Найти в Дзене

Уильям Шекспир «Ричард II»

Прочитано в рамках совместных чтений "Шекспир по пятницам" на канале Читает Шафферт. Вероятно, это будут все же не отзывы, а впечатления от прочитанного и увиденного. Идея прочитать все пьесы Шекспира показалась мне весьма заманчивой.
На текущей неделе читали хронику «Ричард II».
В ней речь идёт о свержении Ричарда и воцарении Генриха IV. Действие знакомых пьес легко представить в голове. Тут потребовалось усилия, а для полноты впечатлений я посмотрела экранизацию (первую серию "Пустой короны", театральную постановку посмотреть не успела). Шекспир представляет нам двух правителей Англии: Ричарда, получившего власть путем наследования, и Генри Болингброка, которому удалось привлечь на свою сторону вассалов действующего короля.
Обе фигуры неоднозначны. Ричарда раздирают противоречия и сомнения, богоданность власти и невозможность справиться с бременем.
Болингброк же в начале пьесы предстаёт, как изменник государя, наряду с Моубреем, изгоняется из страны. Приговор смягчается ради Джона

Прочитано в рамках совместных чтений "Шекспир по пятницам" на канале Читает Шафферт.

Вероятно, это будут все же не отзывы, а впечатления от прочитанного и увиденного.

Идея прочитать все пьесы Шекспира показалась мне весьма заманчивой.
На текущей неделе читали хронику «Ричард II».
В ней речь идёт о свержении Ричарда и воцарении Генриха IV. Действие знакомых пьес легко представить в голове. Тут потребовалось усилия, а для полноты впечатлений я посмотрела экранизацию (первую серию "Пустой короны", театральную постановку посмотреть не успела).

Шекспир представляет нам двух правителей Англии: Ричарда, получившего власть путем наследования, и Генри Болингброка, которому удалось привлечь на свою сторону вассалов действующего короля.
Обе фигуры неоднозначны. Ричарда раздирают противоречия и сомнения, богоданность власти и невозможность справиться с бременем.
Болингброк же в начале пьесы предстаёт, как изменник государя, наряду с Моубреем, изгоняется из страны. Приговор смягчается ради Джона Ганта, дяди действующего короля.
Ричард отправляется подавлять мятежи в Ирландии, попутно, после смерти Ганта, присваивает владения и казну Ланкастеров, оправдывая этот поступок благой целью, денег на военный поход не хватает.
На сцене вновь появляется Генри Болингброк, к которому примыкают армия и подданные Ричарда. Возвращение связано с тем, чтобы вернуть себе наследство и титул, но поддержка меняет планы. Аппетит приходит во время еды.

С одной стороны Шекспир представляет нам две фигуры Ричарда и Генри, но он не зрителю/читателю ответа. Кто прав, кто виноват, кого любить и кого ненавидеть. Вероятно сочувствия и сопереживания заслуживают оба. Сомнения и мятущаяся душа Ричарда, понимающего, что он проиграл в схватке, но принять этого сразу он не может. Болингброк, которому благоволит удача и вместе с имением он получает корону и государство. Но какова цена? Ему предрекают междуусобицы и раздор в стране.
Мне кажется, что Шекспир находится над схваткой, он нейтрален, сторону выберет зритель, читатель или режиссёр.

-2

В экранизации я слышала тот же текст, но визуальный ряд дополнял и расширял границы. Мне показалось, что Ричард изображен достаточно мягким и сомневающимся правителем. Он долго не может решить учать Болингброка и Моубрея. Запрещает им поединок, затем разрешает, а после вовсе отменяет его.

Ричард в исполнении Бена Уишоу самолюбив, нарциссичен, он сомневается в себе, но не сомневается в богоданности власти, искренне удивлен, когда узнает об измене. Страдает и мучается, мне показалось, что в экранизации он в какой-то мере он сравнивает себя с Христом, которого предали лишь двенадцать человек, тогда как Ричарда двенадцать тысяч. Не исключаю, что в этом есть замысел режиссера. Усилить трагичность и сходство персонажа. Чему способствует и мука на лице, и белые одежды, и пещера, где он принимает смерть. Кстати, режиссер чуть иначе решает концовку. И не такая заметная в пьесе фигура Омерля играет новыми красками.

Рори Киннер в роли Болингброка сдержан, менее выразителен, но он играет глазами, все его эмоции написаны на его лице: сомнения, скорбь, удивление и гнев. Он кажется отстраненным, но, думается мне, что по замыслу он должен контрастировать с живым и очень подвижным Ричардом.

Любопытно посмотреть на Ричарда в исполнении Дэвида Теннанта, мне кажется, что это будет совершенно другой персонаж.

Все-таки невероятная популярность пьес Шекспира в их универсальности и многогранности, один и тот же текст, одни и те же персонажи, и расставленные режиссером акценты могут сделать текст современным и обнажить актуальные проблемы.

На следующей неделе читаем «Тита Андроника».