Найти тему
Байки от Краба

32. «В мире животных».

Эти натуралистические заметки, я назвал в честь замечательной телепередачи старого телевидения, которую очень любил. Главными героями в них стали представители фауны, встречи с которыми мне запомнились.

На границе нашего садового участка, с наружной стороны забора, отделявшего садовое товарищество от дороги и деревни, росла одинокая береза. Еще в юношеском возрасте я изготовил и повесил на неё «скворечник». Метров в пятнадцати от дерева, на участке размещались хозяйственные постройки – сараи и туалеты, наши и соседей. Там на шесте прибитом к сараю, хозяин соседнего участка установил ещё один домик для птиц. Значительно позже я узнал, что место для гнезда у скворцов выбирает самец. В тот запомнившийся год, на мой «скворечник» пал выбор необычного представителя отряда пернатых, разместившись на полочке перед отверстием в «домике», товарищ стал исполнять свои любовные трели. На его призыв откликнулась подруга и они устроили любовный хоровод, но одной подруги «герою любовнику» оказалось мало, перелетев на соседний «скворечник» он вновь запел песни любви, на которые так же откликнулась другая «дама». «Осенний марафон» начался, когда у обеих «дам», начались заботы о будущем потомстве – самки отложили яйца и начали их высиживать. То одна, то другая «избранница» безымянного героя, высунувшись из «скворечника» стали призывно звать друга, видимо для доставки пищи. Пол дня «двоеженец» метался между соперницами, за всем этим с интересом наблюдали я, мама и ее подруги с соседних участков. Выбившись из сил, товарищ наконец сделал выбор в пользу одной из возлюбленных, и на призывные крики другой отвечать перестал. Женщины комментировали: «Всё как в жизни у людей». Брошенной самке, ничего не оставалось как бросив на время потомство, добывать червяков самой. Вскоре в обоих скворечниках появилось потомство и когда птенцы окрепли, скворцы покинули свои дома. По осени я полез на берёзу и снял «скворечник», для ремонта. Сняв крышку обнаружил внутри три голубых яйца, видимо наседке не хватало тепла для высиживания всего потомства. Показал содержимое скворечника маме, она сказала: «Так всегда и бывает, молодые тешатся – а страдают дети». Сейчас участок находится в пользовании младшего сына брата близнеца, я передал ему родовое гнездо. Жаль, но береза не сохранилась, через несколько лет после описанных событий в неё ударила молния. Значительно позже прочитал в интернете, что такое поведение самцов у скворцов не редкость и даже имеет название – одновременная полигиния, ещё прочитал что как правило самец возвращается к первой из откликнувшихся на его призыв самке, но в описанном мною случае всё было как «у людей».

Вторая история относится к середине девяностых годов, прошлого века – к первым годам моей вахтовой работы на буровых. Однажды бурильщик, звали его Радик, выйдя из вагона увидел около крыльца своего вагона, собачку – помесь лайки и дворняги. Пес был среднего размера, светлого окраса, такие в вахтовых посёлках буровиков встречаются постоянно. Мне неизвестно чем пронял пёс душу бурильщика, но тот вынес из вагона миску с остатками еды, видимо кости из-под борща и оставил их псу на съедение. Каково же было удивление персонала вагона, когда утром они обнаружили перед своим крыльцом собаку, которая передними лапами прижимала к земле задушенную и принесённую от куда-то ондатру. На следующий день история повторилась. В бригаде нашлись охотники, умеющие снять и выделать шкурки пойманных псом зверьков. Через несколько дней собака стала местной знаменитостью, для друга установили рядом с вагоном будку сделанную из ящика для переводника, а пёс исправно продолжал свою промысловую деятельность. Но видимо слухи с помощью приезжих водителей вылетели далеко за пределы вахтового городка буровой бригады, в один из дней в гости пожаловали два «ЭЦН-щика». Приезжие пришли в гости и заявили свои права на собаку, естественно их доказательства персоналом вагона не были признаны обоснованными и после продолжительных переговоров все обитатели городка стали свидетелями невиданного поединка. В промежутке между двумя рядами вагонов, на песке палкой нарисовали черту, на неё посадили собаку, по разные стороны в шагах десяти от собаки встали Радик и один из приехавших гостей, многочисленные зрители скопились с боков на деревянных тротуарах. По команде, каждый из участников поединка стал звать собаку к себе, используя разные клички которыми они наградили пса. Пёс явно растерялся, он с изумлением поглядывал то в одну, то в другую сторону, затем принял решение и направился к Радику, за что был им поглажен, большинство зрителей радостно приветствовали результат состязания. Гости покинули посёлок «несолоно хлебавши». Но справедливость торжествовала недолго, к вечеру собака исчезла. Видимо прежние хозяева не были согласны с решением пса, они незаметно вернулись и без лишнего шума забрав неблагодарного воспитанника, бесследно исчезли вместе с ним.

