Будучи поклонницами Вайноны Райдер, мы с сестрой решили посмотреть “Смертельное влечение”. Поначалу я сочла этот фильм поверхностным, снятым ради того, чтоб его снять. Но пока я писала эту рецензию, я поняла, что он гораздо глубже, чем показался мне на первый взгляд. Сейчас я расскажу, почему “Смертельное влечение” не стоит вашего времени.
Рецензия состоит из трех частей: пересказ фильма для тех, кто не смотрел; мое мнение о главной идее фильма; хорошие картины, похожие на “Смертельное влечение”.
Вестерберг Хай — типичная американская школа, в которой учатся не менее типичные ребята: туповатые спортсмены, закомплексованные неудачники и зубрилки. Но в каждой из таких школ обязательно находятся они: красавицы-стервы, к чьим ногам падают все мужчины от мала до велика. Во главе Вестерберг Хай стоят три девушки по имени Хэзер (я буду делить их по номерам для удобства). Они ходят на вечеринки с университетскими парнями, держат в страхе всех толстушек и… играют в крокет.
Однако, в их змеиной компании есть девушка, которая отличается от них. Ее зовут Вероника. Ей не приносят удовольствия злые, жестокие шутки над слабыми, но она все равно продолжает в них участвовать. Зачем? Это мой первый вопрос к фильму, а в частности к самой героине. Вероника — умная девушка, которая может постоять за себя; она нравится парням, ученики Вестерберг Хай относятся к ней дружелюбно, к тому же она красавица. Зачем она присоединилась к компании трех Хэзер? Кто и за что ее травил?
Как гром среди ясного неба, в Вестерберг Хай появляется новенький. Парень тут же сталкивается с грубостью спортсменов из-за флирта с Вероникой: мол, нечего заглядываться на наших девчонок. Выслушав угрозы от двух амбалов, Джейсон Дин достает пистолет и стреляет в них… холостыми. Тем не менее, нужный эффект был произведён. Теперь его считают крутым парнем, бунтарем. Он все больше нравится Веронике.
События развиваются стремительно после первой встречи будущих “Бонни и Клайда”.
Вероника идёт на вечеринку вместе с Хэзер №1. По пути она заходит в магазинчик, где встречает Джейсона. Мы узнаем чуть больше о прошлом новенького. Оказывается, он все время переезжает из города в город и уже сменил немало школ. Вероника признается, что ей не нравится общаться со стервами, и называет их “коллегами по школе”, подчеркивая безвыходность своего положения — друзей выбирают, а вот от коллег не убежишь.
На вечеринке Вероника напивается. Девушке становится плохо, но никто из присутствующих не испытывает к ней сочувствия. Парень из университета начинает домогаться ее, говоря о том, что все Хэзер “это” делают. Вероника дает отпор студенту и выбегает из комнаты. В коридоре она сталкивается с Хэзер №1. Стерва злится на Веронику из-за того, что та нарушила её “гениальный” план: они обе должны были переспать с парнями.
Вероника и Хэзер №1 ссорятся. Стерва угрожает растоптать репутацию героини.
Вероника сожалеет, что когда-то променяла свою подругу Бетти на компанию красоток-пустышек. Она яростно пишет в дневнике страшные вещи: сейчас ей хочется, чтобы Хэзер умерла.
Внезапно появляется Джейсон, пробравшийся в комнату через окно. У ребят случается искра прямо на полянке для крокета. Девушка изливает возлюбленному душу. Он поддерживает ее и говорит, что Хэзер №1 действительно стоит умереть, но Вероника не воспринимает его слова всерьез.
На следующее утро парочка влезает в дом Хэзер, чтобы ее “проучить”. Наивная Вероника хочет отравить её — не смертельно, конечно же. Но у Джейсона совсем другие планы. Он наливает в кружку бытовую химию, и Вероника случайно относит ее своей обидчице.
Как итог: стерва умирает.
На лице ДжейДи нет ни капли страха или сожаления, чего нельзя сказать о Веронике. Девушка напугана: она только что убила свою лучшую подругу. Ей страшно за свое будущее. Джейсон быстро находит выход из ситуации: нужно обставить все так, будто бы Хэзер №1 сама выпила отраву. И вот Вероника пишет предсмертную записку от лица только что убитой подруги.
