Найти тему

CLASSIC: Chris Rea. The Road to Hell Part 2 (1999). Рецензия

Автор: Алекс Лоренц

Жанр: pop rock | soft rock | blues rock | electronic rock

Страна: Великобритания

Лейбл: Warner Music

Дата выхода: 15 ноября 1999

Нет надобности представлять жителям постсоветского пространства Криса Ри (или, если угодно, Риа). Только глухой не слышал его блюз-роковые хиты-на-все-времена «The Road to Hell», «Auberge», «And You My Love», «The Blue Cafe» и еще чертову уйму, которые из года в год крутятся на всех радиостанциях.

В конце девяностых, когда старый добрый рок настолько состарился, что оказался слегка при смерти, многие ветераны рок-сцены стали экспериментировать — в том числе с электронщиной, хотя бы те же Scorpions и Гэри Мур. Другие, вроде Дио, даже сильно утяжелясь, тоже нащупывали новый путь.

-2

Не стал исключением и Крис Ри. Обычно раньше он играл спокойный, размеренный гитарный рок с сильным креном в блюз. Но в 1998 году выпустил хитовый альбом «The Blue Cafe», где совместил свою традиционную слайдовую поп-блюзятину с электронщиной. Однако неугомонному дядьке и этого показалось мало — он попер еще дальше в альбоме 1999 года «The Road to Hell Part 2».

Тут сразу напрашивается оговорочка. Песни Криса Ри принято включать в сборники рок-баллад, но сам он всячески старается дистанцироваться от токсичной рок-тусовки. Бывали у него коллаборации с Элтоном Джоном, Дэвидом Нопфлером и Ширли Бэсси, но это всё такой себе рок, если честно («такой себе» — как рок, а не как музыка, это всё безусловно первоклассные композиторы и музыканты). В середине девяностых в телевизионном интервью Крис прямым текстом попросил ведущих называть его не рок-, а поп-музыкантом. Так что претензии вроде «предал рок-музыку» однозначно с порога отправляются куда подальше.

Справедливости ради, «The Road to Hell Part 2» — название ради пиара. На самом деле с оригинальным «The Road to Hell» этот альбом имеет крайне мало общего помимо исполнителя и его специфической манеры подачи материала. Все песни Крис, как всегда, написал сам. В наличии все тот же мгновенно узнаваемый хриплый голос, простые соляги на слайд-гитаре и блюзовые мотивы. Но теперь ко всему этому великолепию добавилось много драм-машины, саксофона, женских бэков и разнообразных сэмплов. Давайте пройдемся по трекам.

«Can't Get Through» начинается с россыпи сэмплов и старой мелодии «The Road to Hell», наигрываемой на акустической гитаре. Потом — крутой битовый расколбас с речитативом от Криса Ри и рельефной поддержкой девушек на бэк-вокале. Взрывной саксофон здесь чередуется с маслянистой слайд-гитарой. В середине музыканты выдают мощную, чувственную кульминацию.

«Good Morning» — своего рода утренний психодел с рваным электронным басом, все теми же слайд-гитарой и саксофоном и крайне простым текстом в духе южноамериканского госпела. По сути дела это и есть госпел, только сильно электронный.

Дальше — красивая, воздушная баллада «E» вполне в духе старого доброго Ри, но со значительной примесью электронных элементов. Зато «Last Open Road» — что-то кардинально новенькое. Это настоящий заводной хард-роковый боевик с неистовым битом и неотесанной, рычащей гитарой — мудрое послание для молодых. Навскидку вряд ли у Криса Ри было что-либо тяжелее и суровее «Last Open Road».

«Coming off the Ropes» и «Keep on Dancing» стилизованы под латино-блюз с заметно выпирающими элементами джаза и, собственно, тем примечательны. Вторую Крис даже включил в обновленной версии в «латинский» тематический альбом грандиозного 11-дискового бокс-сета «Blue Guitars» (2005). А вот «Evil No.2» — типичная болотная Луизиана с крокодилами, тут разве что расчески и гладильной доски в качестве инструментов недостает.

«Marvin» и «I'm in My Car» — трогательные электронные блюзовые баллады. Между ними — «Firefly», ни на что не похожая, мрачная, мистическая, почти оккультная вещица. Нечто вроде нее — «Be My Friend» из бонус-треков. Эта даже слегка пугающая.

Заводная «New Times Square» и изящная «The Way You Look Tonight» с французским флером превосходно дополняют и завершают картину. Как и второй бонус — не вошедшая официально ни в один альбом, но ставшая рождественским шлягером «Driving Home for Christmas».

В общем и целом матёрый волчара Крис Ри дал жару — и выдал кучу классных песен, и поэкспериментировал вволю. К слову, в те годы он лечился от тяжелой болезни. Так что тем более уважаемо получилось.