При выборе метода запоминания лекций, мы часто ищем способы запомнить информацию быстрее, сталкиваемся с вопросом: эффективнее получать знания визуально или аудиально? Или, быть может, есть какая-то золотая середина, которую мы все упускаем из виду?
Попытайся вспомнить свои последние каникулы. Многие признаются, что хорошо запомнили достопримечательности, архитектуру, цвета. Вряд ли это будет музыка, слова незнакомцев. Этот эффект объясняется тем, что мы лучше запоминаем то, на что обратили внимание, и что нам было важно именно в тот момент.
На этом уровне, в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на две основные группы - аудиалов и визуалов.
Для аудиалов:
Аудиалы - это те, кто легко выискивает смысл в звуках и словах. Они обожают слушать аудиокниги, подкасты, им важен голос человека, как они звучат.
- Аудиокниги и подкасты - лучшие друзья.
- Разговор с самим собой - не паранойя, а метод. Обсуждай материал вслух, веди монологи, так ты активизируешь слуховой аппарат и информация врежется в мозг. Например, я по большей части аудиал, люблю рассказывать стихи, мне важна правильность речи, звук, интонация, при подготовке к экзамену изучаю материал вслух, потом пересказываю.
- Рифмы в твоем арсенале. Можно использовать технику ассоциаций со звуками, чтобы запоминать информацию более эффективно.
Для визуалов:
Теперь взгляни на визуалов. Эти ребята считают, что глаза - это лучший инструмент для поглощения информации. Им нужны картины, диаграммы, иллюстрации, чтобы точно понять материал. Классический кейс - они обожают YouTube и всяческие графические шедевры.
Они любят красивую подачу еды, искренне не понимают, как можно некрасиво выглядеть, быть неопрятным, неаккуратным, неграмотно выстраивать цвет, форму, жить в неуютном, некрасивом интерьере.
- Визуализация - это ключ к пониманию. Визуалам легче усвоить информацию, если они видят ее визуализированной форме.
- Цветовая кодировка. Назначай цвета разным частям информации. Вот тебе и ассоциации, и порядок, все в одном.
- Flashcards - знаешь, что это? Создавай карточки с картинками, ключевыми словами и повторяй их.
Дело в том, что каждый из нас в какой-то степени является комбинацией этих типов. Однако, как мы собираемся помогать своему мозгу в усвоении информации? Готов ли ты к эксперименту?
В школах и университетах не просто так просят конспектировать лекции. Это не только поможет повторить материал дома, так он лучше отложится в вашей памяти
Любая информация, которую мы получаем, имеющая определенное значение для нас, сохраняется в долгосрочной памяти. Человеку проще реагировать на зрительные изменения, поэтому такая информация чаще бывает более эмоциональной. В 2009 году ученые пришли к выводу, что слуховая память распознавания «записывается» намного хуже зрительной.
Видеоинформация запоминается лучше. Помню даже в школе, когда мне что-то было неинтересно, но выучить надо было обязательно, то я запоминала расположение ненавистных абзацев на странице учебника - своеобразная фотоинформация :)
Как выбрать подходящий метод?
Выбор между слушанием и просмотром зависит от индивидуальных предпочтений и типа восприятия. Однако, комбинированный подход может быть наиболее эффективным.
- Объединяй стили. Кто сказал, что нельзя наслаждаться и картинками, и звуками? Совмещай подкасты с графикой. Почему бы и нет? Например, аудиалы могут просматривать визуальные материалы после того, как услышат информацию, чтобы укрепить ее в памяти, и наоборот.
- Физическая активность. Пока ты слушаешь лекции, гуляй, занимайся спортом. Совмещай приятное с полезным!
В конце концов, главное - не бояться экспериментировать, используй разнообразные методы, к тому же, методы запоминания могут меняться в зависимости от конкретной ситуации или предмета обучения.
Автор статьи: Анна Богачёва