Найти в Дзене

Что не так с Лаокооном и его сыновьями

Шедевр античного искусства. Скульптура "Лаокоон и его сыновья", также известная как "Группа Лаокоона", по оценкам некоторых исторических деятелей - величайшая скульптура всех времен. Художник выбил из огромного куска мрамора сюжет о Лаокооне и его сыновьях и подарил миру скульптуру невиданной красоты и изящества. Как нашли "Лаокоона и его сыновей"? Скульптуру нашли 14 января 1506 года на Эсквилине, одном из семи римских холмов, в районе Золотого дома Нерона. За 15 веков до этого римский историк Плиний Старший, погибший при извержении Везувия в 79 году н.э., писал о статуе в "Естественной истории" следующее: И затем очень немногие прославились, а славе некоторых в их выдающихся совместных произведениях препятствует число художников, потому что и одному слава не принадлежит, и более, чем один, не может быть назван равно обладателем ее, как, например, в случае с Лаокооном, который находится во дворце императора Тита, произведением, которое должно быть предпочтено всем произведениям и живо
Оглавление

Шедевр античного искусства. Скульптура "Лаокоон и его сыновья", также известная как "Группа Лаокоона", по оценкам некоторых исторических деятелей - величайшая скульптура всех времен. Художник выбил из огромного куска мрамора сюжет о Лаокооне и его сыновьях и подарил миру скульптуру невиданной красоты и изящества.

Лаокоон и его сыновья. 1 век до н.э.
Лаокоон и его сыновья. 1 век до н.э.

Как нашли "Лаокоона и его сыновей"?

Скульптуру нашли 14 января 1506 года на Эсквилине, одном из семи римских холмов, в районе Золотого дома Нерона. За 15 веков до этого римский историк Плиний Старший, погибший при извержении Везувия в 79 году н.э., писал о статуе в "Естественной истории" следующее:

И затем очень немногие прославились, а славе некоторых в их выдающихся совместных произведениях препятствует число художников, потому что и одному слава не принадлежит, и более, чем один, не может быть назван равно обладателем ее, как, например, в случае с Лаокооном, который находится во дворце императора Тита, произведением, которое должно быть предпочтено всем произведениям и живописи и искусства скульптуры в меди. Его с детьми и причудливыми сплетениями змей создали из единого камня по согласованному замыслу величайшие художники с Родоса Агесандр, Полидор и Афинодор.
Плиний Старший и местонахождение Лаокоона
Плиний Старший и местонахождение Лаокоона

Таким образом, по сообщению древнего историка, авторами скульптуры выступили сразу три художника со знаменитого острова Родос - Агесандр, Полидор и Афинодор. Возможно, скульптура является копией более древней медной скульптуры. Представьте, как восхитились знатоки того времени, когда увидели на территории виноградника Феличе де Фредди античный шедевр. Одним из первых увидеть скульптуру размером 2,5 метра пришел великий Микеланджело.

Влияние на Микеланджело

Открытие "Группы Лаокоона" стало одним из важнейших в эпоху Возрождения. В том числе по той причине, что композиция оказала существенное влияние на скульпторов, среди которых выделился итальянский гений Микеланджело Буонарроти.

Обнаруженная скульптура была повреждена. У фигуры мужчины отсутствовала правая рука, у фигур детей руки и некоторые фрагменты.

Микеланджело и гравюра Марко Данте (1515 г.)
Микеланджело и гравюра Марко Данте (1515 г.)

Из-за тесного взаимодействия Микеланджело с найденной скульптурой искусствовед Линн Каттерсон предположил, будто великий художник является настоящим автором "Группы Лаокоона". Он обнаружил эскиз Микеланджело 1501 года со стилистически похожим на скульптуру рисунком. Однако критики данной версии считают ее маловероятной - Микеланджело не мог осуществить подобную схему из-за материально-технических и финансовых препятствий.

Таким образом, найденная скульптура является либо древнеримской копией более ранней древнегреческой скульптуры, либо оригинальной скульптурой римской эпохи.

Миф о Лаокооне

Миф о Лаокооне восходит к 7 веку до н.э. О нем мы знаем из цикла поэм о Троянской войне. О падении Трои писали разные древнегреческие и древнеримские авторы. Про Лаокоона мы находим сведения у Софокла (5 век до н.э.), Квинта Смирнского (4 век до н.э.), Евфориона (3 век до н.э.) и Вергилия (1 век до н.э.).

Версия, наиболее близкая к статуе Лаокоона, появилась в "Энеиде" римского писателя Вергилия. В "Энеиде" рассказывается история троянского воина Энея, который бежал в Италию и стал править латинским народом. Во второй части книги описывается разграбление Трои. Греки притворились, что отказались от осады Трои с ее нерушимыми и высокими стенами, но оставили у ворот деревянного коня в качестве подношения богам. Все знают, что было дальше - греки спрятались в коне, и троянцы впустили их к себе в город.

