Баргузин - 2-я по длине (480км, после Селенги) и 3-я по водности (130 м³/с, после Верхней Ангары) из рек, впадающих в Байкал. В общем-то, не так и много - примерно как Москва-река, да только течёт Баргузин среди гор, весьма высоких по меркам Сибири.
Левобережный Икатский хребет (до 2573м) отделяет глухой Баунт в верховьях Витима, где работали золотые прииски баргузинских евреев и живут последние в России конные эвенки (вернее, скорее гибрид двух эвенкийских сущностей - образ жизни у них таёжный, но вместо оленя - лошадь). За правобережным Баргузинским хребтом (до 2841м), на склонах которого с 1917 года висит первый в России заповедник, нет ничего, кроме вод Байкала.
Вот между ними и тянется долина Баргузин-реки на 200 километров и километров 20-30 шириной. Размером, высотой гор и общим величием сравнить с ней можно разве что Тункинскую долину, вот только тут в дело вступает климат: к востоку от Байкала лежит сырая сторона. Сквозь зубцы Баргузинских гор ползёт туман, а большую часть дна долины занимает широкая голая топкая пойма, сквозь испарения которой и два хребта не всегда видны друг от друга.
Острова этой поймы с их заливными лугами и участки степей (куйтуны) - отличный подарок живущим у реки скотоводам, а вот для человеческого жилья годятся лишь подножья гор, так что две стороны долины почти изолированы друг от друга. "Ведущее полушарье" здесь - правое. Вид вниз по долине на далёкий силуэт Святого Носа, и где-то под ближними горами вытянулся Старый Баргузин:
Если в ощущениях границу Баргузинского мирка образует ужасный участок дороги перед Старым Баргузином, то метафизически - невидимая линия поперёк долины.
Под Икатским хребтом её отмечает Бухэ-Шулуун, естественный Каменный Бык у дороги (кадр выше), а со стороны Баргузинского хребта - приметный у поймы бурхан со странным буддийским подобием христианских капличек.
Кто и как обжил этот мирок - и в наши дни не утихают споры. С одной стороны, Баргузин созвучен с Баргуджин-Тукум - так называлась в преданиях и хрониках прародина бурят, их исконная земля, колыбель народа. Правда, по всем признакам выходит, что таковой является Прибайкалье, где в 11-14 веках монголоязычные племена эхиритов, хори-тумэтов и пришедших позже булагатов частью ассимилировали, частью выжили в Якутию прежде непобедимых тюрок курыкан.
Впрочем, и к Забайкалью Баргузин отнести можно весьма условно - замерзшее море долгой зимой являет куда менее серьёзную преграду, чем горы и дебри тайги. Можно предположить, что Баргуджин-Тукум когда-то лежал по обе стороны Байкала, но сохранилось это название лишь здесь.
Ещё одна неизвестная бурят-монгольского уравнения - племена байырку, в 5-8 веках кочевавшее под началом "великого иркина" и вождей-эльтеберов вдоль теперешней российско-монгольской границы. То ли тюрки, то ли монголы (озвучивание каждой из версий в интернете неизменно ведёт к потоку оскорблений с противоположной стороны), с обеими Тюркскими каганатами байырку жестоко враждовали, да и разбили и рассеяли по степям их в итоге енисейские киргизы - предки курыкан. Или - не рассеяли, а оттеснили на север, в потайную долину за Байкалом?
Ещё одна явно созвучная сущность - борджигины, сероглазое племя ононских степей, сыном которого был Чингисхан. Что Тимуджин - простой бурятский паренёк из Забайкалья, мысль не новая и даже не безосновательная, и я когда-то подробно рассказывал об этом всём в Делюн-Болдоке, у его вероятной могилы. Только местным бурятам лучше о таком не говорить: встреченной мной однажды на БАМе молодой вахтовик из Баргузинского района первым делом поведал о том, что могила Чингисхана - там у них, где-то в Джергинском заповеднике.
Наконец, особым доверием Потрясателя Вселенной пользовались баргуты, служившие в его гвардии и получившие земли в самых разных уголках его империи: баргутский (брагунский) след некоторые усматривают даже на Кавказе... И в общем о том, как связаны между собой буряты, байырку, Баргузин, Баргуджин, борджигины и баргуты - пишутся монографии и ведутся споры что в научных сообществах, что в комментариях под трэвел-постами. Всё, что я смог вынести из них - уравнение не решено, но построено.