В первом десятилетии этого века я вместе с двумя «одно партийцами» работал на Приобском месторождении, центр этого месторождения находится на острове посреди реки Обь, около села Селиярово в ХМАО. По весне после ледохода, поднявшаяся вода частично затапливает остров, потом спадая оставляет многочисленные речушки и протоки, в них к середине июля водится много щуки и другой рыбы. Лов рыбы вахтовикам запрещён, подписывали специальные соглашения – штраф в те годы был 10000 рублей, что составляло до 1/4 средней зарплаты. Следят за порядком работники частных охранных предприятий, мы были вооружены мобильной станцией и частенько, нарушали конвенцию. В один из солнечных летних дней, съехали с трассы, и втроём направились с удочками в руках к небольшой речке, находящейся в низине. Когда спустились с насыпи вниз, на краю у берега увидели разморённую от зноя щуку, нос её был едва накрыт водой, а тело покоилось на песчаной отмели, потом все вместе решили, что щука явно чего-то обкурилась и просто балдела. Инженер партии, звали его Андрей – был просто фанатиком рыбалки, пока мы с водителем по кличке «Забор» изумлённо смотрели на наркоманку, не растерялся и бросив удочки стремительно прыгнул в реку, голыми руками схватил щуку и выбросил её на берег. Красавица запоздало начала совершать прыжки на песке и была успокоена мною, ударом увесистой корягой по голове, оглушающий инструмент я нашёл под ногами. Мне знаком знаменитый рыбацкий анекдот – когда я достал рыбу из реки, уровень последней упал на пол метра, но ей-богу не вру, длина щуки была около метра. Я не раз бывал на рыбалках, но такого способа ловли рыбы, более не встречал.

Эта история относится к последнему периоду моей вахтовой работы, произошла она в феврале 2017 года, дату помню по возрасту дочери, которой с телефона отправлял фотографии героини. Я последние годы работал в ночную смену, с 20:00 до 8 утра, однажды пойдя втихую покурить в тамбуре станции, увидел небольшую лису, она сидела на снегу между котельной и нашим вагоном. С этого момента, в течении месячной вахты я проводил опыты по приручению рыжей «красавицы». Главным средством установления контакта были кусочки колбасы, но лиса зверь очень осторожный, есть из рук она не хотела, обычно процесс выглядел так: я оставлял колбасу метров в десяти от вагона и делал вид, что ухожу, рыжая воровка хватала кусок и оттащив его на безопасное расстояние, начинала им лакомиться. В благодарность она позировала для фото и видео сессий. Когда звонила дочка, первый вопрос был: «А лиса приходила?». Слесарь рассказал, что как то днём она пришла в городок с тремя лисятами, народ как одурел, толпой стали снимать ее на смартфоны. Лиса стала очень агрессивной и быстро удалилась, больше днём она не появлялась и лисят никто больше не видел. Однажды дневные сменщики сказали мне: «Валера, нашей лисичке видимо пришёл конец, на куст пожаловала стая собак, два вожака были больших размеров». Стало очень тоскливо. Однако через несколько дней собачья стая покинула куст и через какое-то время рыжая гостья пожаловала в гости опять, естественно у всех работников партии это вызвало бурную радость. Не так прост этот зверь, видимо чует своих врагов. После окончания месячной вахты передал заботу о красавице сменщику, больше на этот куст разнарядки не получал и с представителями этого племени больше не встречался.

