Найти в Дзене
Страницы истории

Лев Нарышкин - главный шпынь при дворе Екатерины II, который мог говорить то, на что другие не решались

Он был доверенным лицом и любимцем Екатерины II и Петра III, причем, одновременно. Он был знатного рода и неглуп, но государственной службе предпочел шутовство и балагурство. Так каким он был, главный балагур и «шпынь» императорского двора? Племянник Петра I Лев Александрович Нарышкин родился 26 февраля 1733 года в Санкт-Петербург. Он был двоюродным племянником Петра Iпо матери, Наталье Нарышкиной, и очень гордился своим родством. Его отец Александр Львович, как близкий родственник монаршей особы, обладал большим количеством титулов, званий и наград и имел вес при дворе. Лев был одним из его пятерых детей. Старший брат сделал карьеру государственного деятеля, Льва определили в Преображенский полк, что было очень престижно, но вся его любовь к армейской службе ограничивалась тем, чтобы надеть мундир, который прекрасно сидел на стройном юноше, и лихо погарцевать на лошади. Любимчик Петра Федоровича В 18-летнем возрасте Лев Нарышкин был назначен камер-юнкером к великому князю Петру Федор

Он был доверенным лицом и любимцем Екатерины II и Петра III, причем, одновременно. Он был знатного рода и неглуп, но государственной службе предпочел шутовство и балагурство. Так каким он был, главный балагур и «шпынь» императорского двора?

Лев Александрович Нарышкин
Лев Александрович Нарышкин

Племянник Петра I

Лев Александрович Нарышкин родился 26 февраля 1733 года в Санкт-Петербург. Он был двоюродным племянником Петра Iпо матери, Наталье Нарышкиной, и очень гордился своим родством. Его отец Александр Львович, как близкий родственник монаршей особы, обладал большим количеством титулов, званий и наград и имел вес при дворе. Лев был одним из его пятерых детей.

Старший брат сделал карьеру государственного деятеля, Льва определили в Преображенский полк, что было очень престижно, но вся его любовь к армейской службе ограничивалась тем, чтобы надеть мундир, который прекрасно сидел на стройном юноше, и лихо погарцевать на лошади.

Любимчик Петра Федоровича

В 18-летнем возрасте Лев Нарышкин был назначен камер-юнкером к великому князю Петру Федоровичу и оставался рядом с ним до его последнего часа. Лев Нарышкин был одним из его любимцев, и когда великий князь стал императором под именем Петр III, то Нарышкин был возведен в чин генерал-поручика, ему было пожаловано 16 000 рублей, а потом император подарил ему каменный дом – и это все за полгода. Но ценил его Петр Федорович не за трудолюбие и исполнительность. Императору очень нравился его легкий нрав, остроумные шутки, дерзость и умение организовать очередное развлечение.

Лев Нарышкин всегда сопровождал императора, и когда в результате заговора тот был свергнут и арестован, то Лев Нарышкин не попытался спрятаться и спастись, он остался рядом с императором, а потому был арестован вместе с ним.

Но под арестом Лев Нарышкин пробыл только два месяца. Он не только избежал ссылки, но и был очень благодушно принят при новом дворе императрицы Екатерины II.

Кадр из сериала "Великая. Золотой век". В роли Льва Нарышкина Алексей Филимонов
Кадр из сериала "Великая. Золотой век". В роли Льва Нарышкина Алексей Филимонов

Доверенное лицо императрицы Екатерины II

Екатерина не просто так приблизила к себе Нарышкина, как это сделал ранее ее покойный супруг. Екатерина помнила их дружбу и то, сколько раз Лев, находясь на службе у ее мужа, выручал и ее, Екатерину. Благодаря своему умению шутить, паясничать и заговорить любого, Нарышкин отвлекал внимание приставленной к Екатерине надзирательницы Марии Чоглоковой, усыплял ее бдительность. А в это время у великой княгини развивался ее первый роман с красавцем Сергеем Салтыковым. А потом, когда Салтыков был выслан, Нарышкин помогал устраивать свидания со Станиславом Понятовским. Поэтому доверенным лицом Екатерины Лев Нарышкин был уже давно.