Троянский конь из фильма "Троя"
Троянский конь из фильма "Троя"

Однако среди троянцев были противники принятия подарка, одним из них был Лаокоон, жрец Посейдона:

Тут, нетерпеньем горя, несется с холма крепостного
Лаокоонт (Лаокоон) впереди толпы многолюдной сограждан,
Издали громко кричит: "Несчастные! Все вы безумны!
Верите вы, что отплыли враги? Что быть без обмана
Могут данайцев дары? Вы Улисса (Одиссея) не знаете, что ли?
Либо ахейцы внутри за досками этими скрылись,
Либо враги возвели громаду эту, чтоб нашим
Стенам грозить, дома наблюдать и в город проникнуть.
Тевкры, не верьте коню: обман в нем некий таится!
Чем бы он ни был, страшусь и дары приносящих данайцев".

Но боги решили, что войну выиграют греки, и никто не может противиться судьбе Трои. Поэтому боги послали пару змей, чтобы заставить Лаокоона замолчать. Они пришли с моря, напали на Лаокоона и его сыновей, когда он совершал жертвоприношение. Змеи обвили всех троих, сначала убили сыновей, затем их отца. Момент убийства трех мифических героев запечатлен в мраморной статуе.

В мифах существуют иные причины смерти Лаокоона - у Софокла виновником смерти детей жреца стал бог Аполлон, что странно, ведь этот бог культивировался в Трое. При этом бог солнца сохранил жизнь Лаокоону. У других авторов конь был расценят богами как священный дар, следовательно, Лаокоон был преступником в их глазах.

Древнеримская фреска Лаокоона с его сыновьями в Доме Менандро, Помпеи.
Древнеримская фреска Лаокоона с его сыновьями в Доме Менандро, Помпеи.

Зачем римляне создали шедевр о малозначительном жреце?

На первый взгляд сюжет непримечательный. Кому оказался интересен Лаокоон с его сыновьями? Однако античные деятели искусства не считали его третьестепенным персонажем. Лаокоону посвящено множество работ, в основном мозаики и тексты. Римская скульптура стала жемчужиной сюжета о Лаокооне.

Дело в том, что римляне чтили историю о Троянской войне. Мифы связывали римлян с сакральным прошлым и давали им основание для культурного доминирования. Семья Юлиев начинала свой путь от троянского героя Энея. Возможно, римлянам было важно придать форму состоянию, когда человек противится воле богов. Так появился ужас в мраморе, отчасти предопределивший стилистику работ времен эпохи Возрождения.

Микеланджело против Рафаэля

Римский папа Юлий II любил греко-римскую древность, поэтому, узнав о находке, приказал доставить скульптуру в Ватикан. Именно он направил Микеланджело вместе с архитектором Джулиано да Сангалло и будущим кардиналом Якопо Садолето к месту раскопок. Прибыв к месту, Сангалло сразу же распознал скульптуру: "Это Лаокоон, о котором писал Плиний". К марту 1506 года античный шедевр перенесли в Бельведерский двор в Ватикане.

Нужно было доделать руку Лаокоона. Начался конкурс на лучшее дополнение. Микеланджело предположил, что она была отогнута назад к плечу, будто Лаокоон пытался освободиться от змея. Его соперник, Рафаэль, решил, что у Лаокоона рука должна быть вытянутой. При реставрации выбрали вариант Рафаэля.

Однако в 1906 году археолог Людвиг Поллак нашел недостающую руку Лаокоона. Оказалось, что вариант Микеланджело совпал с оригиналом. В 1957 году к скульптуре добавили найденную Поллаком руку.

Слева отреставрированная скульптура до 1957 года. Справа - правильная реставрация с учетом найденной Поллаком руки.
Слева отреставрированная скульптура до 1957 года. Справа - правильная реставрация с учетом найденной Поллаком руки.

С момента открытия "Группы Лаокоона" появилось множество копий. В Галерее Уффици стоит вариант Баччо Бандинелли 1525 года. Бронзовая копия, сделанная Франческо Приматиччо в 1540 году, находится в Лувре.

1. Версия Баччо Бандинелли. 2. Версия Франческо Приматиччо.
1. Версия Баччо Бандинелли. 2. Версия Франческо Приматиччо.

Во времена Наполеона скульптура находилась в Лувре, но в 1816 году ее вернули в Ватикан. Это была еще одна победа над Наполеоном - в области искусства.

В отличие от Венеры Милосской, чьи оригинальные руки до сих пор являются тайной, открытие руки Лаокоона стало решением многовековой интриги. Но даже без руки скульптура являла миру свое величие, которое хотели забрать себе сильные мира сего. Сейчас же Лаокоон со своими сыновьями стоит в Музее Пио-Клементино. Музей создал папа римский Климент XIV специально для сохранения древнеримских шедевров.

⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.

⚡ Задать вопрос автору и следить за новыми публикациями (+религиоведческие мемы) - в моем телеграме.