Если слово «тайм-менеджмент» набило оскомину, воспользуемся русским вариантом «управление временем» и разберем заодно, почему нас бесит эта тема. Во-первых, это актуально для каждого человека, имеющего какие-то цели в жизни:
Во-вторых, для совмещающих нескольких противопоставленных ролей в домашних условиях женщин ("я работающая" и "я-хозяйка дома") управление своим временем ничуть не менее актуально, чем для начальников в высоких кабинетах. Актуально и необходимо, если есть цели в жизни, опять же. И мы либо это понимаем это и работаем над собой, тогда разговоры о пресловутом тайм-менеджменте нас не раздражают, а наоборот (если есть, что почерпнуть). Либо мы остро реагируем в духе «как достал этот бред», и ничего не меняется в жизни годами.
В этой статье я касаюсь именно работающих (и шьющих в частности) дома женщин, поскольку сама такая и общаюсь через блог с другими такими же:
И давно наблюдаю сильную тенденцию – одна из ролей (работа против хозяйки дома) попеременно страдает, что не дает чувствовать себя в целом реализованной и удовлетворенной даже с крутыми показателя в одной из сфер.
Это чувства выгорания от любимого дела; частой раздраженности; ощущения, что ничего не меняется годами, хотя ты все время что-то делаешь; периодическое чувство вины перед домашними или собой. Короче, горький букет эмоций. Если какие-то из них вам близки, продолжайте читать. «И я там был…»
Я вижу 2 исходящие от нас самих причины подобного надрыва при работе дома:
1. Слабые границы рабочего и личного пространств – об этом статья уже в блоге:
2. Слабое управление временем. Что значит слабое? Для начала определим понятие.
Управлять своим временем в пределах одного пространства = ставить план в соответствии с приоритетами в периоде (день, неделя, месяц) и придерживаться его, не позволяя себе терять фокус - отвлекаться и перескакивать с задачи на задачу из разных ролей.
Важно не просто ставить себе задачи по списку, но и иметь представление об их временной емкости. Она оценивается с двух позиций:
1. Гипотеза - сколько теоретически займет времени выполнение задачи, и тут нужны объективные вводные данные. Когда речь о шитье, то это в основном представление о том, за сколько вы шьете ту или иную группу изделий (с поиском материалов, общением с клиентами, если оно есть, непосредственно пошивом и т.п.). Эти данные о себе нужно собрать самой.
2. Ресурсы - сколько практически вы имеете времени (и/или денег) в запасе на выполнение задачи. Здесь встречаются а) поставленные сроки выполнения (обозначенные в заказе, соответствующие дате или событию и т.п.) и б) имеющееся в обозначенный период свободное время. Свободное от других как рабочих, так и личных задач, если мы не хотим перекоса!
Замечу, что это актуально как для задач пошива на заказ (заработок на прямой услуге), так и для пошива для себя (досуг, выбор, время для себя) или исследований, обучений (развитие) и даже для смешанной из всего истории – швейного блогерства или записи собственных мк.
Если гипотеза и ресурсы совпадают – берем задачу. Если нет – не берем или отказываемся от одной из существующих – дело приоритетов. Если с натяжкой – делаем выбор и осознанно временно ущемляем какое-то из своих «Я». Могу я позволить себе уделить на неделе чуть меньше времени роли жены, например? Если необходимо бОльшее вовлечение в семью на этой неделе, что я могу передвинуть из рабочих задач или даже от чего отказаться?
Если новые задачи часто «впихиваются» в расписание с натяжкой – это повод задуматься:
- о своих целях, мотивации и приоритетах. Если не получается все совмещать, может, и не надо? Это в идеальных картинках из соцсетей у всех все получается, но ваша ли это история? Смысл в том, чтобы выбрав приоритетную роль, перестать сравнивать себя с другими или искать оправдания. Или тем более испытывать постоянное чувство вины. Если выбор самореализация/семья встал принципиально, придется выбрать, чтобы не поехала крышечка, или выйти из привычного уклада, найдя новые ресурсы.
То же делание уроков с детьми и общение – не одно и то же, а нанятый клининг или периодическая доставка не делают женщину меньше женщиной.
- о заработке/оценке стоимости своих услуг, ведь впихивать новые заказы в плотное расписание нас обычно заставляет желание больше заработать. Может, лучше качеством, а не количеством? Что для этого нужно сделать? Просто поднять цены, потому что давно не делали этого? Получить какой-то новый навык? Или все же постараться уйти от работы дома?
- об управлении временем еще раз. Вот так, да, если не получается управлять временем, нужно пересмотреть имеющуюся систему. Возможно, вы неверно оцениваете свою продуктивность или никогда не оставляете запас на непредвиденные обстоятельства, так что все рушится как домино в случае даже мелкой неожиданности.
Чтобы управлять своим временем, нужно оценивать его адекватно, а для этого сначала придется посчитать.
Выводы не делаются из предположений, нужны факты. Затем на основании этих замеров, специфики своей работы (сколько пальто можно сшить за неделю? А трусиков?), своих ожиданий и приоритетов создавать для себя правила, по которым вы и будете распределять свое время в дальнейшем. Практические рекомендации:
1. При следующем пошиве засеките время на проект. От идеи до готовой вещи в руках и на выполнение отдельных этапов.
Это даст почву для объективной оценки теоретического времени выполнения будущих задач и его более грамотного распределения. Позиции «ну, тут часов 5-6 работы, наверное» и «прошлый раз подобное изделие заняло у меня 5 часов 50 минут, тут есть элемент чуть сложнее, а еще то и это – ставлю 7 часов на пошив» - это очень разные точки отсчета.
А поскольку дома редко удается работать непрерывно с 9 до 17, например, то очень полезно понимать не только затраты на проект в целом, но и частичные на отдельные законченные этапы. На задачи в задачах. И на основе этого выводить для себя более индивидуальные принципы эффективности.
Для меня с пошивом белья и купальников, а также одежды для себя таким стал принцип 1,5/2, о нем есть статься в блоге:
2. Анализируйте обстановку, понаблюдайте за собой: в какое время суток вы наиболее продуктивны? Какие условия в это время дома: вы одна, вокруг чистота и все готово? Имеет ли это значение для концетрации?
Так вы расставите приоритеты при совмещении ролей в домашних условиях и найдете наилучшее время для рабочих задач. Если гора посуды в раковине отвлекает от шитья, помойте сначала посуду. Мелочь? Отнюдь. Такие мелочи и крадут фокус искусно и незаметно.
3. Посчитайте, сколько часов в неделю вы работаете? Возьмите отрезок в 2-3-4 недели и выведите среднее значение. Это необходимо для адекватных ожиданий по количеству сделанного и оценке стоимости своей работы, чтобы ваши ожидания/реальность совпадали.
Хочу стабильно 50000 в месяц, но рабочих часов в неделю 20. Приговор? Нет, если сможете в каждый рабочий час вложить чистыми от 555 рублей. И это получится, если иметь представление о своем времени и объективные основания для распоряжения им.
Считаем свое драгоценное и властвуем над своей жизнью! Аминь!