Найти тему
Немного о сущем

Немного о кантовском мире «вещей в себе»

Немного о Пространстве и Времени
Немного о сущем12 апреля 2023
Немного о Материи и Движении. Часть 1
Немного о сущем21 апреля 2023
Немного о Материи и Движении. Часть 2
Немного о сущем21 апреля 2023

Однажды «старик» Кант сформулировал тезис о Мире «вещей в себе». В итоге он породил мировоззрения крайнего вселенского пессимизма, декларирующие принципиальную непознаваемость «глубоко чуждого» нам окружающего мира.

Давайте разберемся…

Для начала вспомним, что означает кантовское «вещь в себе»? Схема проста. Нас окружает мир вещей, объектов, которые мы можем воспринимать исключительно посредством нескольких органов чувств: ощущения, вкуса, запаха, слуха и зрения. Более того, мы способны воспринимать еще и процессы взаимодействия объектов друг с другом, а также последствия таких взаимодействий. Сигналы от органов чувств поступают в наш мозг, который формирует образы наблюдаемых явлений.

То, что существует в мире (объекты и их взаимодействия) не зависимо от нашего сознания, называют Ноуменами, а все явления данные нам в чувственном созерцании – Феноменами. Так вот, по Канту мы познаем Ноумены исключительно через Феномены. Между Ноуменами и Феноменами находятся наши органы чувств и наше сознание, и нет никаких гарантий, что они (органы чувств) нам не «врут»? А коли такой гарантии нет, то мы не можем ничего утверждать об объективности нашего феноменального представления реальной действительности, такой какая она есть вне нашего сознания.

Не берусь спорить с самим Кантом. По сути – всё верно. Попробую уточнить следствия…

Самих по себе «вещей в себе» не существует. Смысл объекта проявляется исключительно в его взаимодействии с окружающим миром. Существует лишь движущаяся материя, взаимодействующая и изменяющаяся в процессе взаимодействия. Все остальное является лишь «представлением» материальных объектов о самих себе не имеющим ничего общего с объективной действительностью. То, что материальный объект «думает» о себе, является исключительно его «субъективным» мнением, поскольку никак не может быть измерено. Измерить можно лишь результат взаимодействия материального объекта с другими материальными объектами. Следовательно:

Свойства и суть материального объекта проявляются исключительно через взаимодействие с другими объектами. Объект таков, каковы его проявления во взаимодействиях. Объект вне взаимодействий – не существующий объект.

Иной природы представления об объекте не существует. Все остальное есть лишь субъективное представление объекта о самом себе.

Осталось разобраться с органами чувств и сознанием, с тем – насколько они нам «врут».

Диалектический материализм утверждает о необходимости рассматривать явления в ракурсе исторического развития. Давайте последуем его совету и посмотрим, как и для чего эволюционно формировались наши органы чувств и наше сознание.

«Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться…» - говаривал В.И. Ленин. Золотые слова! Обобщим. Всякий живой организм подтверждает право на свое существование лишь способностью за свое существование бороться. Мир устроен так, что в нем существует лишь то, что способно существовать.

А что является основой успешности биологических видов? Правильно! В первую очередь – способность адекватно оценивать свое положение в окружающем мире. Неспособность находить пищу и благоприятную среду обитания, неспособность адекватно оценить риски угроз своему существованию – прямой путь не только к гибели конкретной особи, но и к вымиранию всей популяции. Таким образом, одним из важнейших эволюционных факторов, способствующих процветанию биологических видов в условиях жесткой конкуренции, является адекватность органов чувств и объективность предоставляемой ими информации. Любые ошибки и искажения чреваты снижением уровня жизнеспособности особи и являются прямым путем к вымиранию.

Ну, а поскольку мы живы и, более того, находимся на вершине эволюционной пирамиды, можно сделать вывод о том, что наши органы чувств снабжают наше сознание исключительно объективно верной информацией.

Аналогичные рассуждения можно применить и к сознанию. Ибо выстраиваемое им представление о мире дает нам возможность принимать верные решения, поддерживающие наше существование в этом жестоком и «глубоко чуждом» нам мире.

Наш Мир познаваем. В перспективе. В бесконечной перспективе. Все новые и новые феноменологические стороны ноуменов будут открываться нам по мере доступности наблюдению все новых и новых уровней их взаимодействий. Так что – все в порядке. И впереди у нас еще так много нового и неизведанного.

«О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух?...»

Ой, это уже не я. Это Александр Сергеевич Пушкин!