Все ученики Вестерберг Хай ужасно скорбят. Хэзер №2 сожалеет о том, что им не дали неделю выходных, а Хэзер №3 радостно объедается, не боясь получить обидное замечание. Эксцентричная учительница дает ученикам прочесть предсмертную записку прямо на уроке, чтобы обсудить произошедшую трагедию и ее причины. И без того популярная Хэзер №1 становится настоящей звездой после своей кончины: о ней снимают сюжеты, ее фотографии украшают школу, все без умолку говорят о том, какой хорошей она была.
Наступает день похорон. Священник обвиняет в смерти Хэзер общество. Казалось бы, он должен сказать о равнодушии и травле, но его слова звучат, словно отрывок из монолога среднестатистической бабушки, сидящей на лавочке у подъезда:
— Я не обвиняю Хэзер, я обвиняю общество, которое внушает молодежи, что ответы могут быть найдены либо на канале MTV, либо в видеоиграх!
Вероника и ДжейДи многозначительно переглядываются. Кажется, лишь они понимают, что священник несет полную чушь.
И вот ученики, которые только недавно скорбели и говорили душещипательные речи, радостно провожают девушку в последний путь. Кто-то из них жалеет о том, что Бог забрал такую “горячую цыпочку”, кто-то облегченно вздыхает, потому что долгие годы желал Хэзер №1 смерти.
Зрителю становится некомфортно от лицемерия и лжи, царящих в Вестерберг Хай. Еще более некомфортно становится, когда понимаешь, что Вестерберг Хай — это и есть наш мир, наша жизнь. Однако, можно смотреть на это под разными углами. Об этом я подробно выскажусь ниже.
Один из спортсменов, что угрожали Джейсону, распускает о Веронике грязные слухи. Вечером она звонит парню с предложением осуществить эти фантазии в реальности. Конечно, это часть плана ДжейДи. Он решает отомстить футболистам за посрамленную честь возлюбленной, обставив всё так, словно те являются тайными любовниками. Но Вероника не знает, что в этот план входит двойное убийство. ДжейДи обманывает ее, говоря о том, что пули, которыми они будут стрелять — безобидный транквилизатор. Девушка пишет очередную предсмертную записку, мастерски подделывая почерк спортсменов.
В лесу Вероника заманивает парней в ловушку, сама того не осознавая. Из-за дерева выскакивает ДжейДи и стреляет в одного из них; Вероника стреляет, но промахивается. Джейсон преследует футболиста, загоняет его и, наконец, Вероника убивает его. На выстрелы прибегает полицейский, однако возлюбленные успевают убежать с места преступления.
Вероника и ДжейДи приезжают на школьную парковку. Девушка больше не намерена участвовать в играх своего парня. Она прижигает руку автомобильным прикуривателем. Вероника не хотела смерти этих людей, но ДжейДи пытается убедить ее в обратном. Он считает, что жизнь футболистов была бессмысленна: они не давали этому миру ничего полезного.
На похоронах футболистов Вероника и ДжейДи хихикают, отпуская циничные шуточки. К ним оборачивается сестра одного из убитых парней, одетая в его бомбер. С этого момента фильм перестает быть смешным. На самом деле, это душераздирающая сцена, имеющая место быть в первоклассной социальной драме. Этой маленькой девочке придется столкнуться с желчью и жестокостью взрослого мира, но она об этом не догадывалась — до этого момента. Вероника смотрит в глаза малышки, наполненные слезами, и что-то внутри неё щелкает.
Вероника увязла в больной любви к Джейсону, как в топком болоте. Казалось бы, она в шаге от того, чтобы потерять свою человечность, но момент на похоронах спортсменов стал переломным для неё и для их с ДжейДи отношений. Девушка удивляется тому, что смерть популярных учеников сделала их лучше в глазах общества.
— Самоубийство доказало всем, что у Хэзер была глубина чувств, у Кэрта — душа, а у Рэма — интеллект.
Вероника чувствует, что катится прямиком в ад. Она признается себе в том, что теряет контроль рядом с Джейсоном.
Несколькими днями позже Вероника проводит время в доме своего возлюбленного. Их уединение прерывает отец Джейсона. Он показывает видеозапись взрыва здания, совершенного его собственными руками. ДжейДи с восхищением смотрит на ужас, сотворенный отцом. Веронике становится не по себе. Она понимает, что все зашло слишком далеко. Ей хочется уйти, но ДжейДи не отпускает ее.
