В ростовском издательстве «Мини Тайп» вышла моя книга «Степан Разин», посвященная легендарному донскому казаку Степану Тимофеевичу Разину, которого великий поэт А.С. Пушкин назвал «единственным поэтическим лицом русской истории». Продолжаю поглавно публиковать эту книгу в своей Дзен-студии.
Великий писатель Дона и России, лауреат Нобелевской премии в области литературы Михаил Александрович Шолохов (1905-1984) в своём творчестве и публичных выступлениях многократно обращался к образу Степана Разина. Выступая в 1937 году перед избирателями Новочеркасского округа по выборам в Верховный совет СССР, а затем давая интервью «Комсомольской правде», Шолохов сказал: «Путь моих земляков к сегодняшней жизни сложный, мучительный. …Казачество родило таких великих бунтарей против царского самодержавия, как Степан Разин и Емельян Пугачев».(Шолохов Михаил. Россия в сердце. М., «Современник», 1975. С. 108, 224). «Дон дал России Ермака, Пугачева, Разина, Булавина и многих других славных сынов», - писал он в июне 1970 года, ходатайствуя перед правительством России о создании историко-архитектурного музея-заповедника в станице Старочеркасской. (См. Текущий архив Министерства культуры РСФСР. Дело 01-8-е. 1970 год).
В романе «Тихий Дон», рассказывая о жестоких сражениях гражданской войны, в которой казачество билось за разные противоборствующие стороны, Шолохов вспоминает времена Степана Разина, приводившего в трепет феодалов и царских чиновников. «Только в 1918 году, - отмечал Шолохов, - история окончательно разделила верховцев с низовцами. Но начало раздела намечалось еще сотни лет назад, когда менее зажиточные казаки северных округов, не имевшие ни тучных земель Приазовья, ни виноградников, ни богатых охотничьих и рыбных промыслов, временами откалывались от Черкасска, чинили самовольные набеги на великоросские земли и служили оплотом всем бунтарям, начиная от Разина и кончая Секачем. Даже в позднейшие времена, когда всё Войско глухо волновалось, придавленное державной десницей, верховские казаки поднимались открыто и, руководимые своими атаманами, трясли царевы устои, бились с коронными войсками, грабили на Дону караваны, переметывались на Волгу и подбивали на бунт сломленное Запорожье». (Шолохов Михаил. Тихий Дон. Кн. 3. М., 1975. С. 9).
История разинского движения свидетельствует, что именно верховские, менее зажиточные казаки, поддержали Степана Разина, тогда как Черкасск, тогдашняя столица Дона, вёл борьбу против мятежников. Именно черкасские казаки во главе с войсковым атаманом, крестным отцом Степана Разина Корнилой Яковлевым пленили легендарного атамана и отвезли в Москву на казнь. В годы гражданской войны история повторилась: низовые казаки вновь выступили против революционеров-мятежников.
К образу Степана Разина Шолохов обращается и в сцене раскрытия «легенды» о Ленине, когда рядовой казак Чикамасов спрашивает Бунчука «из каких народов Ленин будет?» Бунчук отвечает
- Ленин, то? Русский…
- Нет, браток! Ты, видать, плохо о нём знаешь, - с оттенком собственного превосходства пробасил Чикамасов. – Знаешь, каких он кровей? – Наших. Сам он из донских казаков, родом из Сальского округа, станицы Великокняжеской, - понял? Служил батарейцем, гутарют.
- Откуда ты слыхал?
- Гутарили промежь собой казаки, довелось слыхать.
- Нет, Чикамасов! Он русский, Симбирской губернии рожак.
- Нет, не поверю. А очень даже просто не поверю. Пугач из казаков? А Степан Разин? А Ермак Тимофеевич? То-то и оно. Все, какие деднеюшчий народ на царей подымали – все из казаков. А ты вот говоришь – Симбирской губернии. Даже обидно, Митрич, слухать такое». (Шолохов Михаил. Тихий Дон. Кн. 2. М., 1975. С. 129-130). Характерно, что имя вождя революции Ленина Шолохов ставит рядом с выдающимися революционерами прошлого – выходцами из среды донского казачества: Степаном Разиным и Емельяном Пугачевым. Автор выражает стремление приблизить вождя революции к своей среде, к наиболее известным представителям донского казачества, которые «беднеюшчий народ на царей подымали».
Обращение Шолохова к мятежным временам Степана Разина, Кондратия Булавина и Емельяна Пугачева имела и глубокий практический смысл. Дело в том, что в годы гражданской войны с подачи Троцкого начались гонения, а потом и геноцид донского казачества, как «реакционной массы, не способной понять революцию». В начале февраля 1919 года в «Известиях народного комиссариата по военным делам» появилась статья с характерным названием – «Борьба с Доном»! В ней безапелляционно утверждалось, что «казачество для России всегда играло роль палача… У казачества нет заслуг перед русским народом и русским государством». При этом забывались огромные военные заслуги казачества, их неоценимый вклад в расширение границ государства Российского. «История России сделана казаками», - писал Л.Н.Толстой. «…Казачество стояло бессменной стражей на крайних пределах отечества, охраняя его границы. …История их (казачьих войск – М.А.) блистательна», - отмечал А.И.Герцен. И эту блистательную историю троцкисты называли позорным пятном в истории России, стремясь уничтожить не только современное им казачество, но и его славную историю.