Достоверно же то, что именно баргуты населяли Внутреннюю Бурятию до русских и хори-бурят, явившихся с разных сторон в 17 веке. Теперь они живут в округе Хулун-Буир китайской Внутренней Монголии - небольшой народ (60-80 тыс. человек) с разветвленной системой родов (частью общих с бурятами, эвенками и маньчжурами), напоминающей о богатой истории. Вернее, по факту это даже два народа - старые (хуучин-барга) и новые баргуты (шэнэ-барга).
Первые пришли в Хулун-Буир давно - разброс оценок от 15 века до 1680-х годов, когда их правители не приняли Нерчинского договора, закрепившего их землю за Россией. Вероятнее, что они уходили понемногу все эти века, причём не сразу в Хулун-Буир, а сперва куда-то в степи Халхи. Вторые - однозначно успели побыть русскими подданными, но в 1734 их выселили в Китай по просьбе Цинского дома.
У них много мелких отличий в быту, искусстве, фольклоре, религии, а вот ново-баргутский и старо-баргутский языки - это скорее диалекты. Причём - диалекты бурятского, так что живи баргуты по эту сторону русско-китайской границы - не факт, что их бы вообще выделяли в отдельный народ.
Как бы то ни было, к 1644 году, когда русские люди впервые увидели Байкал где-то в районе Ольхонских ворот и нашли Баргузинский залив лучшей гаванью за морем, баргуты уже были здесь меньшинством. Археологи находят в долине следы их пастбищ, где разводили коров, овец, лошадей и оленей, и даже остатки земледелия с простейшей ирригацией вроде мельниц, но хозяевами Баргузина к моменту встречи с казаками уже были эвенки.
Многие их роды в Подлеморье носили явно бурятские фамилии, переиначенные на тунгусский манер. Наконец, в 1740-е годы, - как принято считать, от казачьих набегов и ясачных поборов, а скорее (то уместнее было бы 17 века) наоборот под защитой казаков, - в Баргузинскую долину из-за Байкала начали проникать уже буряты-эхириты. Самое оседлое в монголосфере племя охотников и рыбаков, не покидавшее Приольхонья без малого тысячу лет, они обзавелись настоящей заморской колонией, которая вскоре зажила своей жизнью.
На кадре выше - явное обоо (священное место) с характерным рядом из 13 сэргэ (алтарей-коновязей), посвящённых владыкам места. Эхиритов, даром что их вотчина священный Ольхон, среди склонных к двоеверию бурят всегда отличала верностью шаманству.
Переселение, однако - всегда слом обычаев: если в эхиритских землях Прибайкалья не найти дацана и даже единственная ступа стоит на необитаемом острове, то в Баргузинской долине исключением видятся как раз сэргэ и обоо. Уже к началу ХХ века эхиритов на двух берегах разделила религия: в пёстром БурМире более тотальным господство буддизма выглядит разве что на Аге.
Здесь есть даже свой пророк Цыден Соодоев, или просто Соодой-лама. Родившийся в 1846 году в улусе Элэсун, он считается реинкарнацией Нагарджуны - индийского философа 2-3 веков, идеи которого о пустоте как истинной сущностей вещей вы наверное знаете из романов Пелевина. Он стоял у истоков буддийского течения махаяны, которому принадлежит тибетская школа Гелуг, а ей в свою очередь принадлежит весь бурят-монгольский буддизм.
Для европейцев про Соодоя говорят иначе - "бурятский Нострадамус", оставивший множество пророчеств, в том числе о сотне лет красной власти, взлёте "белого дракона в год белой мыши" (1961) и о том, что война всегда будет сопровождать человечество, но лишь дважды охватит весь мир. Большую часть жизни Соодой не покидал Баргузинской долины, лишь на старости лет в 1911-14 годах совершив путешествие в Индию.
Баргузинцы приписывают Соодою множество чудес вплоть до левитации, а своё последнее чудо он совершил в 1916 году. Мудрый лама тогда заперся в келье и ушёл в глубокую медитацию, и любопытные ученики, подглядывая туда, видели день ото дня, как старик стал сперва мужчиной в расцвете сил, затем красавцем-юношей, затем нежным ребёнком, и наконец исчез совсем, родившись обратно за пределы мира.
О достопримечательностях долины будут отдельные материалы. Пока же мчимся вверх по утрамбованной дождём грунтовке - через крупные сёла Улюн (1 тыс. жит.):
И Улюкчикан (450 жит.), вместе с Баянголом на той стороне долины представляющие 25% бурят в населении Баргузинского района.