Всем добрый день на нашем семейном канале.
Я продолжаю писать некоторые свои воспоминания о семье и родне. Конечно те, что можно опубликовать... Родни много в разных местах на Алтае и даже за рубежом... Не знаю, все ли подписаны, но я особенно и не рекламировала среди родни канал. Те, кто в курсе "воспоминательных историй", помогают старыми фото. И я рада хотя бы так вспоминать ушедших предков.
Сегодня снова встречалась с младшей сестрой Тамарой (она в Барнауле) и немного говорили с ней про старый бабушкин дом в Усть-Тулатинке Чарышского района Алтайского края. Это был не дом ее родителей (Лобановых), а тоже большой дом её мужа (Иунихиных).
После раскулачивания и высылки хозяев, дом бабушкиных родителей разобрали и увезли в Тулату (что-то там строили), а ее оставили в одной половине дома родителей мужа с пятью детьми, а вот самих его родителей тоже раскулачили и увезли на север в Нарым в ссылку (властям тогда было наплевать было, что их сын похоронен как Красный герой посреди их села в братской могиле).
В общем бабушкин дом однажды, когда мы учились уже в школе, сгорел из-за тех самых подселенных революцией соседей. Кстати они тоже были тоже Лобановы. Вроде вообще не родня (со слов бабушки и отца). Так как при создании деревни в 18 веке упоминаются две семьи Лобановых. Они, подселенцы (!!!) хранили неправильно в сенях керасин, вот и полыхнуло...
Даже нам, совсем тогда еще небольшим было очень жалко того большого и очень интересного старинного дома. Про нашего отца, его брата и бабушку и говорить было нечего. Это была для них жуткая трагедия. Сгорело почти всё!!! Ну и ночь же была, а кто ночью услышит? Дом на отшибе немного.. Мы потом прибежали всей семьей уже утром с другого конца деревни, когда узнали об этом и ... уже на головешки!!! Помню и сегодня стон и рыдания дяди Саши, тети Даши ... и бабушку на сундуке. Ей было тогда уже за 60.
Ее мы забрали в наш малюсенький перенаселенный домик бывшего мастера сыродела , а дядя Саша с женой устроились у соседей, недалеко от пожарища, потому что рядом были их хоздворы: корова, куры, поросята...
Но сегодня мы с сестрой вспоминали о другом немного, о том, как мы иногда оставались ночевать у дяди, тети и бабушки, когда дом был еще цел...
Да, я помню там подвал большой, потому что пчел держали и рядом же было две реки: Тулата и Чарыш, забоки, луга и косогоры с прекрасными травами, а для пасеки, да на краю деревни-самое то!
В доме на кухне вдоль двух стен шли круговые очень широкие лавки, на которых можно было даже спать. Кровать там тоже стояла небольшая. Пахло вощиной и пергой.
Я помню, что во второй комнате в три окна было много старинных икон. Целый угол. Да и у многих в деревне тогда было помногу икон. И они были и старые, и потемневшие, и с блестящими окладами, и с разными украшениями вокруг голов святых. Были и иконы с мелкими картинами житий святых. Поучающие такие.
И вот Тамара, моя младшая сестра и говорит сегодня, что утром однажды, когда мы уже переночевали (а нам постелили на полу недалеко от иконостаса, но головой на север), и когда она проснулась, то на неё смотрели эти лики святых и ей было тогда очень страшно. И она долго потом в детстве боялась икон и ходила к тем нашим Иунихиным редко.
Вполне может быть. Она моложе меня на два года и с бабушкой она была подольше, чем мы со старшей сестрой. А бабушки-то те деревенские со староверческими традициями тогда, естественно, были и разговоры какие-то потихоньку вели с нами. Боялись, но о вере говорили...
Да и много их тогда еще было в деревне, родившихся в 1897 и т.д. годах, ну вот они нас и воспитывали в том числе на примере обрАзОв, которые были там практически во всех домах.
Иконами в том бабушкином доме был завешан огромный угол на восток. Была там и красивая божничка с вышитым кружевным полотенцем, висела на цепи какая-то лампадка и ниже, на угловом трех-угольном столике лежали толстые огромные книги примерно современного формата А-3, к которым нам даже прикасаться запрещали. А мы даже и не подходили и не трогали, потому что все это было под иконами , а они, эти обрАзА были очень строгими и сам их вид просто "ставил нас на место".
Сегодня, к большому сожалению, уже не вспомнишь очень многого ценнейшего из ТОЙ нашей жизни, но то, что мы часто слышали от бабушки и ее сестры и их подруг про ад, рай, про наше послушание или не послушание, про уважение и какое-то наше плохое (на их взгляд) дело, это было очень часто.
Да и "разговоры" такие, наших бабушек, переживших жуть Гражданской войны, репрессии и раскулачивания, ВОВ и голод, в то, казалось бы уже почти безбожное НАШЕ время, все-таки свою положительную роль в нашем воспитании, сыграли.
Да и было же именно так, что к кому ни придешь, а иконы на божничке стояли и уважение к ним было...
И вот, вдруг, бабушкин иконостас и ее старинные книги сгорели и она приехала к нам. У нас в доме икон не было.
Но в сундуке у нее был небольшой образок, какой-то большой серебряный крест и еще что-то, но отец нигде не дал ей это поставить. После фронта и ранений он был очень тревожным, часто нервным и партийным же еще был, а значит-никаких обрАзОв.
Мама работала в школе и там тоже тогда было время "бдящих" друг за другом, а уж за иконами тем более. Ну и мы уже подросли и даже уже не ходили по приглашениям с бабушкой на поминальные обеды в деревне, а там ведь всегда были и молитвы пожилых женщин, и их пение по книгам, и иконы...
Многие наши сверстники молитвы знали, а у нас в семье это как-то вроде бы и не запрещалось, но и не учили мы их... Как-то жили с бабушкой совершенно параллельной жизнью по отношению к Богу, иконам, книгам...Уважали, но и не почитали особо...
С сестрой Тамарой мы были уже давненько в Крыму, были там и в очень многих храмах и вот именно там (так случилось) для нас в Херсонесе в одном из храмов два парня спели какую-то красивейшую молитву... До слез!
Вот такие воспоминания. Детям, внукам и родне, в любом случае, будут полезны наши истории.
Всем удачи и пишите нам, ставьте лайки, комментируйте, советуйте, советуйтесь.