Найти тему

Сегодня с младшей сестрой вспомнили про иконы в старом бабушкином доме (из семейной родословной)

Я справа и младшая сестра слева. Примерно 1972 год. Барнаул. Учимся в пединституте на разных факультетах
Я справа и младшая сестра слева. Примерно 1972 год. Барнаул. Учимся в пединституте на разных факультетах

Всем добрый день на нашем семейном канале.

Я продолжаю писать некоторые свои воспоминания о семье и родне. Конечно те, что можно опубликовать... Родни много в разных местах на Алтае и даже за рубежом... Не знаю, все ли подписаны, но я особенно и не рекламировала среди родни канал. Те, кто в курсе "воспоминательных историй", помогают старыми фото. И я рада хотя бы так вспоминать ушедших предков.

Сегодня снова встречалась с младшей сестрой Тамарой (она в Барнауле) и немного говорили с ней про старый бабушкин дом в Усть-Тулатинке Чарышского района Алтайского края. Это был не дом ее родителей (Лобановых), а тоже большой дом её мужа (Иунихиных).

После раскулачивания и высылки хозяев, дом бабушкиных родителей разобрали и увезли в Тулату (что-то там строили), а ее оставили в одной половине дома родителей мужа с пятью детьми, а вот самих его родителей тоже раскулачили и увезли на север в Нарым в ссылку (властям тогда было наплевать было, что их сын похоронен как Красный герой посреди их села в братской могиле).

В общем их дом по конфигурации был вот как этот из оставшихся сегодня старинных домов в Усть-_Тулатинке. Это мое фото августа 2023 года.
В общем их дом по конфигурации был вот как этот из оставшихся сегодня старинных домов в Усть-_Тулатинке. Это мое фото августа 2023 года.
Это тоже старинный дом и у старожилов в деревне были вот такие типовые красивые дома. У этого крыша новая, а те дома были красиво крыты тёсом. Вот такой же примерно палисадник был и перед тем, сгоревшим домом...Но стоял тот дом на самом краю деревни , у Камешка, недалеко от места, где Тулата впадает в Чарыш. Потом уже, на месте его пожарища, немного в стороне от старого дома, наш дядя (брат отца Александр) построил небольшой дом, который  стоит до сих пор.
Это тоже старинный дом и у старожилов в деревне были вот такие типовые красивые дома. У этого крыша новая, а те дома были красиво крыты тёсом. Вот такой же примерно палисадник был и перед тем, сгоревшим домом...Но стоял тот дом на самом краю деревни , у Камешка, недалеко от места, где Тулата впадает в Чарыш. Потом уже, на месте его пожарища, немного в стороне от старого дома, наш дядя (брат отца Александр) построил небольшой дом, который стоит до сих пор.

В общем бабушкин дом однажды, когда мы учились уже в школе, сгорел из-за тех самых подселенных революцией соседей. Кстати они тоже были тоже Лобановы. Вроде вообще не родня (со слов бабушки и отца). Так как при создании деревни в 18 веке упоминаются две семьи Лобановых. Они, подселенцы (!!!) хранили неправильно в сенях керасин, вот и полыхнуло...

Даже нам, совсем тогда еще небольшим было очень жалко того большого и очень интересного старинного дома. Про нашего отца, его брата и бабушку и говорить было нечего. Это была для них жуткая трагедия. Сгорело почти всё!!! Ну и ночь же была, а кто ночью услышит? Дом на отшибе немного.. Мы потом прибежали всей семьей уже утром с другого конца деревни, когда узнали об этом и ... уже на головешки!!! Помню и сегодня стон и рыдания дяди Саши, тети Даши ... и бабушку на сундуке. Ей было тогда уже за 60.

Ее мы забрали в наш малюсенький перенаселенный домик бывшего мастера сыродела , а дядя Саша с женой устроились у соседей, недалеко от пожарища, потому что рядом были их хоздворы: корова, куры, поросята...

Но сегодня мы с сестрой вспоминали о другом немного, о том, как мы иногда оставались ночевать у дяди, тети и бабушки, когда дом был еще цел...

Да, я помню там подвал большой, потому что пчел держали и рядом же было две реки: Тулата и Чарыш, забоки, луга и косогоры с прекрасными травами, а для пасеки, да на краю деревни-самое то!

В доме на кухне вдоль двух стен шли круговые очень широкие лавки, на которых можно было даже спать. Кровать там тоже стояла небольшая. Пахло вощиной и пергой.

Я помню, что во второй комнате в три окна было много старинных икон. Целый угол. Да и у многих в деревне тогда было помногу икон. И они были и старые, и потемневшие, и с блестящими окладами, и с разными украшениями вокруг голов святых. Были и иконы с мелкими картинами житий святых. Поучающие такие.

И вот Тамара, моя младшая сестра и говорит сегодня, что утром однажды, когда мы уже переночевали (а нам постелили на полу недалеко от иконостаса, но головой на север), и когда она проснулась, то на неё смотрели эти лики святых и ей было тогда очень страшно. И она долго потом в детстве боялась икон и ходила к тем нашим Иунихиным редко.

Вполне может быть. Она моложе меня на два года и с бабушкой она была подольше, чем мы со старшей сестрой. А бабушки-то те деревенские со староверческими традициями тогда, естественно, были и разговоры какие-то потихоньку вели с нами. Боялись, но о вере говорили...