В противовес этим измышлениям Шолохов обращается к вольному прошлому донского казачества, вспоминая времена Степана Разина и Кондратия Булавина. Характерна в этом отношении сцена, когда казаки под руководством Штокмана вечерами изучали историю вольного донского казачества. «Читай, - сказал Иван Алексеевич. Мусолили три вечера. Про Пугачева, про опальное житье, про Стеньку Разина и Кондратия Булавина. Добрались до последних времен. Доступно и зло безвестный автор высмеивал скудную казачью жизнь, издевался над порядками и управлением, над царской властью и над самим казачеством, нанявшимся к монархам в опричники. Заволновались. Заспорили». ( Шолохов Михаил. Тихий Дон. Кн. 1. С. 133.
К вольному прошлому казачества, к временам Степана Разина Шолохов обращается в описании отступления разгромленной белой армии, в рядах которой находился Григорий Мелехов, когда казаки запевают старинную, времен Разина, песню. «…Над черной степью, - пишет Шолохов, - жила и властвовала одна старая, пережившая века песня. Она бесхитростными, простыми словами рассказывала о вольных казачьих предках, некогда бесстрашно громивших царские рати, ходивших по Дону на легких воровских стругах, грабивших орлёные царские корабли, «щупавших» купцов, бояр, воевод… В угрюмом молчании слушали могучую песню потомки вольных казаков, позорно отступавшие в бесславной борьбе против русского народа….». ((Шолохов Михаил. Тихий Дон. Кн. 4. С. 222-223).
Надо отметить, что и белые старались использовать образ Степана Разина, воевавшего против московского правительства, в своей пропаганде. На это указывает в «Тихом Доне» и Шолохов. «В Новочеркасске, - пишет он, - наскоро формировались отряды Семилетова, Грекова, различные дружины; на севере, в Хопёрском округе, сколачивался из офицеров и партизан так называемый «отряд Стеньки Разина».
Заметным был интерес к личности Степана Разина у знаменитого писателя Максима Горького (Алексей Максимович Пешков) (1868-1936). В детстве будущий писатель слышал песни о Степане Разине от своей бабушки и няни, о чем упоминает в своей статье «О сказах». Характер могучего разинского движения был близок бунтарским настроениям юноши Алёши Пешкова. Зная о Разине из песен, он много читает по истории разинского восстания, занимаясь в казанском кружке самообразования. «В русской истории Горького особенно привлекали Емельян Пугачев, Степан Разин, - отмечал хорошо знавший в ту пору Горького А.С.Деренков. – История последнего настолько интересовала его, что он, работая в булочной Семенова, читал рабочим о жизни и жестокой казни Степана Разина».2 2(Газета «Горьковская коммуна». 27 июня 1945 года).
В этот период Горького привлекла книга известного историка Н.И.Костомарова «Бунт Стеньки Разина». Знавший писателя в те годы В.Н.Золотницкий позднее вспоминал: «Чтение книги Костомарова о Степане Разине производило громадное впечатление. Вечером или ночью в свободное время, между посадками хлеба в печь, рабочие лежали, а Пешков читал. «Я читаю, а у них глаза с полатей, как угли горят». Это при чтении книги о Степане Разине. Такие книги он просил давать побольше». («М. Горький в Нижнем Новгороде». Н.-Новгород, 1928. С. 132).
О громадном впечатлении, произведенном на слушателей при чтении книги Костомарова о Степане Разине, Горький рассказал в своем очерке «Коновалов», написанном в 1896 году. «И вот я дошёл до того места, как поймали Стеньку. «Поймали!» - крикнул Коновалов. Боль, обида, гнев звучали в этом возгласе. У него выступил пот на лбу и глаза странно расширились. Он соскочил с ларя, высокий и возбужденный, остановился против меня, положил мне руку на плечо и громко, торопливо заговорил: «Погоди! Не читай… Скажи, что теперь будет? Нет, стой, не говори! Казнят его? А? Читай, Максим!» Можно было подумать, что именно Коновалов, а не Фролка – родной брат Разина. Казалось, что какие-то узы крови, неразрывные, не остывшие за три столетия, до сей поры связывают этого босяка со Стенькой и босяк со всей силой живого, крепкого тела, со всей страстью тоскующего без «точки» духа чувствуется боль и гнев пойманного триста лет тому назад вольного сокола». В дальнейшем Горький несколько раз перечитывал Коновалову «Бунт Стеньки Разина», читал гоголевского «Тараса Бульбу». «Тарас тоже очень понравился моему слушателю, - писал Горький, - но он не мог затемнить яркого впечатления от книги Костомарова». Даже Пугачева на фоне мощной фигуры Степана Разина Коновалов не воспринял. «Я пробовал уговорить его пугачевским бунтом, желая посмотреть, как он отнесется к Емельке, - вспоминал Горький. – Коновалов забраковал Пугачева. «Ах, шельма клейменая, ишь ты! Царским именем прикрылся и мутит. Сколько людей погубил, пёс!.. Стенька? – это, брат, другое дело. А Пугач-гнида и больше ничего».