Далее расскажу о двух домашних животных – собаке и кошке, я точно знаю, что покинув наш мир, они забрали с собой часть моей души. В 1988 году отец привел в дом нового жителя – щенка, открыв входную дверь он сказал ему: «Ну выбирай себе постоянное место». Тот обошёл все комнаты, обнюхал меня и маму, и после смотрин нового помещения, видимо увиденное понравилось, выбрал себе место в прихожей, под лёгким креслом. Отец называл щенка мальчиком, но эта кличка не прижилась, все единодушно стали называть товарища Малышом, это имя ему явно пришлось по вкусу. Малыш был восточно – европейской овчаркой, через некоторое время он вырос в очень красивого представителя этого вида. Среди других собак он выглядел красавцем, окрас его был черно — светло-жёлтый, имел гордую осанку и смазливую мордашку с серебристой звёздочкой на лбу. Малыш прожил 11 лет, в зимнее время он располагался между прогулками в прихожей, либо свернувшись клубком на упомянутом кресле, либо растянувшись под ним. С ранней весны и до поздней осени он заступал на службу — охранял наш садовый участок. Летний просторный дом на участке имел крытую застеклённую пристройку и просторное крытое крыльцо. На крыльце из стола ему была оборудована будка обитая фанерой, рядом я сделал двухметровый вольер, обитый с одного края сеткой рабица, от угла дома до крайнего опорного столба крыльца, сверху была натянута проволока, к которой прикреплена довольно длинная металлическая цепь. Конструкция позволяла собаке быть мобильной в приличном по площади секторе охраны, вольер малыш использовал как туалет. Обычно родители лето проводили на садовом участке, в моменты когда люди шли на дачи от платформы пригородной электрички, пёс забирался на крышу своей будки, с которой выглядывал знакомых. Увидев родных ему людей пускался в радостный пляс и приветствовал всех громким лаем. Любимой игрушкой Малыша долго был детский резиновый мяч, он часами обхватив его передними лапами пытался прокусить толстую резиновую оболочку. Долгое время ему это не удавалось, но когда клыки выросли — наконец прокусил, после этого потерял к мячу интерес. У собак точно есть память, когда через несколько лет мы решили увеличить площадь прихожей, я разобрал старый массивный шифоньер стоявший в ней. Из под него выкатился тот самый мяч, Малыш сначала бурно обрадовался, видимо вспомнил, но когда обнаружил что мяч прокушен, разочарованно откинул его лапой прочь.

Собаки очень организованные животные, у каждого домашнего пса есть иерархия ближайшего окружения. Сначала главным хозяином Малыша был мой отец, маму он считал кормящим работником, а меня и тестя брата — тех кто его чаще всех выгуливал зимой — своими близкими друзьями. Однажды в прихожей, между мамой и отцом, находившимся в своем обычном поддатом состоянии, произошёл конфликт. Малыш заступился за хозяина, стал лаять на маму и попытался ее даже поцарапать. Мама разозлилась и со словами: «Ах ты дрянь, я тебя кормлю, а ты на меня пасть разеваешь», вооружившись половой тряпкой задала другу трёпку, пёс закрывая лапами нос, по которому досталось, сконфуженно спрятался под креслом. После заслуженного наказания в иерархии кое-что изменилось, хозяин есть хозяин, но есть власть и повыше. При любом удобном случае он пытался заслужить от мамы похвалы, на даче по осени даже делал вид, что ест яблоки — лишь бы его погладили. Верхом блаженства для пса было засунуть голову маме между колен, когда она садилась отдохнуть, в таком положении он млел от наслаждения. Году в 1997 моему отцу ампутировали часть левой ноги, ниже колена, папа много лет страдал артериосклерозом, передал нам с братом эту болезнь по наследству. Когда отец на костылях вернулся из больницы, пёс лежал на полу в прихожей, взглянув — он даже не пошевелился. Отец возмущённо ткнул его костылём: «Не узнаёшь?». Мама сказала: «Ну что ты делаешь, это зверь он всё понял». С той поры место хозяина в собачьей иерархии перешло ко мне. Я уже работал вахтовым методом, в дни моих возвращений, ещё когда был метрах в ста от дома, жили на втором этаже, Малыш встав в полный рост, начинал повизгивая скрести когтями дверь, никого к ней не подпуская. Для меня до сих пор непонятно, каким чувством он определял моё возвращение.

