Найти тему

История рождения клиники в Уганде

Автор: Др. Скотт Келлерман
Источник: международный журнал «Ротари», выпуск Январь 2024 г.

Работая среди народа батва в Уганде, калифорнийский врач открыл для себя силу сотрудничества, радость служения и кусочек рая.

В конце 1970-х годов мы с женой Кэрол провели два с половиной года, работая в миссионерском госпитале в Непале. Когда мы вернулись в Соединенные Штаты, я открыл медицинскую практику, но мы решили, что каждый год будем всей семьей работать волонтерами в одном из нуждающихся уголков мира.

Летом 1987 года мы помогали в организации молодежной бейсбольной программы в детском доме в Кочабамбе, Боливия. Это был идеальный вариант для моих двух маленьких сыновей. Пока они строили бейсбольное поле и обучали детей искусству броска, отбивания мяча и игры в поле, я помогал Ротари Интернешнл в борьбе с полиомиелитом в отдаленных деревнях Анд.

На этот раз, когда мы вернулись в США, я обнаружил, что несколько моих друзей являются членами Ротари. Они рассказали мне о «Служении превыше себя» и посоветовали вступить в организацию. Это было начало замечательного партнерства, которое поддерживало меня во многих моих начинаниях в последующие годы.

Летом 2000 года нас попросили провести медицинское обследование людей из племени пигмеев батва, проживающих в непроходимом лесу Бвинди на юго-западе Уганды. Поначалу Кэрол не решалась работать там, но ее сомнения были побеждены желанием поближе познакомиться с людьми, живущими в этой части Африки.

Люди Батва были древними обитателями непроходимого леса Бвинди. Но в начале 1990-х годов лес был объявлен национальным парком и объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, чтобы защитить горных горилл и другие исчезающие виды. В результате батва были выселены со своей родины, и, как показало наше исследование, их жизнь стала крайне тяжелой. По оценкам, средняя продолжительность их жизни составляет 28 лет, а годовой доход – 25 долларов.

Несмотря на отчаянные обстоятельства и суровые условия, Кэрол почувствовала, что вернулась домой. Выживание народа батва было под угрозой, и она была тронута их бедственным положением. Она шокировала меня, предложив, чтобы на этот раз, когда мы вернемся в США, мы продали свое имущество и переехали в Уганду, чтобы помочь им.

Мы проехали столько, сколько позволяла дорога, а затем развезли медикаменты по деревням на краю леса.

Нельзя было отрицать, что за все время наших путешествий батва были самыми нуждающимися людьми, с которыми мы сталкивались. Мы считали, что без вмешательства они перестанут существовать. Я спрашивал себя: «Если не мы, то кто?». После тщательного обдумывания и долгих молитв нам стало очевидно, что мы должны служить.

Пришлось приложить немало усилий, чтобы сократить штат. Мы продали два дома и часть доли в больнице, и я передал свою калифорнийскую медицинскую практику двум другим врачам. Через год, в 2001 году, не обремененные имуществом, мы вернулись в Уганду.

Оказание медицинских услуг было непростой задачей, поскольку в регионе не было ни больниц, ни клиник.

Единственным вариантом лечения было оказание помощи людям с помощью передвижных медицинских клиник. Мы ехали столько, сколько позволяла дорога, а затем несли медицинские принадлежности в деревни на краю леса. Пока я распаковывал лекарства и раскладывал коврики для обследований, Кэрол устанавливала палатку, в которой нам предстояло провести ночь.

Энергичный бой барабанов, исполняемый племенем батва, доносил до людей информацию о том, что медицинская помощь доступна. Обычно в наши клиники приходило от 300 до 500 пациентов в день. Наше отделение интенсивной терапии было создано под сенью дерева. Дети, полукоматозные от малярии, лежали на матах, а капельницы, подвешенные к ветвям дерева, капали в их вены спасительный хинин.

Работа была захватывающей; это была медицинская практика в ее чистом виде. Подавляющее большинство болезней, с которыми мы сталкивались, были инфекционными, и при соблюдении простых схем они поддавались лечению. Быть окруженным ежедневными чудесами и благодарными пациентами было настоящим подарком.

В процессе жизни среди батва мы изучили их язык, культуру и традиции. Еще одно преимущество нашего нового образа жизни удивило нас. Когда мы жили в Калифорнии, Кэрол продолжала получать образование, а я занимался врачебной практикой, руководил центром помощи малоимущим и участвовал в заседаниях Ротари клуба «Невада-Сити 49er Брекфаст». Обмен этого суматошного образа жизни на простоту жизни в палатке стал для нас даром.

Мы подолгу говорили о том, как нам, как паре, справиться с трудностями, с которыми мы столкнулись. В процессе мы научились любить друг друга так, как никогда не думали, что сможем.

Я был безмерно благодарен за то, что меня полюбили, приняли и интегрировали в общину батва. В Соединенных Штатах мы, как правило, ориентированы на достижение целей. Это контрастирует с жизнью в той части Африки, где главное - отношения.

