Года два назад в книжном Дзене все обсуждали довольно спорную тему о том, можно ли ассоциировать личность автора с его произведениями. Большинство людей высказались о том, что нужно разделять личность автора и результат его творчества, ведь они никак не связаны. У меня же скорее непопулярное мнение на этот счёт, которое в прошлый раз я решила не высказывать, но сегодня захотелось обсудить с вами. Обязательно пишите в комментариях своё мнение по этому вопросу.
Результат любой творческой деятельности - это отражение внутреннего мира творца. Таким образом человек показывает то, как он видит этот мир. Любое художественное произведение - это всегда субъективное отражение объективной реальности.
При написании книг авторы опираются на свой личной жизненный опыт, на свои взгляды на этот мир, часто даже добавляют какие-то личные биографические моменты, свои переживания. Даже в том, какие темы поднимает автор в своих произведениях, к каким выводам приходит, каким слогом пишет, олицетворяется его личность.
Но, конечно, в художественном произведении не может быть отражена личность автора во всей её полноте. К тому же в процессе создания произведения автор создаёт «художественную модель мира», но сознание автора не связано с сознанием героя, поэтому книжных героев нельзя напрямую ассоциировать с автором.
Я работаю фотографом. И какой бы человек ни был в объективе моей камеры, я запечатлю его в своём стиле с учётом особенностей самого человека. Моя личность отражается во всех сделанных мной фотографиях, ведь по-другому никак. Поэтому я считаю, что личность автора - это неотъемлемая часть любого вида искусства. Ведь искусство - это не просто какие-то технические моменты, художественные или литературные стили, мастерство автора, а ещё и его взгляд на мир, его душа, его сознание. Сама ценность художественного отражения - это как раз уникальность личности творца. Выбор объекта, на котором автор фокусирует свое внимание, основан на субъективном взгляде на мир. Любое произведение искусства - это совокупность отражения реальности и индивидуального отношения к ней.
Произведения авторов, близких нам по своим глубинным психологическим характеристикам и ценностным ориентирам, мы оцениваем выше, чем произведения тех авторов, чьи психологические характеристики противоположны нашим собственным.
К примеру, если бы какой-нибудь маньяк-убийца (тут я утрирую, имея ввиду личность без каких-либо моральных принципов, с соответствующими взглядами на жизнь) организовал бы выставку со своими картинами (пусть даже они будут великолепны в своём исполнении), я бы её не посетила, потому что искусство тесно связано с личностью автора, оно отражает его душу. И это для меня первостепенно.
Но проблема в том, что я оцениваю с моральной точки зрения самого автора, перенося эту оценку на его творение и забывая о его эстетической части. (Под эстетической частью я понимаю визуальное воплощение, стиль, мастерство, слог и т.д.) И с этим я не согласна, так как личность автора влияет и на этическую, и на эстетическую часть его творения. Пусть и не все грани его личности раскрываются в произведении.
Вы можете оценить произведение неизвестного вам автора, о котором вы не знаете вообще ничего, но это не значит, что при этом вы отделяете его творение от него самого. Не ассоциируя осознанно личность автора с его творением, вы всё равно соприкасаетесь с его личностью, потому что она заложена внутри того, что он создал.
Но дело в том, что не только личность автора может находить выражение в произведении. Тот, кто читает это произведение, то есть человек воспринимающий способен отождествлять своё субъективное мнение с тем, что имел ввиду автор. То есть каждый человек находит свои смыслы в том или ином произведении, понимает его по-своему с учётом своего жизненного опыта и взглядов на мир. И, ссылаясь на мнение автора, читатель на самом деле выражает свою позицию, которая часто не имеет ничего общего с тем, что хотел сказать автор.
Подведу итоги:
Во-первых, личность автора находит свое отражение в созданном им произведении искусства. Во-вторых, процесс восприятия произведения художественной культуры всегда представляет собой непрямое общение с его автором. В третьих, произведения авторов, близких нам по ценностным ориентирам мы оцениваем выше. В четвёртых, наше восприятие того или иного произведения основано на нашем и часто не имеет ничего общего с тем, что на самом деле хотел сказать автор.
Жду в комментариях ваши мысли на эту тему, давайте обсудим!
Если вам понравилась эта статья, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал:)
Также читайте мои предыдущие статьи:
Лучшая книга 2023 года: история, зацепившая с первых страниц
Книга с очень неожиданным финалом: на первый взгляд проходная история, но это не так
Самые ожидаемые книжные новинки 2024 года | Хочется читать всё и сразу
Итоги года | С какими издательствами сотрудничаю? Сколько человек подписалось на канал? Личные итоги