Найти тему
Дорама-радость моя

Мир без любви. Фильм "Зажги красный фонарь"

Когда-то давно, в незапамятные времена, когда слова "дорама" еще не материализовалось в русском языке я увидела этот фильм. Не помню где и когда, помню только то, что это было очень давно. Тогда у меня не было много времени что-то смотреть и если я и смотрела, то это были американские, французские и английские фильмы и сериалы. Как в эту орбиту залетел китайский фильм не понятно. Но я помню этот фильм до сих пор. Особенно после того, как в мою жизнь проникли дорамы. Часто, во время просмотра исторических или псевдоисторических, да любых дорам, где показывается жизнь гарема, вдруг перед глазами всплывают кадры из этого фильма.

Итак...

Фильм "Зажги красный фонарь" ( "Подними красный фонарь") 1991г. Режиссер Чжан Имоу.

Двадцатые годы прошлого века. К воротам мрачного богатого особняка подходит молодая девушка в белой блузке, черной юбке и белых носочках. Она сообщает привратнику, что она новая жена господина. Услужливый слуга радостно встречает Четвертую жену ( такой у героини теперь статус). Никаких паланкинов, красных вуалей и поклонов. Вечером во дворе дома и в её комнате зажигают красные фонари, а над постелью сразу несколько. Приходит старая служанка, которая делает невесте массаж ступней молоточками, попутно объясняя героини, что эту привилегию может получить только та жена, которую сегодня посещает Господин.

Господин оказывается не молодым человеком. Спокойно и доброжелательно он объясняет новой жене традиции семьи, которые должны соблюдаться. На просьбу девушки погасить свет, господин отвечает, что он любит делать ЭТО при свете, такая традиция семьи.

-3

Так началась замужняя жизнь главной героини в доме богатого феодала. Для какой-нибудь деревенской простушки такая жизнь была бы мечтой, но героиня девушка образованная, она уже проучилась в Пекинском университете пол года, пока не умер её отец. Мачеха тут же отдала её замуж .

Первая жена усталая пожилая женщина, она понимает, что её время прошло, статус её непоколебим. Она спокойно и отстраненно наблюдает за молодыми женами, не втягиваясь в их распри и не давя на них своей властью.

1-й жене безразлична очередная жена.
1-й жене безразлична очередная жена.

Вторая жена доброжелательная женщина с простоватым, крестьянским лицом.

Третья жена- бывшая оперная певица с классическими "выступлениями" актрисы. В первую брачную ночь героини она внезапно "заболела" и вызывала Господина к себе. В другие ночи, когда Господин ночевал у Четвертой жены, она всю ночь пела арии (как звучит ария из пекинской оперы рассказывать не надо), не давая заснуть никому.

Ещё героини досталась молодая служанка, которой Господин оказывает знаки внимания, отчего эта служанка ненавидит Четвертую жену, мечтая занять её место.

И над всем этим Господин, лица которого мы даже не видим. Прекрасный режиссерский ход, показывающий, что муж не является близким человеком для своих жён, это Господин, распоряжающийся их жизнями.

Обязательный завтрак всей семьей.
Обязательный завтрак всей семьей.

Молодая Четвёртая жена, в силу своего воспитания и образования, девушка знающая себе цену, в обиду себя не даёт, но какие тяжелые уроки ждут её и как дорого придется за них заплатить.

Богатая усадьба состоящая из мрачных каменных домов похожа на лабиринт, в нём каждой из жен принадлежит отдельный тупик, жизнь в котором начинается только тогда, когда зажигаются красные фонари.

Медленное, немногословное повествование погружает в безрадостную жизнь обитателей усадьбы, не позволяя оторваться от грустных будней героинь. Все вроде нормально, все спокойно, все обыденно, но сколько не растраченной страсти, жажды любви, ненависти и коварства скрывается за этим спокойным течением жизни.

Довольно быстро героиня начинает задыхаться в своём каменном тупике. От отчаянья она начинает биться как птица в клетке, попутно губя окружающих.

Грустная история с печальным финалом, но если вы начнете смотреть, то вряд ли сможете бросить. Каждый кадр завораживает, внешний мир исчезает и вы оказываетесь в той эпохе, в той усадьбе, среди этих людей. Словно приобретение личного опыта.

В доме без фонарей.
В доме без фонарей.

Прекрасная режиссерская работа, прекрасная операторская работа, прекрасные актерские работы.

Частенько при просмотре дорам, сериалов или фильмов на меня накатывают размышления на различные темы. Но здесь ни о чем рассуждать не хочется, хотя много о чем можно, здесь хочется только смотреть и чувствовать, прожить этот не простой, но поучительный опыт вместе с героиней, находясь при этом над ситуацией.

Фильм поставлен по роману Су Туна «Жёны и наложницы».

P.S. Вообще-то чуть позже я посмотрела еще два азиатских фильма, оставивших не забываемые впечатления. Один из них китайский, этого же режиссера, а второй корейский, невероятно горячий))). Со временем напишу и про них.