Найти тему
Кыша-Мыша

О почти забытом слове и фильме. «Доброта», 1977 г.

Оглавление

Старый фильм о школе.

Обработанный скриншот из фильма "Доброта", 1977 г.
Обработанный скриншот из фильма "Доброта", 1977 г.

Новый директор школы Леонид Павлович Прохоренко (Леонид Неведомский) проводит эксперимент по самоуправлению ребят, чтобы встряхнуть сонную жизнь школы. Для этого ему нужен вожак - парень с отличными организаторскими способностями, с огромным честолюбием, который на деле уже подчинил себе сверстников (нормально так?). И такого харизматика-главаря он не мог найти, кроме как в комнате милиции (!) в лице Юрия Щукина.

Для предварительного воспитания Леонид Павлович взял его в летний пионерский лагерь ( вместе с дружками, по требованию Щукина), где Юрий в качестве руководителя роты трудового лагеря его ни разу не подвёл (да потому, что директор был всегда рядом!).

Интересно, что неблагополучных подростков играют в фильме благовоспитанные мальчики из фильма «Розыгрыш»: Корбут и Комаровский (актеры Николай Константинов и Андрей Гусев).

Юрий Щукин со своим «адьютантом» Петром  Луковым. Скриншот из фильма «Доброта».
Юрий Щукин со своим «адьютантом» Петром Луковым. Скриншот из фильма «Доброта».

Часть учителей, несогласных с Прохоренко, ушли из школы, часть- осталась и пребывает в молчаливой оппозиции к директору-новатору.

Себе в соратники директор берет в школу однокурсницу жены, Марью Николаевну Стурженцову (Тамара Сёмина).

Леонид Неведомский в роли директора школы и Тамара Сёмина в роли Марьи Николаевны.  Положительное обаяние Леонида Неведомского смягчает заблуждения  директора. Тамара Сёмина в  роли Марьи Николаевны исключительно прекрасна. Скриншот из фильма «Доброта».
Леонид Неведомский в роли директора школы и Тамара Сёмина в роли Марьи Николаевны. Положительное обаяние Леонида Неведомского смягчает заблуждения директора. Тамара Сёмина в роли Марьи Николаевны исключительно прекрасна. Скриншот из фильма «Доброта».

Марья Николаевна – тонко чувствующая, честная и принципиальная учительница, сторонница индивидуального подхода и доброты во взаимоотношениях с учениками:

Добрый человек – это человек, понимающий, каково другому, и умеющий чувствовать, что чувствует другой.

Именно доброта Марьи Николаевны "открывает" школе поэта Завьялова и помогает ему «не завалить» математику, спасает Левку Жукова от унижения и изгнания из пионеров. И только добротой она в конце концов «достучалась» до Щукина.

А единомышленницы директора из неё не поучилось. По мнению Марьи Николаевны, возвышение Щукина - это роковая ошибка.

Идея директора школы, не так давно уволившегося из армии, что командная должность плюс ответственность сами по себе могут исправить человека, глубоко ошибочна. Голое честолюбие и жажда власти - всё-таки неподходящая основа для лидера, и не только школьного.

Обратите внимание на сцену , в которой директор на глазах у школы лишает Щукина летней власти- отправляет его обратно в строй в качестве рядового: летний лагерь закончился, начинается учебный год. Щукин воспринимает это понижение как унижение. И возможно, именно в качестве протеста Щукин на первом же уроке, самоутверждаясь в качестве теперь уже неформального лидера, устроил «теплый» приём новому педагогу.

И когда директор вновь назначил Щукина смотрящим начальником штаба по сбору металлолома, власть в придачу к дурному «фундаменту», не могла не привести к драме.

Директор признает, что Щукин не справился, и передает командование «просто честному парню и правдолюбу Горохову», который категорически не устраивал его в качестве школьного вожака в начале фильма.

В советской школе, где по умолчанию, учитель всегда прав, Марья Николаевна совершила редкий поступок- извинилась перед учеником, Щукиным, за пощечину. С этого момента наш лидер начал о чем-то задумываться идёт к учительнице для разговора.

В квартире Марьи Николаевны он видит её фотографию с сыном:

Фотография, где сын буквально под защитой материнской любви, которой   Юра Щукин   был лишен.  Не последнюю роль сыграла эта фотография в его решении  остаться в школе.
Фотография, где сын буквально под защитой материнской любви, которой Юра Щукин был лишен. Не последнюю роль сыграла эта фотография в его решении остаться в школе.

История закольцевалась: в начале фильма Щукин едет в трудовой лагерь при условии, если туда возьмут и его дружков, в конце фильма он говорит:

Мария Николаевна, если вы останетесь в школе, я никуда не уеду.

Заключительные кадры типичны для концовки фильмов тех лет. Весна, солнце, тает лёд, подъемный кран на стройке, все будет хорошо:

Скриншот кадра из фильма «»Доброта».
Скриншот кадра из фильма «»Доброта».

О повести С.Б.Ласкина "Абсолютный слух".

Сценарий фильма основан на повести Сергея Ласкина «Абсолютный слух».

Если у учителя нет абсолютного педагогического слуха, то будет фальшь. (слова старого учителя).

В фильме многое опустили и смягчили. Между Марьей Николаевной и директором Прохоренко не просто разногласия, а конфликт, острый и непримиримый.

Директор школы в книге сволочь нехороший человек и диктатор. "Редкое чудовище, хоть и доброкачественное» - можно применить к директору Прохоренко слова местного онколога, сказанные им об удаленной опухоли.

История на сборе металлолома закончилась трагичнее, чем в фильме. И когда Сергей Завьялов обвиняет Марью Николаевну, что виновата в происшедшем она, получается, что он прав. Из письма старого учителя:

На твоих глазах, Маша, больше месяца процветала жестокость, культ силы, демагогия... Доброта - это не только, когда понимаешь другого, но, когда ты можешь противостоять злу…(пишет старый учитель).

Александр Ласкин, сын сценариста фильма, пишет:

Одной из главных своих удач мой отец, петербургский писатель Семен Борисович Ласкин (1930–2005), считал то, что он — однокурсник Василия Аксенова. Когда ему приходилось говорить о том, что у него получилось в жизни, он непременно упоминал и это: по профессии — врач, учился в Первом меде вместе с Васей Аксеновым…

И снова вернемся к фильму.

В заключение хочу предложить посмотреть открытый урок Марьи Николаевны (отрывок из фильма), чтобы получить представление об её педагогической одарённости. Если видео на Ютубе не открывается, смотрите здесь.

Стихи Саши Ласкина.

И еще один отрывок из фильма, со стихами Сережи Завьялова. Сценарист фильма Сергей Ласкин подарил ему стихи своего сына Саши Ласкина, который писал стихи с 8 лет. Его стихи публиковались в 60-е годы в журналах «Костер», «Пионер», «Искорка» и др.

Стихи про лошадь и "Падали листики" Саша Ласкин написал в 12 лет.

Больше стихов Саши можно прочитать здесь.

Если статья понравилась, ставьте 👍

Если - нет, ставьте 👎