В годы скитаний по России Горький побывал на Дону, где пополнил свои знания о разинском фольклоре. Вспоминая то время, он говорил, что работая на станции Крутая с донскими казаками, которые хорошо пели донские песни, он записал с их слов «десятка три таких песен». (Горький М. Рассказы и воспоминания о Нижнем Поволжье. Сталинград, 1936. С. 75-76). Уже став известным писателем, Горький продолжал собирать материалы о Степане Разине. Об этом свидетельствует его записка заведующему Нижегородской городской библиотеки П.И.Крылову, датированная 2 июня 1903 года, с просьбой дать на время книги Даниила Мордовцева и Николая Костомарова о Степане Разине. Сам влюбленный в образ Степана Разина Горький заражал этой любовью своих друзей и знакомых. Впервые встретившись в 1900 году с поэтом Валерием Брюсовым, Алексей Максимович поведал ему о волжских преданиях о Степане Разине. «Горький оживился, - писал в своем дневнике Брюсов, - и стал рассказывать то волжские предания о Стеньке Разине, убившего монаха, которого просил за себя молиться, то белорусские сказки». (Брюсов В. Дневники (1891-1910). М., 1926. С. 94).
Из всех вождей крестьянских восстаний в России именно Степана Разина Горький ставил выше всех. Сравнивая Разина с Пугачевым, он писал в конспекте курса русской литературы: «Разин по своим намерениям и по духу был несравненно демократичнее Пугачева». Донельзя занятый литературной, издательской и общественной деятельностью, Горький всерьёз собирался написать историко-литературную работу о Степане Разине. Он обращается к друзьям за помощью в сборе материала. «Что вы знаете о Степане Разине, кроме Костомарова, Соловьева и т.д., - писал он А.В.Амфитеатрову. – Нет ли специальных исследований? У раскольников нет ли чего? Помогите, ибо этот человек, названный Пушкиным «единственным поэтическим лицом русской истории», спать мне не дает. Напишу я его, видимо. Может не напечатаю, а уж напишу». (Горький М. Собрание сочинений в 30 томах. Т. 29. М., 1955. С. 104.
Собирать Горькому материалы о Степане Разине помогал Федор Иванович Шаляпин. «Вместе с этим письмом, - сообщал он Горькому 19 апреля 1913 года, - я пришлю тебе отдельно библиографические сведения о Степане Тимофеевиче Разине, может тебе что пригодится. Собрал их по моей просьбе один мой приятель». (Горьковские чтения. 1949-1952 гг. М., 1954. С. 36).
Недруги Горького использовали его интерес к личности Степана Разина для черносотенной травли писателя. Так, в 1902 году в журнале «Русский вестник» была опубликована антигорьковская статья Н.Энгельгардта, в которой, в частности, говорилось: «Эстетический вкус его (Горького – М.А.) не идёт выше кричащего, фальшиво приподнятого романтизма самого дурного тона. Нравственное мерило его заключается в понятии удали-геройства…». «Русскому вестнику» вторил «Гражданин»: «Это поэзия пугачёвщины, дружков Стеньки Разина». ( Русская литература конца Х1Х – начала ХХ вв. М., 1971. С. 370-371).
Но Горький продолжал заниматься разинской темой. Судя по его высказываниям, он «хотел писать роман» о Разине, однако к осуществлению своего замысла так и не приступил, переключившись на написание либретто о легендарном атамане. Здесь его поддержал и торопил с осуществлением замысла Федор Шаляпин. Газета «Театр» в одном из ноябрьских номеров за 1913 год писала, что мечта Горького «писать либретто для Шаляпина на тему о Стеньке Разине». ( // «Театр». 14 ноября 1913 года).«Знаменитый бас, - сообщали «Биржевые ведомости», - давно уже уговаривает своего друга написать либретто для оперы. Особенно его интересует сюжет из похождения Стеньки Разина, которого артист уже давно мечтает воплотить на сцене. Горький обещал подумать об этом и при первой возможности исполнить просьбу своего друга. Когда либретто будет готово, Глазунов обещал написать музыку. Таким образом предстоит интересный триумвират: Горький – Глазунов – Шаляпин».(// «Биржевые ведомости». Вечерний выпуск. 12 июля 1915 года).
