Найти тему
Эпатаж в искусстве

Удалить предметы бытования: как проходит волшебный процесс реставрации картины

Оглавление

Осторожно и постепенно он удаляет все пережитки прошлого, дабы вернуть произведению жизнь. Тонкость его мастерства вызывает восхищение.

Процесс «оживления» картины крайне кропотлив. Ремесленник тщательно исправляет следы прошлого: удаляет пожелтевший лак и загрязнения, исправляет повреждения, иногда даже дорисовывает утраченные части красочного слоя.  В общем и целом, стараясь придать художественному памятнику как можно более опрятный и свежий вид. 

Сама по себе профессия реставратора идёт бок о бок с различными историческими источниками, будь то книги, картины, фотографии и другие культурные ценности. Это окутывает ремесло легкой загадочностью и очарованием, за реставрацией хочется наблюдать часами. 

Сегодня мы поговорим об основных аспектах процесса реставрации картин и его различных тонкостях. 

Первым этапом реставрации, после тщательного осмотра и изучения полотна, идёт укрепление. Реставратор консервирует участки живописи, чтобы дальше картина не осыпалась.

Зачастую первым делом реставратор обращает внимания на обратную часть картины, потому как она может рассказать о происхождении произведения гораздо больше, чем лицевая сторона. Обычно там можно обнаружить даты, название и даже кому посвящен шедевр.

С помощью животного клея и реставрационной бумаги специалист исправляет поврежденные участки: на трещинах и местах, где слой краски утрачен. 

В задачи реставратора также входит аккуратно удалить с произведения все «предметы бытования».

Часто хозяева картины могут пытаться спасти ее от разрушения с помощью тряпок, заплаток, самостоятельной дорисовки и прочего. 
-2

Большие трещины на обороте также проклеиваются и  заполняются реставрационным холстом ( или кусочками уже загрунтованного холста)

-3

Далее следует самый завораживающий процесс - очистка произведения от пожелтевшего лака (не редкость и картины без лака, просто пожелтевшие от пыли). Полотно словно становится живым, зрителям открываются истинные цвета и посыл. 

-4

Замена подрамника тоже требует больших усилий: помимо удаления гвоздей и обкладок, мастер изготавливает новый вручную. 

-5
В набор реставратора входят режущие, шлифовальные, рубящие, строгальные, строительные ударные, зажимные, монтажные и измерительные инструменты.

Примерный базовый арсенал состоит из следующих изделий:

  • фомка (лом с гвоздодером),
  • пила-ножовка,
  • молоток,
  • стамеска,
  • долото,
  • рубанок,
  • цикля,
  • дрель.
-6

Затем следует реставрационный грунт в несколько слоев для полного заполнения трещин. Излишки после высыхания также подчищаются. 

-7

Не менее важный этап для эластичности красочного слоя - это общее укрепление. Мастер промазывает животным клеем полотно, а затем покрывает пропитанной реставрационной бумагой (создаёт заклейку). Это необходимо для того, чтобы картины была более плоской. 

-8

Очистка оборота может показать, как сильно картина загрязнилась за несколько сотен лет. 

Для каждого процесса восстановления ремесленник подготавливает индивидуальный реставрационный состав, который создаётся после изучения химического содержания самого произведения. 

-9

Чтобы склеить авторскую картину и новый реставрационный слой, идёт дублирование кромок. Это позволяет хорошо натянуть картину.

-10

После просыхания заклейка удаляется и реставратор приступает к следующей ступени процесса: натяжка картины на новенький подрамник. Мастер приколачивает специальными гвоздями произведение к деревянной рамке. Все делается постепенно, с каждой стороны понемногу, во избежание перекоса в одну сторону.

-11

 Холст обязательно подворачивается под подрамник и тоже закрепляется. 

-12

Заключительным этапом служит восстановление утрат: реставратор, словно превращаясь в живописца, дописывает пустоты. Мастер внимательно подбирает нужный оттенок и «стирает» уже бывшие трещины. На фотографии  тонировка проводится акварелью. 

-13

Уже после нескольких слоев дефекты картины практически незаметны. 

Чаще всего эта последняя ступень восстановления занимает больше всего времени. 

-14

Теперь мы можем увидеть весомую разницу до и после. Реставрация это крайне важное ремесло, позволяющее вернуть былую красоту полотна. 

До и после реставрации. Автор неизвестен. Картина без названия. Но чудесная какая!
До и после реставрации. Автор неизвестен. Картина без названия. Но чудесная какая!

Реставратор - это емкая и ответственная работа, вместе с тем крайне увлекательная и даже волшебная. Она несёт в себе большую значимость и даёт возможность увидеть зрителю весь замысел и прелесть шедевра мастера. 

Благодарю за внимание! 

Фотографии взяты с канала на ютубе: Ivan restorer

❤️‍🔥Обязательно переходите в мою подборку по творчеству Иеронима Босха - «почетного профессора кошмаров» 😉

Почетный «Профессор кошмаров» - Иероним Босх | Эпатаж в искусстве | Дзен

Также смотрите мой свежий ролик о личной жизни творца В. Кандинского, его абстрактные треугольники с любимыми поражают своей остротой и резкостью😱