Лев Александрович вошел в близкий круг императрицы и до самой ее смерти постоянно оставался при ней, развлекая ее и веселя. Он не только трапезничал у нее в будние дни, но и сопровождал ее в поездках, в том числе, и в путешествии в Крым.

Придворная служба, которой Лев Нарышкин себя не утруждал

При дворе Екатерины Нарышкин занимал высокую должность обер-шталмейстера, то есть, он был главным над императорскими конюшнями. Но работой себя он не утруждал. Ходил такой анекдот про Льва Александровича. Решил как-то Лев Нарышкин поработать и пришел на службу. Но в своем кресле он застал спящего дворцового кота. Лев Александрович пожал плечами, сказал, что его место уже занято, и покинул залу.

Подобных анекдотов про Нарышкина ходило много, но чаще автором шуток и анекдотов становился сам Лев Александрович. Своими шутками он умел развеселить и Екатерину, и екатерининских придворных, за что его очень любили.

Главный придворный шпынь

Льва Нарышкина называли придворным шпынем и арлекином. Он любил подтрунивать, поддразнивать, донимать своими шутками и незлобными издевками. Он «шпынял» всех, не глядя на чины, титулы, звания. Хотя порой его уколы были и обидными. Его не раз вызывали на дуэль, на которых он чаще всего побеждал своим остроумием и находчивостью. Но и в честном поединке тоже.

Кадр из сериала "Великая. Золотой век". В роли Льва Нарышкина Алексей Филимонов
Кадр из сериала "Великая. Золотой век". В роли Льва Нарышкина Алексей Филимонов

Однажды он в обществе императрицы и придворных буквально «зашпынял» генерал-губернатора и могилевского наместника Петра Богдановича Пассека, который службе предпочитал карты, лошадей и любовниц. Обидевшийся Пассек вызвал его на дуэль. Нарышкин принял вызов, но поставил условие: один из них останется на месте. Пассек понял, что дуэль будет до смертельного исхода.

Оба дуэлянта сели в карету Нарышкина и отправились за город. Когда карета остановилась, лакей отворил дверь, и Пассек вышел. Дверь тут же захлопнулась, и Нарышкин прокричал Пассеку из окна: «Я сдержал слово, оставил тебя на месте».

Несмотря на то, что многие обижались на шутки Нарышкина, в обществе его любили, так как он был общительным, остроумным и в целом человеком добродушным, вносил в чопорное общество веселье и живую струю.

За это же его ценила и Екатерина II, она писала о Льве Нарышкине:

«Эта была одна из самых странных личностей, каких я когда-либо знала, и никто не заставлял меня так смеяться, как он. Это был врожденный арлекин и, если бы он не был знатного рода, к какому он принадлежал, то он мог бы иметь кусок хлеба и много зарабатывать своим действительно комическим талантом: он был очень неглуп, обо всем наслышан, и все укладывалось в его голове оригинальным образом».

Больше, чем шут

Но Левушка был не только шутом. В обществе он занимал особое место. Его маска шута, которую он добровольно надел на себя, позволяла ему в шутливой форме, через остроты, высказывать правду императрице.

Кадр из сериала "Великая. Золотой век". В роли Льва Нарышкина Алексей Филимонов
Кадр из сериала "Великая. Золотой век". В роли Льва Нарышкина Алексей Филимонов

Историк Сергей Шубинский описывает такой случай. Как-то императрица посетила Тулу, среди ее сопровождающих был и Нарышкин. Местный губернатор Михаил Кречетников стал убеждать Екатерину, что у него в городе низкие цены на основные продукты. Нарышкин не поверил и, скромно одевшись, пошел на рынок. Через некоторое время он вернулся, а на его посохе была нанизана буханка хлеба.