Летом 1915 года Горький приступил к работе над либретто четырёхактной оперы о Степане Разине. Однако это были первые шаги, работа не шла, а вскоре и совсем застопорилась. Замысел так и не был реализован до конца. Но Шаляпин не отставал, всё время «давя» на Горького и требуя либретто. Когда же он понял, что у его друга нет времени для работы над произведением, он предложил совместно написать сценарий фильма о Разине. «Шаляпин, - сообщали «Биржевые ведомости» в номере от 6 октября 1915 года, - увлекшись кинематографией, занят разработкой плана инсценировки «Степан Разин». Однако вскоре работа заглохла.
Весной 1919 года Горький вновь возвращается к идее написания сценария и создания самого фильма о Разине. Сведения об этом проникли в печать. «В кинематографических кругах, - Российское телеграфное агентство (РОСТА), - возникла идея создать большую кинематографическую картину «Степан Разин». К разработке сценария привлечен Максим Горький. Главное действующее лицо Шаляпин. Съемки будут происходить на Волге». (// «Вестник общественно-политической жизни, литературы и искусства». № 14. 1919. С. 3). Но в условиях гражданской войны и послевоенной разрухи идея фильма не получила практического осуществления.
…Горький уехал лечиться за границу. Но и там, занятый работой над романом «Жизнь Клима Самгина», он неоднократно возвращался к образу Степана Разина. В конце 1921 года он, по заказу французской кинофирмы С. Горона, написал киносценарий о Степане Разине. Существует два варианта этого киносценария: рукописный и перепечатанный с некоторыми исправлениями на машинке. «Я сделал всё, что нашёл возможным, - писал Горький Горону, доработав первый вариант «Степана Разина».- Прибавил вводную картину нравов пограничных городов. Ввёл новое лицо: песенника Бориса, который проходит сквозь весь сценарий, являясь как бы стражем добрых чувств Степана Разина, … смягчил характер Разина. Подчеркнул фигуру матери». (Архив А. М. Горького. Т. 2. С. 324). Законченный сценарий состоял из тринадцати частей и строился по основным этапам восстания под руководством Степана Разина. Понимая, что такие массы народа поднялись на смертную борьбу не по прихоти Степана Разина, не из-за желания его казаков погулять на волжском просторе, Горький даёт в сценарии широкую панораму социальных противоречий тогдашней Руси. Он противопоставляет основные социальные силы того времени: «бояре и народ». Изображая народ, Горький акцентирует внимание на поразительном вольнолюбии русских людей, оттеняя героичность в характере персонажей своего сценария. Казаков Степана Разина он рисует гордыми и вольными людьми, готовыми в любой ситуации заступиться за народ. Сам Степан Тимофеевич уже в первой картине сценария показан непримиримым врагом воевод, бояр, купцов, верным и преданным защитником угнетенных и обездоленных людей государства Российского. Свой сценарий Горький писал, придерживаясь исторических данных, сверяя образ Степана по народным песням, мемуарам современников разинского движения. Исключение составил образ матери Разина, о которой в исторической литературе не осталось никаких известий. Она показана Горьким не просто женщиной, родившей такого неординарного человека, но и убежденным противником Московского правительства. «Помни, Степан, - говорит она сыну, - мы, казаки, Москву от Польши оборонили, мы царя дали москвичам, а Москва губит нас, проглотит она, зверь, вольный Дон!»
В изображении Горького действия Разина вызваны не местью за старшего брата Ивана, казненного в 1665 году воеводой Долгоруким, а желанием обезопасить вольный Дон от алчных планов Московского правительства «прибрать» к своим рукам вольный Дон. Но борьба Степана заканчивается поражением войска и гибелью самого атамана. С особой силой рисует Горький сцены пыток и казни Разина, показывая его человеком с исключительной силой воли. «Разин переносит пытку молча, - сказано в горьковском сценарии. – Бояре изумлены его терпением. Велят бить его плетями по спине. Разин молчит. Прожигают разбитое тело раскалённым железом. Молчит, сжав зубы. Пытают Фролку, он неистово кричит, просит прощения. Бояре смеются, смеётся палач. «Молчи, баба! Разве это больно! Испытал счастье свободной жизни – умей терпеть в несчастии, дурак!» Бояре в ужасе перед его жестокостью и стойкостью. …Разин на Лобном месте смотрит, усмехаясь, на стены Кремля, на толпу народа и бояр. Бояре грозят ему кулаками и саблями. Палачи укладывают Разина на плаху, он смеётся. Разина четвертуют, отрубая ему поочередно руки, ноги, голову».(Горький М. Пьесы и сценарии. Архив А.М.Горького. Т. 2. М., 1941. С. 219-220).
