Найти тему

Букварь для ЛЮБЯЩИХ РОДИТЕЛЕЙ

Вспомните утренники своих детей в детском саду – как это всегда было трогательно и мило!

Детки все нарядные, торжественные, глазки горят, и каждый – свою маму высматривает. Каждый – для нее одной поет, читает стихи и танцует! Искренние, открытые, ну просто не детки, а ангелочки!

А теперь всмотритесь в лица взрослых: сотрудников в банке, покупателей в магазинах, просто прохожих – хмурые, уставшие, отрешенные, ничего вокруг себя не видящие, кроме своих проблем… Что же такое должно было произойти, чтобы такие вот живые и искрящиеся радостью дети превратились в унылых и несчастливых взрослых?..

А ведь это – в огромной мере, результат родительского воспитания… недаром говорят «все мы родом из детства»…

Ну как же так, уважаемые взрослые? Я не верю – отказываюсь верить – что кто-то из нас сознательно делает своих детей несчастными, специально лишает их уверенности в себе и энергии! Но тогда откуда берется столько несчастливых взрослых?

Ответ прост: НАС НЕ УЧИЛИ БЫТЬ ХОРОШИМИ РОДИТЕЛЯМИ! НАС НИКТО НЕ УЧИЛ ЛЮБИТЬ!
Казалось бы, что любовь – как инстинкт, мы априори любим своих детей и хотим им только добра... И нам наши родители хотели того же, тогда почему все – вот так?..

На мой взгляд, дело в том, что ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА (испытывать чувство) и ВЕСТИ СЕБЯ КАК ЛЮБЯЩИЙ РОДИТЕЛЬ (действия) – это очень разные вещи.

Очень часто из любви мы начинаем

· Контролировать каждый шаг – чтобы не дать совершить ошибки

· Опекать и делать все за ребенка – ведь он и так устал, или вдруг у него плохо получится и он расстроится

· Критиковать и обесценивать – мы хотим, чтобы он стал лучше

· Решаем за него и принуждаем его к этому – мы взрослые, и лучше знаем, что для него будет хорошо

Знакомо?.. Оценит ли ребенок такую «любовь»? Поможет ли она ему стать уверенным в себе, успешным и счастливым человеком?

Слова «я тебя люблю» - только слова, которые необходимо подкреплять делами!

По исследованиям детских психологов, у ребенка ЛЮБОГО возраста есть 5 основных потребностей, реализуя которые в семье он чувствует себя любимым и счастливым:

Потребность в уважении

Отношение к детям должно быть внимательным, обращение - вежливым и обходительным. Каждому ребенку нужно, чтобы его ценили и видели в нем полноценного человека, а не «довесок» к родителям, которым можно помыкать по собственному усмотрению. Необходимо помнить, что это независимые личности, обладающие собственной волей и желаниями.

Если обращаться с ребенком без уважения, его самооценка будет падать, и он будет или избегать общения, или держаться вызывающе. Дети, чьи родители относятся к ним как к существам второго сорта, зачастую уверены, что с ними что-то не так - и со временем это становится их подсознательным убеждением.

Потребность ощущать собственную значимость

Чувствовать свою значимость означает для ребенка чувствовать собственную силу, влияние, ценность, чувствовать, что «я что-то значу». Эта потребность проявляется в самом нежном возрасте.

Если дети не чувствуют себя нужными и полезными (а в наше время это одна из главных детских проблем), если не получается удовлетворить эту свою потребность «законно», они начинают привлекать к себе внимание все более не безобидными способами, от простой озлобленности и хамства до связи с асоциальной компанией, пристрастия к наркотикам и беспорядочной половой жизни.

Потребность принятия

Ребенку важно, чтобы в нем видели самодостаточную уникальную личность, а не просто копию родителей, которую необходимо подогнать под родительские стандарты идеального сына или дочери.

Дети вправе иметь свои суждения, свои чувства, желания и представления о мире. Мы должны признать, что чувства не плохи и не хороши - они просто существуют. Принимать - не значит одобрять, соглашаться или проявлять свое снисхождение. Эти чувства не надо подавлять, не надо их бояться - их надо принимать, понимать и обсуждать, при необходимости совместно с ребенком работая над их развитием.

Потребность чувствовать связь с окружающими

Детям необходимо чувствовать себя «в команде». Нужно не изолировать их от жизни семьи, а привлекать по мере сил участвовать в происходящих событиях. Между тем вспомните, сколько раз вы слышали и произносили реплики: «Нет, не сейчас. Подрасти сначала», «Ты еще маленький, тебе еще рано».

Если люди занимаются каким-то делом сообща, они острее чувствуют существующую между ними связь. Работа по дому или совместный досуг дают нам возможность стать ближе друг другу, чему-то научиться и помочь другим. Если ребенок чувствует крепкую связь со своими близкими, он сможет успешно противостоять негативным воздействиям извне. Кроме того, именно в этом процессе повышается и вероятность, что он захочет быть похожим на кого-то из домашних.

Потребность в безопасности

Защитить ребенка – совсем не то же самое, что оградить его от любого потенциально опасного воздействия из вне. Это означает создать стабильное, спокойное и внимательное окружение, в котором ребенок будет чувствовать в любых обстоятельствах. Что его любят и поддерживают не тогда, когда он «хорошо себя ведет», а всегда – каким бы он ни был. Что поведение близких ему людей продиктовано не желанием заставить / наказать и т.п., а искренней заботой о его благополучии.

Создание безопасной среды для ребенка предполагает умение балансировать между свободой и контролем. Определенные ограничения неизбежны, без ограничений дети не смогут чувствовать себя в безопасности. Вседозволенность порождает тревогу, ребенок постоянно будет чувствовать какую-то опасность, а незрелость и отсутствие опыта сделают его и вовсе беспомощным.

Эти потребности названы основными, поскольку их успешная реализация - краеугольный камень воспитания эмоционально здорового ребенка. Для родителей эти потребности - словно дорожная карта, с помощью которой можно и нужно корректировать свои действия, оценивать педагогические успехи, развивая сильные стороны детского характера и сглаживая недостатки ребенка.

Быть родителями – большое счастье, и большая ответственность!