Во времена когда хозяином был папа — Малыш, стал отцом. Когда он прогуливал Малыша то, встретил мужчину с красивой овчаркой этой же породы. Красавицу звали Альма. Батя всегда был предприимчивым и немного авантюристом, он заверил хозяина дамы, что у Малыша есть соответствующие документы, подтверждающие его дворянское происхождение. Документов конечно же никаких не было, так как щенка достали водители автобазы, где батя будучи пенсионером работал сторожем, цена вопроса была бутылка спирта. Моя мама говорила, у собаки с детства нарушено восприятие, запах алкоголя пёс считал родным. Новые знакомые ударили по рукам, по результатам случки отцу полагался щенок кобель. Любовь была два дня, в результате Альма родила семь щенков. Её хозяин позвонил отцу: «Гаврил Иванович шесть щенков девочки и лишь один мальчик, нам нужен самец для развода породы». Батя был непреклонен: «Уговор дороже денег». Через некоторое время хозяин Альмы, перезвонил и радостно сообщил: «Мы ошиблись – два кобелька!». Когда сыночка привезли на дачу, в Малыше проснулся родительский инстинкт. Щенок его боялся, родитель облизывал сынка и нежно подтаскивал его лапами к блюдцу с молоком, поставленным моей мамой, вот что значит родная кровь! Потомок был подарен нашему родственнику, дяде Юре. Он несколько лет летом охранял их дачу, деревенский дом и участок в пригороде Томска – Богашево. Однажды в отсутствии хозяев и собаки дача была ограблена, когда владельцы обнаружили пропажу, то вызвали милицию. Среди прибывших сотрудников оказался кинолог, он дал понюхать псу вещи из домашнего обихода и собака привела розыскников к дому находившемуся с ограбленным на одной улице. В сарае владельцев дома были обнаружены пропавшие вещи. Как водилось в те годы, следствие замяли из-за недостаточной суммы похищенного. Через некоторое время собаку отравили.

У Малыша была одна существенная слабость — когда рядом оказывалась «собачья» свадьба, он терял полный контроль над собой. В первый раз он изрядно потаскал по двору моего отца, непредусмотрительно намотавшего поводок на руку, тот такого подвоха не ожидал и потерял равновесие. Результатом стало сломанное ребро. Учитывая печальный опыт, все остальные, кто с ним гулял кроме меня, в такие моменты просто отпускали поводок. Узнав о побеге друга, отправлялся на его поиски — находил всегда. Когда вёл его домой, на пса было жалко смотреть, задние ноги он еле волочил, видимо наработался, а уши виновато поджимал предчувствуя неминуемое наказание. Мама охаживая друга тряпкой на швабре, приговаривала: «Нашёркался, даже ног поднять не можешь, совсем как твой дядя». Под дядей она очевидно имела в виду меня — был неженат и иногда тоже терял голову, пускаясь в рискованные предприятия. Однажды когда родители находились на профилактике в больницах, друг привёл ко мне в гости двух своих знакомых девушек. Когда одна из них повернулась спиной к собаке, чтобы снять кожаное пальто, Малыш встал на задние лапы и положив передние на плечи девушки, стал выполнять характерные телодвижения. «Краб убери своего маньяка!» - закричала гостья, мой друг с улыбкой сказал: «А вы девушки думали, что просто так сюда пришли?». Входная дверь в этот момент не была закрыта и соседка видевшая сцену, рассказала о произошедшем. Мама кормя пса, приговаривала: «Даже собака поняла, кого сюда привели». Пропал Малыш так же из-за своего пристрастия к женскому полу. Я приехав с вахты жил с родителями на даче, стояла осень и я уже собирался всех вывозить домой. Обычно с утра, отсоединял ошейник от цепи и отпускал сорванца побегать, после возвращения вновь закреплял цепь карабином. В тот раз все так и происходило, но в момент когда вернувшегося пса хотел пристегнуть, мимо участка пронеслась «собачья свадьба», друг вырвался и больше не вернулся, поиски оказались безрезультатными. Шёл 1999 год, на брошенных садовых участках было полно всякой опустившейся мрази, Малыш был избалован ласками соседей и окружавших его людей, потерял инстинкт опасности и забыл, что самые опасные «звери» имеют человеческий облик. Когда я привёз родителей домой, мама через некоторое время сказала: «Без Малыша в доме стало как будто холодней». Через три месяца не стало и её. С тех пор собак более не держал.