Киносценарий Горького «Степан Разин» был новым для своего времени явлением в художественной литературе по разинской теме. Здесь Горький предстает перед читателями не только как писатель, но и историк. Он стал первым литератором, сумевшим изобразить возглавляемое Разиным восстание в его общественной причинности и широте социального охвата. Его сценарий по разным причинам не был опубликован при жизни писателя. Только после смерти Горького текст сценария был обнаружен в его архиве и в 1941 году опубликован в Москве. Не удалось реализовать и кинопостановку по этому сценарию. Известно, что в августе 1922 года представитель Международного рабочего комитета помощи голодающим (Межрабпомгол), находившего в Берлине, Вилли Мюнценберг обратился к Горькому с просьбой передать Межрабпомголу право на постановку фильма по этому сценарию. Ответ Алексея Максимовича неизвестен, но ясно, что согласиться с этим Горький не мог, ибо был связан договорными отношениями с Гороном, у которого были права на этот сценарий. Но и Горон не реализовал горьковский сценарий, хотя собирался в 1934 году осуществить постановку этого фильма в Чехословакии. Что-то у Горона не сложилось, и парижская кинофирма «Венгеров-фильм», узнав об этом, предложила Горону продать ей права на постановку фильма о Разине. При его согласии представители «Венгеров-фильма» обещали снимать кинокар2тину в России с участием известных иностранных артистов и постановке русских режиссеров.1 (1 // «Ученые записки Шуйского пединститута,». Факультет языка и литературы. Вып. 3. !956. С. 155.
Но дальше переговоров дело не пошло: горьковский сценарий так никогда и не был экранизирован.
В статьях Горького, написанных после октября 1917 года, имеются многочисленные упоминания о Степане Разине. В статье «Городок» он писал: «За дверью его (здания – М.А.), окованной железом, хранятся цепи, кнуты и еще какие-то орудия пыток, - ими терзали людей, зарытых здесь на холмах. Они оставлены в память городу: не бунтуй! Но горожане уже забыли: чьи люди перебиты здесь? Одни говорят: это казаки Степана Разина; другие утверждают, что мордва и чуваши Емельяна Пугачева. И только всегда пьяный старик нищий Затинщиков хвастливо говорит: «Мы при обоих бунтовали…» (Горький М. Собрание сочинений. Т. 19. М., 1933. С. 1.
В статье «Народ должен знать свою историю», опубликованной в 1931 году, Горький вновь обращается к Разину. «Народ должен знать свою историю, - писал он.- Что рассказала бы ему правдивая история его прошлой жизни? Он знал бы из ее рассказа, что его разум, его воля не участвовали в процессе истории, а весь он, вся его масса служила материалом для закрепощения своекорыстной и бесчеловечной воле капиталистов. Узнал бы, что изредка, в разных странах, у него не хватало сил терпеть каторжную жизнь бесправного раба, и тогда из среды его вырастали организаторы его гнева и мести…, появлялись Иван Болотников, Степан Разин, Емельян Пугачев».3 (3 Горький М. Преображение мира. М., 1980. С. 271.
О боязни многих дореволюционных писателей изображать в своих произведениях Степана Разина Горький говорит в статье «Заметки о мещанстве». «Роскошное зеркало русской литературы, - писал он, - почему-то не отразило вспышек народного гнева…, она не замечала их и забыла отметить в прошлом таких крупных выразителей народной воли, как Разин и другие. Она не искала героев, она любила рассказывать о людях сильных только в терпении кротких…». (Горький М. Преображение мира. С. 35).
Разинская тема всю жизнь сопутствовала Горькому. Много раз собирался он засесть за серьезную работу и написать либретто, оперы, сценарий фильма, роман о Степане Разине, но из всего задуманного написал только сценарий фильма, так и нереализованный кинематографистами.
Роман о Степане Разине Горький не написал, но он содействовал в этом писателю Алексею Павловичу Чапыгина (1870-1937), когда тот работал над романом «Разин Степан», вошедший в золотой фонд литературы о разинском восстании. Выходец из низов народа Чапыгин испытал в жизни бесправие, угнетение, борьбу за кусок , но проявив напористость и талант, сумел пройти путь от подмастерья малярного цеха до крупного исторического писателя. Образ Степана Разина и бурные события крестьянского восстания времён «тишайшего» царя Алексея Михайловича с юности привлекли внимание Чапыгина. В 1892 году он набросал эскиз пьесы «На Волге», в которой один из героев - Атаман – вспоминает, как они со Стенькой брали Астрахань. Но описать мощную фигуру Степана Тимофеевича в короткой пьесе, да ещё при дореволюционной цензуре, дело безнадёжное, и Чапыгин бросил пьесу. К образу Степана Разина он вернулся в послереволюционный период.
Замысел романа о Степане Разине сложился у Чапыгина к 1924 году. Он засел за глубокое изучение разинской эпохи, быта людей. Сохранились записки Чапыгина на листках перекидного календаря, свидетельствующие о скрупулёзном изучении писателем документов и трудов по истории России ХУ1-ХУП веков. «Приступая к работе над историческим романом, - писал позднее Чапыгин, - я понял одно: большая трудность исторической работы заключается в том, что фабула вещи связана с историческими датами и событиями. Нельзя предаться работе, не помня лежащего перед тобой плана с цифрами событий. Кроме этого, на первый план всплыл вопрос о языке. Второй вопрос – быт, одежда, пища, рынки, вооружение, разряды людей: боярин, холоп, смерд, казак, гулящий человек, посадский захребетник… Города Старый Черкасск, Астрахань, Яик-городок, Москва, Симбирск – все их особенности, постройки, топография. Столица персиян при Аббасе Втором, Дербент, Исфагань ХУП века».