-2

После того как мы провели несколько лет в передвижных клиниках, старейшины деревни убедились, что нам необходимо открыть стационарную больницу. Они обратились к нам с вопросом: «Можем ли мы работать вместе, чтобы предотвратить смерть наших беременных женщин и новорожденных?». В результате этого сотрудничества родилась общинная больница Бвинди. При поддержке общины и щедрости нескольких доноров мы смогли построить амбулаторное и родильное отделения.

После того как были завершены первоначальные строительные работы, к нам присоединились наши многочисленные друзья-ротарианцы. Благодаря гранту Фонда Ротари Округа 5190 (часть Калифорнии и Невады) прислал контейнер, оборудованный первым в нашем регионе рентгеновским аппаратом. Что самое приятное, с ним прибыла команда ротарианцев, чтобы помочь с установкой. Еще один грант Фонда был получен для облегчения сбора дождевой воды, защиты родников и обеспечения санитарных условий для профилактики диареи. Через семь лет, когда грант был окончательно закрыт, уровень заболеваемости диареей снизился более чем на 50 процентов.

Гранты Фонда Ротари позволили оснастить хирургическое, педиатрическое отделения, а также отделения интенсивной терапии для новорожденных и взрослых в муниципальной больнице Бвинди. Но по мере роста больницы росли и наши с Кэрол головные боли. Мы были плохо подготовлены к трудностям, связанным с администрацией, логистикой, бухгалтерией и кадрами

И снова помощь пришла от Ротари, в частности от Джерри Холла, Экс-губернатора округа 5190 и в то время Вице-президента Ротари Интернэшнл. Более того, Джерри, который приехал в Бвинди, чтобы помочь с установкой медицинского оборудования, был консультантом по стратегическому планированию.

Узнав о наших административных дилеммах, первым вопросом, который задал Джерри, был: «Какие факторы могут привести к немедленному закрытию больницы?» Самым очевидным из них было вторжение повстанцев из соседней Демократической Республики Конго. Другим фактором была потеря двух главных защитников больницы: Кэрол и меня.

Следующие слова Джерри, обращенные к нам, заметно изменили траекторию нашей работы. «Вы многое дали народу батва и этой больнице», - сказал он. «Возможно, вам пора отказаться от обязанностей, расслабиться и насладиться пребыванием в Бвинди. Я помогу вам».

Мы с Кэрол прослезились. Совет Джерри был не только безупречен, мы поняли, что у нас есть друг, который поможет осуществить этот переход.

Мы разработали стратегический план развития больницы и начали передавать ответственность угандийцам. В течение следующего года мы наняли дополнительный персонал. Переход занял время, но наши усилия окупились созданием устойчивого медицинского учреждения.

Сегодня угандийцы руководят и управляют отмеченным наградами учреждением на 155 коек, а в 2013 году при больнице была открыта Угандийская школа медсестер Бвинди, которая сегодня считается одной из лучших в стране.

В качестве дополнительного бонуса мы с Кэрол обнаружили, что наши улыбки вернулись.

В настоящее время я провожу в Уганде пять-шесть месяцев в году. Я остаюсь членом совета директоров больницы, продолжаю заниматься сбором средств и, когда нахожусь в Уганде, консультирую по сложным больничным случаям. Общинная больница Бвинди была выбрана в качестве места для проведения исследований вирусных заболеваний в рамках программы EpiCenter для Emerging Infectious Disease Intelligence, финансируемой Национальным институтом здравоохранения, где я являюсь старшим консультантом. В сотрудничестве с Калифорнийским университетом в Дэвисе эта программа занимается поиском новых вирусов, которые могут перейти от животных к людям, с одной целью - предотвратить будущие пандемии.

За эти годы сотни ротарианцев посетили общинную больницу Бвинди, привозя с собой все - от административных талантов до медицинского опыта и информационных технологий. Наши проекты получили большую поддержку от Ротари Интернэшнл, от Губернатора Округа Рика Бенсона, члена Ротари клуба Вестпорта, штат Коннектикут, от Ротари клубов Округа 5190 и других калифорнийских Ротари клубов, а также от Ротари клубов Кихихи, Кабале и Мбарары в Уганде и от многих щедрых доноров. С помощью Ротари племя батва высвобождается из порочного круга нищеты.

Время, проведенное в Африке, было лучшим в моей жизни. Я получил истинное понимание дара взаимоотношений и радости, получаемой от служения. Все это было сделано в сотрудничестве с преданными своему делу членами Ротари. Я призываю их всех приехать в Бвинди, где они прикоснутся к кусочку рая».

Доктор Скотт Келлерман, врач, специализирующийся на тропических болезнях, член Ротари клуба «Невада-Сити 49er Breakfast» в Калифорнии.

перевод: Анна Туманова
иллюстрация: Даниелла Ферретти