего боится. Высоких температур, холода, механического воздействия. От мороза чукчи защищались жиром.
2. Второй способ ещё более простой. Чукчи надевали одежду из натуральных меха и кожи ворсом внутрь. Мех, взаимодействуя с кожей, очищал её, когда представители коренного северного народа занимались своими делами.
Чукча пасёт оленей, а ворсинки его чистят. Чукча охотится – и тут же одновременно моется. И так далее.
С приходом советской власти многое изменилось. Чукчам старались привить стандартный для советского человека образ жизни: квартира, ванная, тёплый туалет и так далее.
Многие с удовольствием заканчивали с кочевой жизнью. Но и, увы, приобщались к алкоголю. А у чукчей организм к спиртному не очень подготовлен. Это не итальянцы, которые постоянно ели и едят виноград – в результате вырабатывается у них определенный фермент, способный быстро справляться с «градусом». У чукчей, как и у представителей ряда других народов, такого нет. На севере виноград не растет. С овощами и фруктами туго. А ведь именно из них делают спиртное. Поэтому у чукчей быстро возникала довольно тяжелая зависимость. Но это совсем другая история.
Многие не хотели завязывать с кочевым образом жизни. И до сих пор хватает представителей народа, о котором идет речь, кто не завязал с кочевым образом жизни, с бытом в тундре.
Правда, многое изменилось. Много чего появилось. Средства связи, переносной душ, портативные газовые нагреватели воды и так далее. Я к тому, что теперь, если есть средства на приобретение необходимых «гаджетов», в тундре можно спокойно помыться, посмотреть телевизор, выйти в интернет и так далее.
И всё же сторонники кочевой жизни стараются мыться не очень часто. Дело не только в традициях, но и в условиях существования. Грязь на теле не вызывает каких-то положительных ассоциаций. С другой стороны, это неплохая защита от природного воздействия.