Осенью 1924 года Чапыгин вплотную занялся «Разиным». «Весь день дома писал «Разина», - записал он на календарном листке 3 ноября 1924 года. Работа продолжалась оставшиеся недели этого года, а 15 января 1925 года Чапыгин отметил в календаре: «Разин» окончен. 4 листа 1 кн. «Былое» (снести)». (Чапыгин А.П. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 3. Л., 1968. С. 682). Напряженная работа над романом продолжалась до октября 1925 года, когда Чапыгин сдал его в журнал «Красная новь». Но и после этого писатель продолжал работу над заключительной главой романа о Степане Разине. И только в конце января 1927 года Чапыгин с огромным облегчением записал на календарном листке: «Сегодня к 5 часам утра окончен роман «Москва последняя» - эпилог». Почти два с половиной года потребовалось для создания огромного романа о Степане Разине.
Первая часть чапыгинского «Разина Степана» увидела свет на страницах первой-шестой книжек журнала «Былое» за 1925 год. Затем печатание продолжилось в журнале «Красная новь». Первое полное издание романа в трех отдельных томах вышло в 1926-1927 годах. При жизни Чапыгина роман выдержал девять изданий, включался в собрание сочинений писателя, вышедшего в 1928 году и переизданного в 1930-м.
Роман стал заметным явлением в российской литературе того времени, на автора посыпались поздравления. В числе первых Чапыгина поздравил Максим Горький. «Читал с наслаждением, - писал он Алексею Павловичу, - от всей души поздравляю Вас - хорошо пишете, сударь. Вы и представить себе не можете, с какой радостью я, влюбленный в литературу всей душой и до конца дней моих, читал Разина и восхищался такими словами, картинами истинного художника, как например, бритьё ядреной головы, да ещё с треском, «словно счищая с крупной рыбы чешую». (Горький М. Собрание сочинений в 30 томах. Т. 29. М., 1955. С. 432). В другом письме Чапыгину Алексей Максимович с восхищением говорит: «Сейчас в очередной книжке «Красной нови» прочитал «Разина» - какое наслаждение читать столь изумительно сделанную вещь. …Замечательно вы пишите эту книгу. И будет она первым образцовым, воистину историческим романом. Такого не было».(Горький М. Собрание сочинений в 30 томах. Т. 29. М., 1955. С. 469-470)
И в самом деле, роман Чапыгина «Степан Разин» был первым крупным историческим романом не только в советской, но и во всей русской литературе. Писатель дал широкую панораму разинского восстания. Умело соразмеряя роль личности самого Разина, роль народа в этом движении, он показал, что именно народные массы являлись движущей силой восстания. И это особенно наглядно и ярко видно в многочисленных массовых сценах, которыми богат роман. Реальность тогдашней жизни показана без всяких прикрас: необычайная жестокость правительственного аппарата, продажные суды, бесконечные казни противников режима – всё это показано Чапыгиным с поразительным мастерством и реализмом.
«Для меня Ваша книга вся – как старинная жемчужная риза на иконе богоматери, нельзя вынуть ни единой бисеринки. Вы создали произведение совершенно исключительное», - писал Максим Горький Чапыгину, оценивая его «Разина Степана». И эта оценка выдержала испытание временем: роман этот и поныне пользуется огромным читательским успехом, заняв видное место в российской литературе.
Еще один значительный роман о крестьянско-казачьей войне под предводительством Степана Разина появился в 1951 году: это был роман Степана Павловича Злобина (1903-1965) «Степан Разин», удостоенный через год Государственной премии СССР. Над его созданием писатель работал много лет, изучив громадный массив документальной и исторической литературы. Он стремился «дать старой задаче новое решение», показав Степана Разина не удалым разбойником, а народным вождем, «верящим в свой народ, любящим свою родину».
Критика высоко оценила этот роман. Известный историк, академик Михаил Тихомиров писал о злобинском «Степане Разине»: «Роман от начала до конца читается с громадным, неослабевающим интересом. Степану Злобину удалось представить народное восстание под предводительством Разина во всей широте, …ярко показать и причины, вызвавшие массовое народное движение, безвыходное положение крестьян в России ХУП века. Очень впечатляюще нарисован образ самого Разина. Перед нами с громадной волей , прирожденный руководитель восстания… При этом писателем отнюдь не замалчиваются и те черты неорганизованности, которые были присущи движению Степана Разина». (Тихомиров М.Н. Классовая борьба в России ХУП века. М., 1969. С. 190). Оценивая художественную сторону романа, Тихомиров отмечал: «Роман Злобина отличается высокими художественными достоинствами, … является ценным вкладом в нашу литературу, … воспитывает у молодежи ненависть к угнетателям, гордость за великое прошлое русского народа». Отметил академик-историк и недостатки романа, указав на то, что «образы ряда сподвижников Разина остались не вполне раскрытыми. Незаслуженно мало страниц, например, уделено атаману Василию Усу. Непропорциональное место заняли в произведении некоторые личные переживания Разина».