Да и много их тогда еще было в деревне, родившихся в 1897 и т.д. годах, ну вот они нас и воспитывали в том числе на примере обрАзОв, которые были там практически во всех домах.

Прошу простить за фото, но оно сделано, когда я еще никак не могла сделать что-то нормально телефоном. И сегодня еще не могу "обрезать" и проч. манипуляции с фото, но главное здесь наше фото. Мы здесь трое. А дом сгорел примерно годами двумя раньше, чем мы на фото. И Тамара тогда была еще младше, чем здесь. Возможно у неё был 2-3 класс. Здесь даже подпись мамина есть для старшей сестры-студентки в Барнаул -"Гале от девочек". Я справа, Аня слева, Тома посредине внизу.
Прошу простить за фото, но оно сделано, когда я еще никак не могла сделать что-то нормально телефоном. И сегодня еще не могу "обрезать" и проч. манипуляции с фото, но главное здесь наше фото. Мы здесь трое. А дом сгорел примерно годами двумя раньше, чем мы на фото. И Тамара тогда была еще младше, чем здесь. Возможно у неё был 2-3 класс. Здесь даже подпись мамина есть для старшей сестры-студентки в Барнаул -"Гале от девочек". Я справа, Аня слева, Тома посредине внизу.
Старообрядческая икона 17 века. фото из свободного доступа. Вот такие примерно иконы мне и помнятся в том доме. Но наши те были в красивых окладах. А Тома их боялась.
Старообрядческая икона 17 века. фото из свободного доступа. Вот такие примерно иконы мне и помнятся в том доме. Но наши те были в красивых окладах. А Тома их боялась.
Такие иконы были у многих в деревне. Фото из свободного доступа
Такие иконы были у многих в деревне. Фото из свободного доступа
Николай Чудотворец. 17 век. Старообрядческая икона. Очень много таких и висело по избам и домам в той, далекой деревне Усть-Тулатинке, Чарышского района, Алтайского края... Фото из свободного доступа.
Николай Чудотворец. 17 век. Старообрядческая икона. Очень много таких и висело по избам и домам в той, далекой деревне Усть-Тулатинке, Чарышского района, Алтайского края... Фото из свободного доступа.

Иконами в том бабушкином доме был завешан огромный угол на восток. Была там и красивая божничка с вышитым кружевным полотенцем, висела на цепи какая-то лампадка и ниже, на угловом трех-угольном столике лежали толстые огромные книги примерно современного формата А-3, к которым нам даже прикасаться запрещали. А мы даже и не подходили и не трогали, потому что все это было под иконами , а они, эти обрАзА были очень строгими и сам их вид просто "ставил нас на место".

Сегодня, к большому сожалению, уже не вспомнишь очень многого ценнейшего из ТОЙ нашей жизни, но то, что мы часто слышали от бабушки и ее сестры и их подруг про ад, рай, про наше послушание или не послушание, про уважение и какое-то наше плохое (на их взгляд) дело, это было очень часто.

Да и "разговоры" такие, наших бабушек, переживших жуть Гражданской войны, репрессии и раскулачивания, ВОВ и голод, в то, казалось бы уже почти безбожное НАШЕ время, все-таки свою положительную роль в нашем воспитании, сыграли.

Да и было же именно так, что к кому ни придешь, а иконы на божничке стояли и уважение к ним было...

И вот, вдруг, бабушкин иконостас и ее старинные книги сгорели и она приехала к нам. У нас в доме икон не было.

Но в сундуке у нее был небольшой образок, какой-то большой серебряный крест и еще что-то, но отец нигде не дал ей это поставить. После фронта и ранений он был очень тревожным, часто нервным и партийным же еще был, а значит-никаких обрАзОв.

Мама работала в школе и там тоже тогда было время "бдящих" друг за другом, а уж за иконами тем более. Ну и мы уже подросли и даже уже не ходили по приглашениям с бабушкой на поминальные обеды в деревне, а там ведь всегда были и молитвы пожилых женщин, и их пение по книгам, и иконы...

Многие наши сверстники молитвы знали, а у нас в семье это как-то вроде бы и не запрещалось, но и не учили мы их... Как-то жили с бабушкой совершенно параллельной жизнью по отношению к Богу, иконам, книгам...Уважали, но и не почитали особо...

С сестрой Тамарой мы были уже давненько в Крыму, были там и в очень многих храмах и вот именно там (так случилось) для нас в Херсонесе в одном из храмов два парня спели какую-то красивейшую молитву... До слез!

Тома перед пещерным храмом в Бахчисарае. Это часть комплекса. Это помещение не сам храм, но рядом в горе везде кельи...
Тома перед пещерным храмом в Бахчисарае. Это часть комплекса. Это помещение не сам храм, но рядом в горе везде кельи...
Это самый большой храм Херсонеса. Тома. 7 лет назад.
Это самый большой храм Херсонеса. Тома. 7 лет назад.

Вот такие воспоминания. Детям, внукам и родне, в любом случае, будут полезны наши истории.

Всем удачи и пишите нам, ставьте лайки, комментируйте, советуйте, советуйтесь.

Поехали с Тамарой на могилу нашей старшей сестры Гали в Искитим. Уже около 10 лет назад. Тома слева.
Поехали с Тамарой на могилу нашей старшей сестры Гали в Искитим. Уже около 10 лет назад. Тома слева.