Я не впервые уже обращаюсь к текстам украинского историка Александра Каревина. Историка, который родился в Киеве, окончил киевское высшее учебное заведение - в общем, прожил на киевской земле всю свою жизнь. При этом, будучи человеком глубоко образованным, Каревин не скатился в русофобию. Потому что Александр Семенович не просто опытный историк, но еще и здравомыслящий, порядочный человек. Так что ему было трудно, конечно, принять, что чёрное на Украине активно называли белым, и наоборот.
В одном из своих очерков, под названием «Сумерки невежства», написанном задолго до кровавого майдана 2014 года, Каревин анализирует те процессы переписывания истории, которые происходили на Украине повсеместно, на всех уровнях - от школьных учебников до передач на ТВ и радио.
В качестве примера такого агрессивного мифотворчества под видом «реальной исторической науки» Каревин приводит авторскую программу «20 минут с Владимиром Яворивским», на протяжении многих лет еженедельно выходившую в эфир на Первом канале Национального радио Украины.
Яворивский в период выхода передачи занимал очень серьёзные должности: председатель Национального союза писателей Украины, народный депутат, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам культуры и духовности.
Задачу своей передачи Яворивский видел в том, чтобы «возвращать украинцам историю», которой такие-сякие русские их лишили «за трехсотпятидесятилетнюю эпоху порабощения». Да-да, на Украине после 1991 года активно разгонялся тезис, что русские, оказывается, порабощали украинцев. В итоге почему-то отстроив им всю инфраструктуру. Странное такое рабство, конечно… Ну да ладно, не суть.
Итак, Каревин в качестве наглядного примера антиисторичности передач Владимира Яворивского берёт один из выпусков «20 минут». В котором (в выпуске) автор перечисляет обиды, нанесенные украинцам русскими.
Заявил [Яворивский - прим.моё], например, что в 1686 году российские власти подкупили константинопольского патриарха, чтобы добиться от него ликвидации «автокефальной украинской православной церкви». А в 1689 году они же запретили Киево-Печерской лавре печатать книги без разрешения «патриаршей цензуры из Петербурга». А в 1708 году устроили резню в Батурине. А в 1709-м, продолжая погром Украины, начатый в ответ на попытку гетмана Мазепы освободиться от московского ига, по приказу Петра I были принудительно перевезены в Великороссию лучшие представители украинской интеллектуальной элиты - Симеон Полоцкий, Иоанникий Галятовский, Лазарь Баранович, Стефан Яворский, Феофан Прокопович и т.д.
Каревин методично, по пунктам разбирает то, какую шляпу наговорил Яворивский. Начинает Александр Семенович с того, что в 1686 году попросту не существовало никакой самостоятельной украинской церкви, а существовала только киевская митрополия, подчинявшаяся Патриарху Московскому и всея Руси.
Про «патриаршую цензуру из Петербурга» в 1689 года у Яворивского вообще смешно вышло. Тут даже не нужно быть семи пядей во лбу. Достаточно вспомнить, что Санкт-Петербург в целом был основан несколько позже - в 1703 году.
Миф о батуринской резне был опровергнут задолго до того, как украинские националисты начали вновь вытаскивать его из пыльных сундуков (в борьбе с русскими все средства хороши, и тот же миф о Буче, из новенького, теперь будет постоянно доставаться из рукава, несмотря на его опровержения).
По поводу «принудительного переселения в Великороссию» Александр Каревин не поленился и написал историческое опровержение относительно каждого упомянутого Яворивским деятеля.
В частности, что касается Симеона Полоцкого, то мало того, что он был по происхождению белорусом, а не украинцем, так ещё и умер в 1680 году. То есть примерно тогда, когда Петру I было восемь лет от роду. Соответственно, переехал Полоцкий в Великороссию еще до рождения Петра - в 1664 году.
Далее Каревин деликатно напоминает Яворивскому, что Иоанникий Галятовский и Лазарь Баранович вообще никуда из Украины не переезжали. Первый был архимандритом Елецкого Успенского монастыря в Чернигове до конца своих дней, а второй - черниговским же архиепископом, и тоже (вот ведь какая незадача для переписывальщика истории Яворивского!) - до конца своей жизни.
И так далее, и тому подобное…
Каревин, разоблачая псевдоисторические заявления Яворивского, добавляет, что всё это отнюдь не отдельные ляпы. И странно было бы, кстати говоря, предположить, что такое нагромождение исторических ошибок и откровенных перевираний - технический сбой у специалиста. Каревин говорит, что «вся эта гремучая смесь невежества и русофобии» (это цитата, притом цитата домайданного времени ещё!) вливалась в уши украинской аудитории на протяжении долгих лет.
Вывод, который делает в своем материале Каревин, пророчески трагичен:
Куда заведут Украину такие «духовные вожди»? Это можно представить. И смеяться почему-то не хочется.
Послесловие к данному материалу было написано Александром Семёновичем в 2015 году, уже после кровавых событий майдана.
Вот что добавляет к ранее сказанному Каревин.
Прошло много лет. Настал год 2015-й. На Украине ныне разгул русофобии. Ненависть к России и русским разжигается повсеместно, вдалбливается в головы людей из радиоприёмников, с экранов телевизоров, компьютерных мониторов, газетных полос, журнальных страниц, книг (художественных и «научных») и т.д.
То есть понимаете, да? Люди мыслящие за десятилетия до СВО понимали, в какую духовную пропасть катится украинское общество. Такие, как киевский историк Каревин, пытались предотвратить трагедию. Они писали о ней, пытались бороться с надвигающейся лавиной безвременья и ненависти при помощи исторического знания - но всё было тщетно. Каревина не слушали ни украинцы, ни россияне.
Россияне, во многом стараниями либеральной творческой тусовки, о Каревине вообще в массе своей ничего не знали. Вот спросите какую-нибудь Тамару Эйдельман* (которая вроде как числится историком), кто такой Александр Каревин. В лучшем случае она просто о нём не знает. В худшем - она обольёт его словесными помоями. Зато она активно романтизирует и героизирует Адольфа Г. Да-да, представительница столь «горячо любимой» Адольфом национальности рьяно защищает его.
Опять же, тогда стОит вернуться к тому тезису, что любое общество вначале умирает духовно, и если эта духовная гибель свершилась, то гибель физическая - вопрос времени, не более того. На Украине эта цепочка «смерть духовная - смерть физическая» реализуется, что называется, у всех на глазах. В России же общественный организм сейчас болеет. Ценой гибели многих людей этот организм вырабатывает иммунитет и пытается выздороветь. Избавившись от перевирания и унижения собственной истории, ценой многих человеческих жизней обретая шанс на возрождение.
А Каревин - тот самый Каревин, который задолго до всех трагических событий предвидел их, - сейчас в руках СБУ. И что с ним там на самом деле, не знает никто…
*признан иноагентом в РФ