И все же образ Степана Разине в злобинском романе обрисован с особой любовью. Личность атамана показана в развитии, мы видим, как постепенно, познавая тяжелые стороны жизни народов России, Степан превращается в человека, способного повести за собой огромные массы людей. В романе утверждается, что именно народ воспитал и выдвинул из своей среды Разина, который показан как сгусток народной талантливости, мужества и бесстрашия. Кроме казаков, в романе Злобина широко и подробно описывается роль крестьянства в войне под предводительством Степана Разина.
Автор широко использует в своем романе фольклор. Вплетая его в ткань повествования, писатель следует за ним в оценке многих моментов восстания. Оптимистический смысл романа заключается в том, что поражение разинского движения не воспринимается как разгром народных масс, крах попыток угнетенных освободиться от закабаления. Впереди будут новые попытки сбросить с себя гнет феодалов, будет победа народных масс, их полное освобождение от гнета эксплуататоров.
Третьим крупным художественным произведением о Разине явился роман Василия Макаровича Шукшина (1929-1974) «Я пришел дать вам волю». Причем, работа над образом Степана Разина велась им с прицелом на создание эпического и широкомасштабного художественного фильма о легендарном атамане.
Первую часть своего сценария о Разине Шукшин опубликовал в пятом номере журнала «Искусство кино» за 1968 год, а сам роман в полном объеме вышел три года спустя в журнале «Сибирские огни». Личность легендарного казачьего атамана давно и постоянно притягивала к себе Шукшина. «Меня давно привлекал образ русского национального героя Степана Разина, овеянного народными легендами и преданиями, - писал он. – Последнее время я отдал немало сил и труда знакомству с архивными документами, посвященными восстанию Разина, причинам его поражения, страницам сложной и во многом противоречивой жизни Степана. Я поставил перед собой задачу: воссоздать образ Разина таким, каким он был на самом деле». (Шукшин В.М. Нравственность есть правда. Комментарии. М., 1979. С. 335-336).
Работая над образом Степана Разина, писатель Шукшин прикидывал, как режиссер и актёр, каким будет его герой на экране. «Каким я вижу Разина на экране? По сохранившимся документам и отзывам свидетелей представляю его умным и одаренным – недаром он был послом Войска Донского. Вместе с тем поражают противоречия в его характере. Разин внезапно оставил своё войско и уехал на Дон собирать казаков. Чем вызвано такое решение? На мой взгляд, трагедия Разина заключается в том, что не было твёрдой веры в силы восставших… События эти сами показывают и определяют жанр фильма – трагедия. Но трагедия, где главный герой её не опрокинут нравственно, не раздавлен, что есть и историческая правда. В народной памяти Разин – заступник обиженных и обездоленных, фигура яростная и прекрасная. С этим бессмысленно и бесполезно спорить. Хотелось бы только изгнать из фильма хрестоматийную слащавость и показать Разина в противоречии, смятении, ему свойственных, не обойти, например, молчанием или уловкой его главной трагической ошибки – что он не поверил мужикам, не понял, что сила, которую ему и следовало бы возглавить и повести. Разин – человек своего времени, казак, преданный идеалам казачества, - это обусловило и подготовило его поражение; кроме того, не следует «сочинять» ему политическую программу, которая в то время была чрезвычайно простой: казачий уклад жизни на Руси. Но стремление к воле, ненависть к постылому барству – этим всколыхнул он мужицкие тысячи, и этого у Разина не отнять: это вождь, каким следует его показать. Память народа разборчива и безошибочна. …Главную заботу я проявил бы в раскрытии характера самого Разина – темперамент, свободолюбие, безудержная, почти болезненная ненависть к тем, кто способен обидеть беззащитного». (Шукшин В.М. Указ. соч. С. 469-470).
Считая своей основной творческой темой (литературной и кинематографической) крестьянскую тему, Шукшин говорил: «Степан Разин – это тоже крестьянство, но только триста лет назад. Почему фигура казачьего атамана выросла в большую историческую фигуру? Потому что он своей силой и своей неуёмностью, своей жалостью даже вошёл в боль крестьянскую. Были до него удачливые атаманы… Но почему же один так прочно пойман народной памятью? На Руси начиналось тогда закрепощение крестьянства. Оно разбегалось, оно искало защитников, оно оборонялось всячески от боярства, от закабаления. И тогда появился такой вожак и мститель, - конечно, он собрал громаду людей. …Отсюда, так сказать, он у меня и появился, как яркий, неповторимо яркий сильный, волевой, могучий заступник крестьянства… Но дороже всего мне он как человек, искавший волю. Замкнувший крестьянскую боль и чаяния. Вот отсюда продолжение темы, а во времени отскок на триста лет назад в историю». (Шукшин В. Я родом из деревни. - // «Наш современник». № 7. 1979. С. 174-175.
