Да как можно: забыт? Это он-то, князь Петр Андреевич Вяземский (1792-1878)? Друг пушкинский, любимый и верный в течение двадцати лет, адресат множества его писем и стихотворных посланий, упомянутый даже в «Онегине», в обществе главной героини? «У скучной тетки Таню встретя, к ней как-то Вяземский подсел и душу ей занять успел» — глава VII, строфа XLIX. А надпись к портрету 1822 года: «Судьба свои дары явить желала в нем/ В счастливом баловне соединив ошибкой/ Богатство, знатный род - с возвышенным умом/ И простодушие с язвительной улыбкой»! И еще от него же, от Пушкина: «Щастливый Вяземский, завидую тебе…». А еще восторженные отзывы Жуковского, Дмитриева, Бестужева (Марлинского), Рылеева, Мицкевича. И, наконец, посвящение Баратынского, увенчанное незабываемой метафорой: «Звезда разрозненной плеяды!» Это он-то забыт, с признанием всех светил-современников, с отзывом Гоголя в середине сороковых годов: «судьба, наделивши его всем дарами, талант поэта дала ему уже как бы в придачу» и «величальными» стихами Тютчева в 1961 году, на юбилее своей литературной деятельности?
Вот и в современной России – сплошные почести: памятная монета Банка России в 2016, почтовая марка в 2017 (к 225-летию со дня рождения), реставрация палат в Малом Знаменском переулке (место рождения), памятник в подмосковном музее-усадьбе «Остафьево» – «Русский Парнас», мемориальная доска в костромском имении Красное-на Волге, где с 2008 ежегодно проводится «Праздник П. А. Вяземского» и районный поэтический конкурс его имени. Во многих городах именем поэта названы улицы и разные культурные учреждения.
Да, все это правда, и все это хорошо. Но подлинная память разве такая? Чем из наследия поэта питаем мы сегодня ум и душу, многое ли хотя бы просто помним? Кроме цитат, взятых эпиграфами тем же Пушкиным и некоторыми другими, да еще положенного на музыку Петром Булаховым стихотворения «Тройка»? Причем и поэт, и композитор порой бывают инкогнито, и звонкий романс исполняется в качестве «народного произведения».
Удивительно, но первопричина такого странного отношения к блестящему представителю «золотого века» русской литературы кроется …именно в «золотом веке» и его центральной фигуре. Нет, Пушкин не затмевал Вяземского, как и других своих современников, – наоборот, в созвездии талантов свет каждого из них только усиливался. Но вот не стало Пушкина… Нам, наверное, никогда не понять, тем более не почувствовать силы и горечи той утраты так, как ее почувствовал «счастливый баловень» Вяземский. И замолчал, погрузившись в творчество без участия в литературной жизни почти на двадцать лет.
А литературная репутация не терпит такого неучастия. Хотя истинные ценители не забыли поэта, но общественное мнение о нем переменилось. Вплоть до того, что и в литературоведении последующего времени эта самая репутация стала играть более значимую роль, чем заслуженная оценка таланта, который отнюдь не иссяк и не умалился. До Вяземского долетали упреки в «переменах», но в ответ он лишь однажды заметил вскользь, что «только дурак не меняется, потому что для него опытов не существует».
Возвращение полного наследия было отсрочено больше чем на столетие. И сегодня еще далеко до преодоления стереотипа. Но многое, к счастью, уже делается. И отдельные периоды, и отдельные темы творчества П.А.Вяземского привлекают внимание новых исследователей. Прекрасный пример: «Итальянские стихи, записки, письма» – сборник, составленный Вадимом Перельмутером, с очень интересной и глубокой вступительной статьей, сверенными текстами рукописей, приложениями и фотографиями.
Эрудиция составителя помогает читателю не пропустить бесценные образцы размышлений поэта и философа, достойнейшего пушкинского друга, столь долготерпеливого в отношении признания потомков:
«Иное старое может оставаться в стороне и в забвении, но тут нет еще доказательства, что оно устарело, оно только вышло употребления. Это так, но запрос на него может возродиться...»
«Язык наш богат в некоторых отношениях, но у нас в языке крупные ассигнации, в мелких недостаток, потому мы и вынуждены прибегать к иностранным монетам»
«Ныне редко министр иностранных дел захочет дать забыть о себе. Между тем дипломатия только тогда и хороша, когда о ней, как о цезаревой жене, никак не говорят»
«Мы часто действуем случайно, / Хандрим и любим невзначай, / Все в нас от нас творится тайно, /Как за собой ни примечай»
Некрасовское сочинительство Вяземскому не понравилось, но он, будучи недолго в 50-х наблюдающим за цензурой, твердо сказал цензору: «Сперва напечатать надо, а потом, ежели хочешь, критиковать – в присутствии читателя»
Петр Андреевич родился на семь лет раньше Пушкина и умер всего за два года до рождения Блока. Его жизнь – это несколько эпох русской и мировой культуры. Его творчество – это непочатый клад ума, наблюдательности, тонких и верных суждений, которых нам хватит для постижения и восхищения на долгие-долгие годы.
Вяземский П.А. Итальянские стихи, записки, письма /Составление, вступительная статья и примечания В.Перельмутер. – Москва: «Б.С.Г. – Пресс», 2023. – 369 с, ил.
Содержание:
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него. Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Оставайтесь с нами.