150K подписчиков

«Бдзынь, и нет человека!». Работа как подвиг или каторжный труд северных дальнобоев

9,7K прочитали

Летом в этих краях топкие болота, широкие реки, тысячи озёр и бескрайняя северная лиственничная тайга и тундра. Но и здесь живут и работаю люди. Редкие северные посёлки и городки, связанны с большой землей в это время только по рекам и авиацией.

Летом в этих краях топкие болота, широкие реки, тысячи озёр и бескрайняя северная лиственничная тайга и тундра. Но и здесь живут и работаю люди.

Но как только природа погружается в долгую и глубокую зимнюю спячку с жестокими морозами и снежным покровом, становится возможным проложить по замерзшим рекам и топям временные зимние дороги - зимники. Для доставки огромного количества грузов, топлива, продуктов, материалов и всего того, без чего не мыслима жизнь современной цивилизации.

И главными героями этих зимних дорог в Арктике и на Крайнем Севере становятся простые мужики - северные дальнобои.

Летом в этих краях топкие болота, широкие реки, тысячи озёр и бескрайняя северная лиственничная тайга и тундра. Но и здесь живут и работаю люди.-2

Их тяжело загружённые машины медленно пробираются днями и неделями сотни и тысячи километров по болотной кочке, ледовым и таежным зимникам. Порой без какой-либо сотовой связи не одну сотню километров.

Без пунктов обогрева, заправок, грузового шиномонтажа и теплых боксов. Техника часто не выдерживает таких суровых температурных режимов, когда нередки морозы до -50С...-55С.

Летом в этих краях топкие болота, широкие реки, тысячи озёр и бескрайняя северная лиственничная тайга и тундра. Но и здесь живут и работаю люди.-3

В этих условиях северные дальнобои вынуждены рассчитывать только на себя, свои силы, надёжность техники и взаимовыручку.

Нередко перегруженная техника проваливается под лёд. Хорошо, если все потери ограничиваются только грузом или машиной. Но бывают и более печальные случаи.

На одном из самых сложных зимников страны "Арктика", связывающий Якутию и Чукотку , мне довелось наблюдать как тяжело груженные МАЗы и КАМАзы с прицепами и полуприцеми несколько часов пытались выбраться по зимнику из реки.

Летом в этих краях топкие болота, широкие реки, тысячи озёр и бескрайняя северная лиственничная тайга и тундра. Но и здесь живут и работаю люди.-4

Разгружать машины в таких условиях совершенно невозможно. Приходиться пытаться помогать друг другу весьма опасными действиями, например, буксировкой. Представьте себе тяжело груженные машины с грузом в 15-20 тонн, которые вытаскиваю в горку из реки с помощью натянутых грузовых фалов.

Надо ли говорить, что такие фалы часто рвутся и причиняют смертельные увечья не только стоящим рядом водителям, но и прилетают в кабины грузовиков.

Такую картину мы наблюдали с расстояния в сотню метров. Один МАЗ с полуприцепом вытаскивал другой МАЗ с прицепом и рядом стоял водитель, руководил процессом. Только каким-то чудом он остался живым после разрыва буксировочного фала...

Летом в этих краях топкие болота, широкие реки, тысячи озёр и бескрайняя северная лиственничная тайга и тундра. Но и здесь живут и работаю люди.-5

Но бывает иначе. Особенно страдает на зимниках по кочке резина. От перегруза и сверхнизких температур покрышки разваливаются.

Несколько дней в одном из чатов зимних дальнобоев увидел сообщение, что ищут хозяина грузовика, который стоит в Зырянке. Водитель самостоятельно менял одно из задних колёс на зимнике и стал жертвой нарушения техники безопасности. При снятии запасного колеса, стопор сорвался и причинил увечья не совместимые с жизнью.

Бывает, что не выдерживают домкраты или колеса при замене взрываются, что также почти без шансов для водителей.

Попробуйте заняться ремонтом, когда у вас днем -40..-45С, а ночью ниже полтинника. И никаких боксов в радиусе сотен километров.

Фото из VK: https://vk.com/wall-47688450_3055953
Фото из VK: https://vk.com/wall-47688450_3055953

Но как правило большинство происшествий на зимниках связано с нарушением элементарных правил техники безопасности. Иногда по незнанию, иногда умышленно для ускорения или упрощения процесса.

Адский каторжный труд такая работа или настоящий подвиг? Сложный вопрос.

Подписывайтесь на мой телеграм - канал, там самые интересные и свежие посты из путешествий по стране и миру!