О последней героине этих историй расскажу поменьше. Лиза — так звали кошку, которая появилась через пару лет, после того как я женился и мы с супругой переехали в новую квартиру. Кошки гораздо более независимые создания, нежели собаки, но так же любят быть в центре внимания, а маленькими не прочь, чтобы с ними играли. Лиза родилась в частном доме, где жили родители моей супруги. Когда её принесли в новый дом, она была размером с мою ладонь. Переезд на новое жилище перенесла прижатая к груди, под шубой моей супруги. Кошка была черного цвета, грудка, часть мордашки и "носочки" на окончаниях лап были белыми. Моя супруга решила — Лиза должна испытать все радости женского счастья и лишь после этого подвергнуться стерилизации. Когда кошка вошла в репродуктивный возраст, перед нами стала задача подбора Лизе подходящей партии. У меня есть замечательный друг — Георгий, помимо разнообразных талантов он ещё и замечательный сводник, очень неравнодушный человек, всегда охотно помогал другим решать проблемы. В своё время Георгий активно пытался устроить мою личную жизнь, не его вина, что затраченные усилия не увенчались успехом. Учитывая всё перечисленное, за помощью обратился к нему. Вскоре Гоша познакомил нас с молодой супружеской парой, чета проживала недалеко от нас, у них в семье жил интересующий нас объект. Товарища звали Кинг, кот имел редкий персиковой окрас, явно был представителем кошачьей элиты и обладал благородными манерами. По рекомендации Гоши мы связались с владельцами кота и были приглашены в гости. Первая встреча Лизы и Кинга была напряжённой, соблюдая дистанцию кошки осторожно стали приглядываться друг к другу. Чтобы не мешать, мы оставили Лизу на пару дней в обществе Кинга и его владельцев. Через назначенный срок, женские половины семей созвонились и мы пришли за любимым созданием. Хозяйка, звали её, по-моему, Таней, разочаровала нас, Лиза оказалась настоящей кокеткой, дразнила кота пушистым хвостом, а тот сраженный её чарами, не проявил необходимой решительности, забрав красотку вернулись домой, в любви бывают и неудачи. Через пару дней Таня позвонила моей половинке и попросила повторить аудиенцию — Лиза разбила сердце Кинга. Кот потерял всякий интерес к окружающим, и два дня забравшись на подоконник тоскливо и мечтательно смотрел на дорогу, по которой мы ушли. Их новая встреча разительно отличалась от первого знакомства, кот сразу врезал Лизе лапой, видимо имел в виду: "Ты где так долго шлялась?", после чего оба пушистых существа стремительно умчались в комнату, где жил кот. В результате через некоторое время Лиза родила пятерых котят, девочку — внешне очень похожую на себя и четырех мальчиков чёрного, серого и двух серо-белых, котят персикового окраса не было. Девочку и мальчика забрала моя тёща, двух — люди по объявлению, серый котенок остался у нас, Оля дала ему имя Сеня. Лиза счастливо прожила тринадцать лет, сынок чуть поменьше. Сейчас у моей дочери есть кошка золотистого окраса, породы "Шотландская шиншилла", зовут её Ева, а я иногда по привычке позабывшись называю её Лизой. Мы все в ответе, за тех кого приучили – писал Сент-Экзюпери, так оно и есть!