В предисловии к французскому изданию своего романа о Разине Шукшин добавил несколько пояснений о причинах своего интереса к личности Разина: «Изучая историю восстания, я видел, как искажён Степан Разин историком Костомаровым, Штрунсом (* Речь идет о голландском очевидце разинского восстания Яне Стрейсе-М.А).,* Бутлером. Хотелось воссоздать истинный образ Степана Разина без всякой идеализации, основываясь исключительно на исторических данных». (Цит. по Золотусский И. Монолог с вариациями. М., 1980. С. 90).
Надо заметить, что еще до появления киносценария и романа о Степане Разине, образ легендарного донского атамана мелькает на страницах шукшинских рассказов и в кадрах его кинофильмов. Смотришь фильм «Печки-лавочки», видишь гулянье в доме мужика, собравшегося на курорт, и замечаешь среди портретов и фотографий родственников лицо Степана Разина с бородой, усами, в папахе. Работая над сценарием этого фильма, Василий Макарович написал эпизод, не вошедший в фильм. В этом эпизоде жене главного героя снится, что её муж загулял в обществе девиц сомнительного поведения, Она пытается увести мужа домой, а когда её попытки заканчиваются безрезультатно, она идёт плясать под музыку песни «Из-за острова на стрежень», а своего мужа видит уже в образе грозного атамана Стеньки Разина.
В сказке Шукшина «До третьих петухов» тоже появляется Степан Разин. Только уже не из жизни, а из книги. Стоит он рядом с другими героями русской истории и литературы на книжной полке, а потом помогает Ивану одолеть Змея Горыныча и вернуться к породившей того сказке.
В одном из ранних рассказов Шукшина «Стенька Разин» донской атаман был просто мечтой одного из героев. Тот вырезал Степана из дерева и носил эту фигурку с собой. Мысли и песни о Степане Тимофеевиче навевали ему думу о бунте и непокорстве. Вся его скромная жизнь согревалась этой мечтой. Позже Шукшин перенес этот рассказ в фильм «Странные люди», сделав его одной из новелл картины. Был там деревенский учитель, который рассказывал герою фильма о царствовании царя Алексея Михайловича, бунте крестьян и казаков под предводительством славного атамана Степана Разина. Герой буквально жил образом легендарного атамана, вырезал его из какого-то корня, сжигал, потому что этот образ не сходился с тем, который он носил в своей душе.
Позже Шукшин вернётся к образу Степана Разина в «Калине красной», но уже в аллегорической форме, ведь недаром кличут Егора Прокудина Стенькой, ибо есть какое-то сходство между ними: он такая же буйная и беспокойная натура, как Разин. Есть в «Калине красной» даже парафраз (близкий к оригиналу пересказ) известной песни о Степане Разине: сидит Егор Прокудин на берегу реки, думу думает, а мимо проплывают какие-то суда. Он, как Стенька, не только свою судьбину в мыслях обсуждает, но и народную судьбу».
Близкие Шукшину люди в один голос утверждают, что в последние годы своей жизни он буквально «болел» Степаном Разиным. «Казалось, - замечал известный актер Георгий Бурков, - его разорвёт от той могучей энергии души, которая скопилась и готова выплеснуться наружу». ( // «Советская Россия». 20 июля 1980 года). То, насколько Шукшину был дорог образ Степана Разина, подтверждает жена писателя Лидия Федосеева-Шукшина. Она вспоминала, что когда Василий Макарович завершал последнюю главу о Разине, описывая его гибель, ему пришлось работать ночью. «Просыпаюсь, - вспоминала Шукшина, - четыре утра. Слышу, где-то ребёнок рыдает. Я на кухню, гляжу – плачет. Спрашиваю, что случилось. «Такого мужика загубили сволочи». ( // «Советская Россия». 20 июля 1980 года).
Однако осуществить заветную мечту и снять художественный фильм о Степане Разине Шукшину помешала неожиданная смерть, последовавшая в июле 1974 года по время съемок С.Ф.Бондарчуком фильма «Они сражались за родину».
Литература 1950-1990 годов дала новые художественные произведения о Степане Разине. Из крупных творческих работ этого периода можно отметить поэмы Евгения Евтушенко и Леонарда Лавлинского. Стихам, прозе, в которых упоминается имя легендарного атамана, несть числа! В настоящее время, с окончанием эпохи «катастройки», здоровый интерес писателей, историков к личности Степана Разина вновь возрождается и растёт.
Михаил Астапенко, член Союза писателей России, академик Петровской академии наук (СПб).