“Что все это значит?” – вопрошает императрица. – “Я принес тульский ржаной хлеб,” – отвечает Нарышкин. – “А по какой цене за фунт купил ты этот хлеб?” – заподозрила неладное Екатерина. Шут докладывает, что за фунт хлеба он заплатил по четыре копейки. “Быть не может! Цена неслыханная… Мне же донесли, что в Туле такой хлеб продается за копейку!” – разгневалась монархиня.

Нарышкин часто переодевался и ходил в народ, а затем, в шуточной форме, открывал Екатерине глаза на многие серьезные дела, которые вызывали отнюдь не смех. Прирожденный артист (он даже брал уроки у французского актера), Нарышкин легко подстраивался под то окружение, в котором оказывался во время таких своих вылазок, выяснял настроения людей, их проблемы и докладывал императрице. А та часто перед принятием какого-либо решения, касающегося народа, советовалась с ним по поводу настроения масс.

Известен был Нарышкин и как меценат. Писатель и издатель Фаддей Булгарин пишет:

«Литераторов, обративших на себя внимание публики, остряков, людей даровитых, отличных музыкантов, художников Лев Александрович Нарышкин сам отыскивал, чтобы украсить ими свое общество».

Хлебосольный хозяин

Любили Льва Нарышкина и за его хлебосольство. В его доме всегда было много гостей, которые находили там и теплый прием, и щедрое угощение, и веселье. Даже те, кого Нарышкин и не знал.

А масштаб устраиваемых им увеселений - балов, маскарадов, пикников просто поражал. В обществе долго обсуждали прием, который он устроил в честь Екатерины II в 1772 году в своем загородном имении. Его даже освещали в «Санкт-Петербургских ведомостях», в которых расписывали и возведенные для этого приема колонны, и божественные звуки труб и литавр, и пальбу из пушек, и фейерверк. Это развлекательное мероприятие обошлось Нарышкину в 300 тыс. руб.

Кадр из сериала "Великая. Золотой век"
Кадр из сериала "Великая. Золотой век"

Семья Льва Нарышкина

В семейной жизни Лев Нарышкин был счастлив. В феврале 1758 года он женился на Марине Осиповне Закревской, которая по матери приходилась племянницей Алексею Разумовскому. Еще в 1755 году, в 14-летнем возрасте, Марина стала фрейлиной при дворе. Ее приятная внешность и ум привлекли внимание Екатерины Алексеевны, тогда еще великой княгини, и та стала покровительствовать девушке. Она и устроила ее свадьбу с Львом Нарышкиным. После свадьбы Марина занялась семейной жизнью и стала отличной управительницей домами и поместьями супруга. При этом она не покидала и двор.

Марина Осиповна Нарышкина-Закревская
Марина Осиповна Нарышкина-Закревская

У супругов было семеро детей – два сына и дочери, причем, все они дожили до взрослого возраста. Самым успешным был Александр Львович, обер-гофмаршал и обер-камергер, директор Императорских театров. А самым известным, пожалуй, его брат Дмитрий Львович. Он был женат на фрейлине-красавице Марии Святополк-Четвертинской, многолетней любовнице императора Александра I.

Последние годы и кончина

Лев Александрович был одним из последних, с кем общалась Екатерина II. Французский мемуарист Шарль Франсуа Филибер Массон в записках о последних днях царствования Екатарины пишет, что 4 ноября 1796 года Екатерина

«…много забавлялась с Львом Нарышкиным, ее обер-шталмейстером и первым шутом, торгуя и покупая у него всевозможного сорта безделушки, обыкновенно носимые им в кармане с целью продать их ей, как это сделал бы бродячий торговец, роль которого он играл".

Он до последнего дня оставался для императрицы одним из самых близких людей.

Сам Лев Александрович скончался 10 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге в возрасте 66 лет. Похоронен в Александро-Невской лавре.

Другие публикации, связанные с темой статьи и деятелями времен Екатерины II: