Найти тему

Что такое православная психология и психотерапия

Многими реальными примерами из жизни людей, живших в разные времена, подтверждается евангельская фраза: «Не хлебом единым…»

Первый раз мы встречаем ее в Ветхом завете (Ветхий Завет, Втор. 8:3). Моисей, успокаивая свой народ, утомленный сорокалетним исходом из египетского плена, говорил, что Бог не зря подвергал народ израильский таким испытаниям: «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек».

В Новом Завете также встречается это выражение. Когда Христос был в пустыне и держал сорокадневный пост, «приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:3,4).

Человек создан Творцом существом духовным. А это значит, что если он забывает или не обращает внимание на эту отличительную свою особенность, то неизменно попадает в ситуацию конфликта (внутреннего, межличностного, социального…).

Светская (секулярная) практическая консультативная психология и психотерапия это знание о человеке как духовном существе не признают и не учитывают. Следовательно, попытки решать все проблемы человека осуществляются только на психологической (душевной) плоскости без учета духовной вертикали бытия. Таким образом, все еще продолжается мучительное блуждание психотерапии и психологии вдали от Истины, от «Земли Обетованной».

В психологии нет единого взгляда на природу человека. Это напоминает известную притчу о слепых и слоне. Попытка слепых, у которых была возможность дотронуться до слона и дать его описание, оказалась крайне неудачной. Понятно, что каждый из слепых описал ту часть этого животного, которая попала в его ограниченное поле восприятия. Эта притча очень хорошо иллюстрирует множество разнообразных теорий в современной психологии. Очевидно, что ей недостает целостности, достигаемой в результате познания как откровения, а не просто интеллектуального аналитического поиска, исследования и решения частных задач.

Несмотря на такое разнообразие теоретических представлений о психических качествах человека, психология накопила и множество эмпирических фактов. Она может многое рассказать о человеке того, что важно, полезно и применимо на практике.

Психотерапия за время своего развития по различным направлениям (а их боле 200) наработала большой и разнообразный опыт практической помощи людям с психологическими проблемами. Его нельзя не учитывать. Но не все из этого опыта применимо в православной психотерапии и консультировании.

Дать целостное «описание слону» можно в том случае, если у нас есть возможность взглянуть на него в целом. Вот этот целостный подход к человеку и предлагают применять православные психологи и психотерапевты. Работая с человеком на плоскости души (психики), нельзя не учитывать ее связь с телом и духом, а также взаимное влияние всех этих трех составляющих человеческой личности.

Представления о человеке и о методах психотерапии в разное время определялись разными подходами.

Возникновение и развитие психотерапии совсем не случайно совпало с постепенным оскудеванием веры, утверждением и развитием материализма в западном христианском обществе.

Бог умер (нем. Gott ist tot) — это известное высказывание Ницше появилось в его книге «Весёлая наука» (1882 г.):

«Величайшее из новых событий — что «Бог умер» и что вера в христианского Бога стала чем-то не заслуживающим доверия — начинает уже бросать на Европу свои первые тени».

Развитие психотерапии волнообразно происходило в рамках этого утверждения. Одна волна направлений сменялась другой волной. На смену поведенческой психотерапии пришел психоанализ, затем гуманистическая, экзистенциальная психотерапия….

Во время Второй Мировой Войны Виктор Франкл, австрийский психотерапевт, основатель экзистенциального направления психотерапии, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии, находился в застенках Освенцима. Он явился очевидцем того, что люди, имеющие смысл своего существования, не теряли внутреннюю силу (силу духа) и выживали. В статье «Основные понятия логотерапии» он пишет: «Наше поколение реалистично, потому что нам довелось узнать человека, каков он есть. В конце концов, человек изобрел газовые камеры; но человек был и тем, кто не теряя достоинства, шел в эти камеры с Иисусовой молитвой или «Shema Gisrael» на устах».

Из трагической для России истории ХХ-го столетия нам известно много примеров, когда именно сила духа помогала выдерживать невыносимые испытания. Она же давала человеку силы достойно совершить свой уход из жизни в мир иной.

Таким образом, Виктор Франкл в психотерапию ввел понятие Сверх-смысла или «нуса»-духа, описал нусо-динамику как поиски смысла жизни.

Наряду с Марселем (1889–1973), французским философом, основоположником т.н. католического экзистенциализма, и Хайдеггером, (1889–1976), немецким философом-экзистенциалистом, Франкла можно назвать философом (психологом) порога, т.е. мыслителем, который выходит за рамки атеизма, но не доходит до теологии, не принимая ее догматов.

В наше время в психотерапии идет «четвертая волна» – духовно-ориентированная психотерапия. Ее развитие осуществляется на базе различных религиозно-философских учений о человеке. Для западных психологов, незнакомых с православием и святоотеческим учением о человеке, это происходит чаще всего на стыке восточной философии и практики. Как таковые западные формы христианства оказались здесь бессильными.

В нашей стране интенсивно развивается психология, ориентированная на Восточное христианство – православная психология. Она опирается на достижения психологии, христианской философии и богословия, а также на богатейшее наследие святоотеческого аскетического опыта и православной антропологии..

Не случайно именно в наше, полное искушений, время возрос интерес к православной психологии. И формируется она как междисциплинарная наука. В ее развитии принимают участие ученые психологи, философы, культурологи, психологи-практики, и, конечно, богословы и священники….

Методология православной психологии требует выработки общего языка понятий. В процессе ее формирования необходимо определить общую цель, сформулировать задачи и четко обозначить вопросы, которые требуют насущного ответа. Все разногласия и трудности в принципе преодолимы, поскольку специалисты, занимающиеся этими вопросами, стоят на позиции христианского мировоззрения и принадлежат к Православной Церкви. Объединение в лоне Церкви является залогом того, что этот процесс завершится, преодолев все трудности и искушения.

Такова одна из задач образованного в Санкт-Петербурге Общества Православных психологов им. Феофана Затворника. Члены общества активно занимаются как теоретическими разработками, так и практическим консультированием, психотерапией, проведением обучающих семинаров и т.д.

Основополагающие принципы православной психологии и психотерапии, отличающие ее от других направлений

Практикующие в различных направлениях психотерапевты избегают эклектического смешения. Это вполне правомерно. Действительно, как архитектурная эклектика говорит о дурном вкусе, так и деятельность психотерапевта, работающего в смешанных стилях, вызывает по меньшей мере недоумение у профессионалов. Но совсем другое дело, если мы рассматриваем православного психолога. Опираясь на вертикальную ось христианского мировоззрения, психолог, стоящий на позиции православия, имеет возможность использовать методики и техники, преломляя их через это свое мировоззрение. Он имеет возможность увидеть суть проблемы иначе. И, соответственно, предложить для нее другое решение.

В этой точке пересечения плоскости нашего временного и исторического бытия и духовной вертикали совершается исцеление человеческой личности. Линейная протяженность земного бытия сужается до той точки, где исходя из единственно подлинного смысла нашего земного существования, происходит и переоценка ценностей, и находятся верные решения для конкретной жизненной ситуации. Именно в этой точке возможно обрести целостность мысли, чувства, слова, поступка. В этой точке Истины возможно обрести истинную свободу духа…

Православная психология берет за основу православное мировоззрение и исходит из позиции христианской антропологии о понимании человека как Образа и Подобия Божия, как единства тела, души и духа. Таким образом, глубинный смысл человеческой жизни заключается в одухотворении и богоуподоблении, что осуществляется в результате развития добродетелей и преодоления страстей. Он (смысл) изначально нам уже задан Творцом. Все остальные ситуативные смыслы имеют значение, если только они подчиняются или хотя бы не идут в разрез с этим СМЫСЛОМ.

Православная психология основывается на представлении о смерти как переходе души в иное состояние.

Личный духовный опыт, полученный во время земной жизни, получает свое дальнейшее развитие и определяет загробную участь человека.

Православная психология существенно отличается от своих светских аналогов тем, что признает наличие мира ангелов и мира падших духов, а так же воздействия, оказываемые этими мирами на человеческую душу.

Для православного психолога очевидно, что глубинное разрешение внутреннего конфликта происходит на невидимом фронте брани духовной. И поле битвы – это душа человека.

Святые отцы много пишут о влиянии демонических помыслов, образов на человека. Это воздействие может определять формирование различных психологических и соматических заболеваний, а также патологических зависимостей.

Таким образом, фундаментом православной консультативной психологии и психотерапии по сравнению с секулярными методами являются христианское мировоззрение и аскетика. Соответственно вводятся основополагающие принципы:

Христоцентричность – определяет отношение к Богу. Это главный основополагающий, смыслообразующий и целеобразущий принцип, призывающий все соотносить с Господом Иисусом Христом, как он засвидетельствовал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6)

Экклезиоцентричность – определяет отношение к Церкви. Только в Богочеловеческом теле Церкви может происходить единение человека со Христом: «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне» (Ин. 15:4). Истинное исцеление возможно только в лоне Церкви. Оно осуществляется Духом Святым совместно с осознанным устремлением человека в направлении освобождения от страстей.

Антропоцентричность – определяет отношение к человеку. В свете Христовом за грехами и слабостью человека виден образ Божий. Необходимая человеку помощь оказывается в

духовно-нравственном взаимном единстве психотерапевта и пациента; в устремленности направления к Богу и Церкви. Достижение единодушия и единомыслия возможно при содействии Божественной благодати и при условии воцерковления их обоих.

Требования к специалисту. Чем отличается православный психолог и психотерапевт от своих секулярных коллег.

Соответственно существуют требования и к личности психотерапевта. Это личностно-нравственный аскетизм, определяющий отношение психотерапевта к себе и своей профессиональной деятельности. Постижение аскетического опыта психотерапевтом возможно только через личное воцерковление.

У современного невоцерковленного человека в сознании нарушена иерархия ценностей. Нет представления о связи духа, души и тела. Свои телесные заболевания он никак не связывает с нарушениями в душевной жизни. Мысли и чувства им не осознаются в должной степени, не говоря уже о духовной сфере. Чтобы произошло выстраивание этих взаимосвязей, православный психолог, работая на «плоскости психики», держит ориентацию на «духовную вертикаль».

Понятно, что такой образ православного психолога, это некоторый идеал. Хорошо осознавая свои слабости и немощи, свою личную греховность, мы, однако же, уповаем на то, что невозможное человеку, возможно Богу. И это дает нам силы трудиться на этом поприще.

Задачи православной психологии и психотерапии.

Исходя из принципов, на которые опирается православная психология и психотерапия, можно сформулировать общую и частную задачи православной психотерапии.

Общая задача – оказание человеку помощи в преодолении его нарушенной целостности в связи с падшей природой; подведение к осознаванию страстных механизмов, приведших к болезни или возникновению проблемы. Следовательно, помочь ему исцелиться, прийти к внутренней свободе и радости, осуществить себя в полную меру. Это работа, которая обязательно затрагивает уровень смыслов и ценностей. Очень много тут зависит от того, насколько глубока личная вера самого терапевта. Осуществление этого процесса происходит в лоне Церкви.

Частная задача – это оказание человеку помощи в решении его конкретных жизненных ситуаций или разрешении внутриличностного конфликта. Здесь используются и допускаются психотерапевтические методы и техники. Соответственно, чем большим «арсеналом» техник и приемов владеет психотерапевт, тем лучше. Работа на «плоскости» конкретных психологических проблем на фоне общей болезни человечества в результате грехопадения, позволяет православному психотерапевту выйти за пределы «симптоматического лечения» и решать более важную задачу оказания помощи в преодолении духовного поражения. Важно при этом помнить о «вертикали духовности». Часто оказывается, что корень проблемы лежит именно в духовной сфере. На практике мы в этом убеждаемся постоянно.

Перечень проблем, по которым проводится консультирование.

  • проблемы межличностных отношений (это отношения в семье между супругами, а также отношения родителей и детей; сюда же можно отнести отношения в коллективе);
  • внутриличностные конфликты, в том числе имеющие невротическую симптоматику (фобии, депрессии, панические атаки и т.д.);
  • ценностные и смысловые конфликты; они тоже могут сопровождаться невротическими расстройствами (тревога, депрессия, навязчивые состояния, различные формы зависимостей)
  • последствия психологических травм, посттравматическое стрессовое расстройство;
  • помощь в воцерковлении, в подготовке к исповеди, сопровождение в храм, встрече со священником.

Методы и подходы, которые использует православный психолог.

Методы, используемые православным психологом, довольно широко используются и в других психотерапевтических практиках. К основнымметодам относятся – метод самонаблюдения (интроспекции) и диалог.

Самопознание святыми отцами трактуется как наука из наук. Далеко не все люди обладают врожденной способностью к самонаблюдению. Человек может быть социально адаптированным, иметь семью и материальное благополучие, но при этом быть далеким от понимания мотивов своих поступков, осознания своих чувств, ясного и последовательного выражения мысли. Одной из задач психотерапии является пробуждение интереса к этому процессу. Познание своего внутреннего человека, как это называется у святых отцов, приводит к пониманию, что это место основного приложения наших сил. Все остальное уже существует как проекция наших внутренних состояний. Возникающие конфликты, межличностные и социальные, в своей основе содержат внутренние неразрешенные конфликты тех личностей, которые вовлечены в эти отношения.

Чтобы исцелиться, приблизиться к своей целостности, надо преодолеть в себе психологическую расщепленность. Не случайно само понятие греха может трактоваться, как попадание мимо цели. Путь истинного исцеления – это задача всей жизни.

Созданный по образу и подобию трехипостасного Бога (Святой Троицы), человек всегда пребывает в общении. Это общение происходит или с самим собой, или посредством диалога с другими людьми, или это общение с Богом. Более того, наше общение полифонично. Одновременно могут присутствовать все три формы общения.

Истинное исцеление человека не может происходить отдельно от процесса познавания Бога. Возможный полный ответ на психологические проблемы находится не в плоскости земного бытия, в которой работает психотерапевт, а в вертикали духовности.

Важно не забывать, что зачастую жизнь духа пробуждается в страдании. Соответственно у православного психолога и у психолога светского разное отношение к страданию, и разные подходы в его преодолении.

При работе с человеком важно четко и верно формулировать проблему, даже отыскивать смысл происходящего.

Неверное определение смысла приводит к заблуждениям, т.е. блужданию вдалеке от Истины. Для психотерапии выйти на верное обозначение проблемы – это уже половина совершившейся работы. Исходя из смыслового обозначения проблемы, т.е. смыслового содержания, принимается решение о путях ее разрешения. Если психотерапевт стоит на позиции фрейдизма и видит в неврозе только вытесненную сексуальность, то и решаться эта проблема будет соответственно. Однако вытесненная духовность формирует заблуждения и создает проблемы гораздо более сложные.

Самость человека противится Божьему замыслу о нем, тем самым сопротивляется его исцелению.

Понятие метанойя (покаяние), в переводе с греческого означает перемена ума. И это не одномоментный акт. Это путь длиною в жизнь. В этом суть православной аскетики. Исцелиться, означает вернуть когда-то нарушенную целостность. Этот процесс совершается в лоне Церкви Духом Святым.

В работе православного психолога и психотерапевта открываются совсем другие горизонты. Чтобы точнее выразить свою мысль, следует говорить даже не о горизонтах, которые все-таки принадлежат к плоскости, а прибегнуть к объемному восприятию. Человек — создание духовное, а значит, он возвышается над этой плоскостью. Это как мост, как связующее звено между дольним и горним. Такое представление о человеке отражается в символике христианского креста. Плоскость земного бытия пересекается с вертикалью духовного восхождения и самопознания. Причем, эта вертикаль – сам Христос.

Перед нами стоит важная и насущная задача – развитие православной психологии как науки и православной психотерапии как практики. Проигнорировать эту задачу не получится, поскольку ее поставила перед нами сама реальность. Вопросов много. И на них необходимо искать ответы. При этом нам необходимо осознавать свою человеческую немощь и подверженность страстям, надеяться и уповать на помощь Бога.

Краткий обзор литературы, представленной на сайте.

Достаточно полно основные задачи и методы православного подхода изложены в небольшой книжке под названием «Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии». Автор ее доктор психологических наук, председатель Общества Православных Психологов Санкт-Петербурга Л.Ф. Шеховцова.

Православный психолог подходит к проблеме человека исходя из того факта, что целостность человека была нарушена грехопадением. Признавая и уважительно относясь к достижениям психологии и психотерапии, как западной, так и отечественной, православный психолог исходит из предпосылок, берущих свое начало в христианской антропологии:

  • Человек существо целостное трехсоставное: дух, душа, тело. (Правомерно также представление о человеке, как состоящем из души и тела. В этом случае дух является высшей частью души).
  • Человек существо тварное (сотворен Богом.)
  • Человек существо падшее (грехопадение привело к нарушению целостной структуры человека).
  • Человек существо, созданное по образу Божиему, но призвано к Богоуподоблению.

Рассматриваются подробно принципы, которые «исповедует» православный специалист.

В статье Ю.М. Зенько (Общество Православных Психологов Санкт-Петербурга) «Душевные состояния в христианской психологии» дается анализ различных состояний души с точки зрения святоотеческого богословия: греховного состояния, естественного (природного) и благодатного.

Поскольку любое богообщение и богопознание предполагает обращение к своим душевным глубинам, автор, приводя высказывание о. Сергия (Страгородского):

«Познание Бога есть зрение жизни Божией в себе самом; из расположения собственной своей души праведник узнает, в чем состоит и какова по своему существу жизнь Божественная» уделяет особое место описанию того каким образом и по каким признакам читатель может составить представление о том или ином состоянии своей души.

Мне представляется в этой статье интересным раздел о сновидениях. Современный человек склонен впадать в две крайности: «трактовать сновидения по Фрейду» или пользоваться различными сонниками. В этой статье Зенько доступно освещает православный святоотеческий подход к сновидениям.

В статье «О месте православной психотерапии при лечении невротических расстройств» я делаю попытку обоснования преимущества православной психотерапии, перед традиционными психотерапевтическими направлениями. Статья может быть интересна тем, что в ней приводится описание случаев из психотерапевтической практики. А также показано, что невротический симптом, как результат внутреннего конфликта исчезает, если происходит осознание и проработка проблемы не только на психологическом и экзистенциальном (смыслы, ценности, мировоззрение), но и на духовном уровне бытия (покаяние, осознавание игнорирования Заповедей…).

Проф. Мелихов Д.Е. в статье «Попытки объективного понимания религиозного опыта в современной психологии» поднимает ряд важнейших вопросов не только для психологии, но и психиатрии.

Доктор медицинских наук, профессор Дмитрий Евгеньевич Мелехов (1899–979), родился в семье священника Рязанской епархии. Ученик и сподвижник основателей советской психиатрии С. С. Корсакова, П. Б. Ганнушкина, он является одним из основателей современной социальной психиатрии.

Это та важная, но слабо проработанная область психиатрии, которая вырабатывает принципы возврата душевно больных в жизнь.

Он умел предвидеть и показать самому больному здоровые стороны его личности, на которые надо опереться в борьбе с душевным недугом. В беседах с друзьями Дмитрий Евгеньевич неоднократно приводил примеры, когда, несмотря на психические заболевания, благодаря духовно правильному образу жизни, человек сохранял свою личность, ее красоту и оказывался трудоспособным. Он знал случаи, когда духовные расстройства вели к психическим расстройствам и деградации. Его интересовали вопросы, где проходит граница между психическим расстройством и духовным опытом человека, вопросы свободы в сфере духа. Вот что он пишет:

«Во власти человека непосредственно – только область духовной свободы: она не уничтожается никогда. Все другое течет и развивается по своим природным законам, ничего общего не имеющим со свободой человека. Только свобода человека, как солнце, может живить и направлять стихийные силы и сферы, живущие по своим законам, по внешним влияниям, бушуя и затопляя собой все. Слабая свобода только своим сознанием пассивно присутствует там, куда увлекают человека стихийные силы и течения, подчиняется их законам и даже может усиливать своим сознанием эти природные течения. Если у него доброе сердце, он подчиняется движениям эмоций, живет своим сознанием в этой области и тем усиливает ее. Если у него ясный и острый ум, человек своим сознанием и свободой следует за его логическими построениями и усиливает их. Если у него могучая фантазия, он отдается миру образов и грез. Если несокрушимая сила чувственности и эгоизма, он становится беззаветным слугою их и подчиняет им свою сферу духовной свободы».

Священник Павел Гумеров в «Христианской психологии» пишет: «Возьму на себя дерзновение сказать, что аскетику можно назвать в некотором роде христианской психологией. Ведь слово «психология» в переводе с греческого языка значит «наука о душе». Это наука, изучающая механизмы человеческого поведения и мышления. Практическая психология помогает человеку справиться со своими дурными наклонностями, победить депрессию, научиться ладить с самим собой и людьми. Как видим, предметы внимания аскетики и психологии одни и те же». Он перечисляет 8 основных страстей и призывает христианина вести работу с ними.

Автор книги «Общие аспекты психики или введение в Православную психологию» - П.В. Добросельский окончил МАИ и аспирантуру при МАДИ, кандидат технических наук, автор работ по научно-техническим направлениям. Он является православным, прихожанином Никольского храма в селе Ромашково Одинцовского района Московской Епархии. Родился в 1948 году в г. Москве. Книга изобилует цитатами из Священного Писания, святоотеческой литературы, философов, психологов. Автор пытается найти ответ на вопрос: «Что же такое психика человека?» Для профессионалов она представляется спорной.