Одна из жертв школьной травли — девочка по имени Марта — решает уйти из жизни. Она бросается под машину, но судьба играет с ней очередную злую шутку, и школьница выживает.
Хэзер №3, ставшая лидером компании после смерти подруги, с усмешкой рассказывает о случившемся Веронике. Героиня, уставшая от жестокости общества, впервые дает отпор: бьет по лицу зарвавшуюся стерву. Тем не менее, девушки мирятся. Вечером они слушают радиостанцию, куда звонят люди, рассказывающие о своих жизненных проблемах. Подруги узнают голос Хэзер №2. На следующий день вся школа узнаёт о ее слабостях. Не выдержав, она решает покончить с собой.
Вероника успевает спасти девушку. Она поддерживает Хэзер №2 и говорит слова, обращенные не только к ней, но и к зрителю, и к самой себе.
— Если бы каждый твой день был счастливым, ты бы жила в сказке, а не в реальной жизни.
Тем временем, ДжейДи манипулирует Хэзер №3. Он уже подбил ее на то, чтобы захватить власть в Вестерберг Хай. Теперь он хочет, чтобы ученики подписали петицию с приглашением популярной музыкальной группы в школу. Лишь Вероника отказывается ставить подпись.
Отношения между бывшими возлюбленными накаляются. ДжейДи все еще одержим Вероникой.
— Ты вернешься, Вероника. Я знаю, я уверен.
Джейсон угрожает девушке расправой. Он уже сообщил ее родителям о том, что Вероника странно себя ведет. В спальне она находит повешенную куклу. Понимая, что дело дрянь, героиня решает перехитрить психопата. Она инсценирует собственную смерть.
Ворвавшись в комнату, ДжейДи обнаруживает тело Вероники. Он сожалеет лишь о том, что не смог лишить ее жизни собственными руками. Девушка разрушила его планы. Джейсон говорит с ее телом, тем самым раскрывая Веронике все карты.
“Мы, учащиеся школы Вестерберг Хай, умрем! Сегодня же наши молодые тела станут актом протеста против общества, которое деградирует. Пошли вы все!”, — несколько неприличных слов, зато эффект разорвавшейся бомбы гарантирован.
Оказывается, ученики были обмануты, и вместо петиции они собственными руками подписали предсмертный манифест.
Вероника решает спасти учеников во что бы то ни стало. На следующий день она тайком пробирается в школу и находит Джейсона в котельной. Завязывается борьба, в ходе которой побеждает девушка.
— Я должен свести счеты с этой школой! Здесь никто меня не любит! Единственное место, где такие как мы могут помириться с ними, это небеса!
Таймер взрывчатки остановлен. Школа спасена.
ДжейДи и Вероника встречаются на крыльце школы. Он говорит о том, что девушка обладает силой, о которой он не подозревал. Тем не менее, он непреклонен в своем решении устроить большое представление, запомниться общественности своим “бунтарством”. Парень взрывает себя на глазах у Вероники.
Теперь Вестерберг Хай ничего не угрожает. Психопат мертв. Вероника свободна. Отныне она сама решает, что делать со своей жизнью. Ни Хэзер, ни ДжейДи больше не властны над нею. Первое, что решает сделать девушка — предложить дружбу Марте, над которой когда-то потешалась вместе с плохой компанией. Девушки уходят, и фильм заканчивается.
Итак. “Смертельное влечение” — фильм на стыке комедии, триллера и драмы.
Самое яркое, что сразу бросится вам в глаза — черный юмор, штампы и картонные образы второстепенных героев, являющиеся элементами сатиры.
Образы трех стерв — отличный пример. Они глупые пустышки, которые смеются над другими для того, чтобы не смеялись над ними.
Хэзер №1 — лидер компании — носит вещи ярко-красного цвета, хочет выделяться, управлять и манипулировать людьми. Ей доставляет удовольствие издеваться над слабыми: например, над Хэзер №3, которая не в меру много ест. Она же быстренько занимает пост лидера, когда Вероника и ДжейДи убивают №1. Про Хэзер №2 сказать нечего: ей отведено меньше всего внимания в самом фильме.
Но Вероника не вписывается в эту парадигму. Она “лишний человек” в этом фильме, если это действительно комедия. Ей неприятно обижать людей, но она принимает участие в убийствах. На первый взгляд Вероника выглядит наивной дурочкой, которую обаял коварный Джейсон. Однако она сама стреляет в спортсмена в лесу, хоть и заявляет сценой позже о том, что не хотела никого убивать. Получается, что девушка из мира Тима Бёртона попала в подростковую комедию, и произошел полнейший коллапс. Ее образ и история добавляют “Смертельному влечению” мрачных оттенков. Уберите все дурацкие шутки и шаблонных персонажей и получите самый настоящий триллер о хорошей девочке, дважды попавшей под влияние плохих людей.
В чем же смысл “Смертельного влечения”? Как я упомянула выше, Вестерберг Хай — это и есть наш мир. Да, вокруг полно негодяев, которые норовят обидеть и обмануть нас. Но относиться к этому можно по-разному.
ДжейДи убежден, что хаос — это прекрасно. Необходимо разрушить все, сравнять школу с землей, совершить непоправимое, чтобы создать что-то новое, лучшее. Он неспособен прощать и понимать людей, как и его отец, на счету которого не одно взорванное здание и десятки отнятых жизней. ДжейДи — воплощение бессмысленного и беспощадного подросткового бунта. Несмотря на запоминающийся образ и внешнюю крутизну, он самый настоящий инфантил, при этом — безжалостный психопат. И это страшное сочетание.
Мы не знаем, что сподвигло Веронику присоединиться к школьным задирам. Возможно, она просто была наивной девчонкой, хотевшей стать популярной. Девушка не осознавала цену, которую придется за это заплатить. Поэтому когда на горизонте появился новенький — привлекательный парень, размахивающий пистолетом, бунтарь, не боящийся выказать протест — она решила примкнуть к нему. Вероника была очарована романтикой роковой парочки, ей хотелось чувствовать, что они с Джейсоном двое против всего мира.
Вот только здесь заключен парадокс: на самом деле, ДжейДи ничем не отличается от компании Хэзер, от лицемерных учеников и равнодушных взрослых. Он лицемерит, считая свое дело правым, а самого себя — избранным, едва ли не пророком. Джейсон незрелый парень, на которого во многом повлиял его отец. Он ступил на скользкую дорожку, почувствовал власть, убивая людей. Его можно смело приравнять к Хэзер №1, чьи злые розыгрыши и травля довели Марту до попытки уйти из жизни. Они оба вершили судьбы людей, просто разными способами.
Изменить мир нельзя, но изменить себя и свое отношение к миру — можно и нужно. Именно поэтому Вероника является самым зрелым и адекватным персонажем в фильме, несмотря на непостоянство своей позиции и участие в плохих компаниях. Девушка ошибается и совершает непоправимые поступки, но в конце концов она бунтует так, как Джейсон никогда бы не смог: она приглашает в кино Марту, самую непопулярную ученицу Вестерберг Хай. В этом и заключена та самая сила, о которой сказал ДжейДи. Вероника — главная бунтарка “Смертельного влечения”. Она сможет изменить мир, потому что она начала с себя.
Это мой взгляд на “Смертельное влечение”. Не могу сказать, что фильм мне однозначно понравился — но его стоит посмотреть, если вы любите Вайнону Райдер.
Похожие на “Смертельное влечение” фильмы (или достойные альтернативы):
1. “Учитель на замену”, 2011 (тяжелый фильм о жестокости школьников)
2. “Крик”, 1996 (похож тем, что высмеивает ужасы/триллеры; много черного юмора)
3. “Дрянные девчонки”, 2004 (главная компания напоминает компашку Хэзер)
4. “Королевы крика”, сериал (скорее всего, он вдохновлен “Смертельным влечением”, потому что главных героинь зовут Шанель №1, №2… и т.д.; высмеивает ужасы и “женские” комедии)
Дорогие читатели, спасибо вам, что дошли до самого конца! Хочу узнать ваше мнение по поводу рецензии: не увлеклась ли я деталями в части с пересказом, согласны ли вы с моим мнением о фильме и какие похожие картины вы можете привести в пример. Благодарю вас за внимание!