«Пастырская психиатрия» написана архимандритом Киприаном (Керном)

Архимандрит Киприан (в миру Константин Эдуардович Керн 1899 (Тула) – 1960 (Париж) православный служитель в юрисдикции Русской православной церкви за границей, затем Константинопольского патриархата, богослов, церковный историк. Его отец был дворянином, профессором и директором Лесного института в Санкт-Петербурге, а мать — из семьи старообрядцев.

Архимандрит Киприан учился в Александровском лицее и на юридическом факультете Московского университета. Участвовал в гражданской войне в рядах Добровольческой армии, в 1920 эмигрировал в Константинополь, затем в Сербию. Окончил юридический и богословский факультеты Белградского университета. Доктор церковных наук. Тема его диссертации: «Антропология святого Григория Паламы».

Архимандрит Киприан был человеком высокой культуры. Блестяще знал русскую литературу и поэзию.

В своей «Пастырской психиатрии» он ставит важные и непростые вопросы. Поиск ответа на них может быть интересен как священнослужителю, так и психологу; а также человеку, испытавшему личный мистический опыт.

«По-разному будут смотреть на душевно неуравновешенного человека воспитатель, судья, пастырь и врач. Можно ли всегда считать, что известные акты таких субъектов являются только грехом, подлежащим только эпитимии? Является ли всякая аномалия душевной жизни преступлением нравственного закона, норм кодекса аскетики? Не есть ли такая аномалия больше болезнь, чем злое дело? Ставится поэтому вопрос о том, где проходит граница между этикой и психопатологией…?

Вопрос ставится еще и так: есть ли болезнь зло? В том, что она есть последствие первородного зла, в этом сомнений нет, но есть ли сама по себе болезнь зло, подлежащее только эпитимии. Нужно ли неврастению лечить только одними аскетическими средствами? Стоит ли эта неврастения или маниакальное состояние на той же линии, что и сребролюбие или гордость?»

«Православная психотерапия» митрополита Иерофея (Влахоса) написана нашим современником, переведена с греческого и издана в России в 2004 году.

Читатель не найдет в ней описания ни ожидаемых психотерапевтических методик и техник, ни специфических задач православной психотерапии. Автор возвращает нас к понятиям Церкви как лечебницы духа. А врачевание духа – есть первооснова всякого лечения. О. Иерофей признает, что тяжелейшей болезнью нашего времени являются душевное расстройство, т.е. психологические проблемы. Он обращает внимание читателя на то, что все они происходят главным образом от помыслов, помрачения ума, нечистого сердца. Т.о.: «Православная Церковь – это общее прибежище и врачебница, где может излечиться каждый болящий и страждущий». Автор подробно разъясняет суть святоотеческого учения работы с помыслами, освящает роль Церкви в историческом процессе ее развития и «целительства», касается сути исихазма, как метода лечения.

Вот краткий обзор литературы на тему по православной психологии и психотерапии, представленный на сайте «Азбука веры».

Это далеко не полный перечень всего, что написано на эту тему.

Хочется отметить таких значимых и, безусловно заслуживающих внимания авторов:

  • Авсенев П.С. Из записок по психологии. Спб2008
  • Вадим Коржевский иер. Пропедевтика аскетики. Компендиум по православной святоотеческой психологии М. 2004

А вот работы современных православных психологов:

  • Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология. М. 2000
  • Философия психологии: возвращение к истокам М.2001
  • Гостев А.А. Психология и метафизика образной сферы человека. М.2008
  • Морозова Е.А. Личность: целостный взгляд. Самара 2008
  • Зенько Ю.М. Основы христианской антропологии и психологии. Спб2007
  • Зенько Ю.М. Психология религии. Спб 2009
  • И тот же автор — библиографический справочник работ по христианской антропологии и психологии с древнехристианского периода по настоящее время: Христианская анторопология и психология в лицах Спб. 2009, Шеховцова Л.Ф. , Зенько Ю.М.
  • Элементы православной психологии. Спб. 2005
  • Прот. Сергий Бельков, Шеховцова Л.Ф., д. Антоний Шевяков Преодоление страсти гнева и агрессии. М. 2011
  • Специальные выпуски по христианской психологии Московского психотерапевтического журнала.
  • Учение священника Анатолия Гармаева: педагогические новация, ошибка или заблуждение?
  • О психологии К. Юнга и прозе Г. Гессе. Пермь 2001

Автор: Марина Легостаева