История зарождения
Кому мы должны сказать спасибо за то, что Кевин Спейси потерял карьеру, имя Джоан Роулинг заклеивают на книгах, а Джонни Депп оказался на волоске от забвения. Культуре отмены! Что это вообще такое? Призыв неприкасаемых селебрити к ответственности или полиция мыслей? Ну у нас-то уж точно такого не будет. Или я не права? В следующих нескольких частях я постараюсь раскрыть для вас это понятие, начнем с исторической справки, взглянем на самые яркие примеры, как на западе, так и у нас, а параллельно я буду вкраплять свои мысли на этот счет.
Вообще термин “культура отмены” появился ещё в 1981 году, когда американский музыкант Найл Роджерс решил отменить любовь к девушке в своей песне «Your Love Is Canceled». Девушка на свидании повела себя недостойно, потребовав освободить для нее столик в ресторане. Это выражение перенял впоследствии кинематограф, и оно прозвучало в фильме «Нью-Джек-Сити» 1991 года из уст Уэсли Снайпса - он решил отменить свою девушку и грозился «купить новую». Фраза быстро вошла в афроамериканский сленг, а через пару десятков лет стала использоваться повсеместно.
Феномен культуры отмены возник до того, как появился сам термин. Он уходит корнями в движение 1960-х годов за гражданские права, сторонники которого нередко бойкотировали те или иные организации. По словам его членов, в основе культуры отмены лежало стремление привлечь людей к ответственности за неполиткорректные или вовсе преступные действия и высказывания.
Сейчас культура отмены может некогда известного актёра предать забвению и лишить всех его заслуг. Достаточно сказать что-то, что было допустимо раньше, а сейчас перестало («бьёт — значит любит», например) или неумело пошутить (например, «женщина за рулём - это обезьяна с гранатой»). Хотя, Паша Воля продолжает так шутить до сих пор. Как раз о том, есть ли культура отмены в России, мы поговорим чуть позже. Напоминаю, что это пост - лично моё мнение и вы можете быть с ним не согласны. Я никому ничего не навязываю.
Думаю, что фишка в том, что культура отмены на западе имеет социальные предпосылки и отражает сдвиги в социальной сфере - права женщин сейчас занимают другое место, нежели в 80-ых, например, и шутки про место женщины на кухне стали плохим тоном, терпимость общества к ним заметно снизилась. Большую роль ещё играет то, что благодаря развитию соцсетей мнение общества стало более заметным и его стало сложнее игнорировать. И, если что-то пользователей возмущает, они заявляют об этом громко, а, если герою истории всё сходит с рук, народное возмущение растёт, чего (будем честны, в коммерческих интересах) опасаются бренды, прокатчики и т.д. Анонимность развязывает руки пользователям и уже не так боязно выражать своё мнение. В соцсетях многие хотят за счёт высказывания личного мнения выделиться из толпы и у кого-то получается “крикнуть” громче, что привлекает остальных. Находя единомышленников и объединяясь в группы, люди убеждаются в собственной правоте.
Критикуя публичную личность, общество начинает давить на бренды - если они продолжают сотрудничество с человеком, которого решили отменить, то и бренд может попасть под эту волну. Продолжение сотрудничества расценивается как поддержка токсичной персоны и разделение его убеждений. Например, из седьмой части “Крика” выбыла Мелисса Баррера, исполнившая главную роль. Произошло это после её высказываний в поддержку Палестины в конфликте с Израилем. Причём со стороны пользователей соцсетей требований о её отмене не было - киноделы решили пойти на опережение, а народ опешил и не понял. Кажется, отменять её не планировали либо же киностудия поспешила.
Повышенное внимание со стороны общества к высказываниям наблюдается и в случае с шоу. Например, в конце прошлого уже года против российского шоу “Женский форум” поднялась волна недовольных из-за шутки о девушках, которые, будучи не мисс мира, имеют насыщенную сексуальную жизнь. Некоторые пользователи соцсетей, в том числе Дарья, известная в нельзяграмме как «Одноглазая красотка», увидели в этом оскорбление девушек с особенностями внешности и упрёк в их сторону. Сами ведущие шоу эту ситуацию никак не прокомментировали и до их отмены дело, к счастью, не дошло. Юмор часто построен на иронии над чем-то, гиперболах и абсурде. Безусловно, у него есть границы, но мне кажется, что шутить можно почти над всем, главное понимать, как это преподать. Можно пошутить над какой-то социальной болью, не высмеивая при этом жертв, а высмеивая причины, почему так происходит. Короче, такими темпами и тем для шуток не останется.
На западе же критики не щадят даже мультфильмы. Сказку про Белоснежку предложили «отменить» за то, что принц целует героиню, пока она спит, то есть без ее согласия, а новая этика рассматривает это как сексуальное насилие. В 2020 году Disney добавил в свои мультфильмы «Дамбо», «Питер Пэн», «Леди и Бродяга» и «Книга джунглей» предупреждения о «расистском» изображении некоторых персонажей, а в 2021-м и вовсе заблокировал их просмотр на детских аккаунтах своего стримингового сервиса — из-за несоответствия нормам новой этики мультики превратились во «взрослый контент».
Продолжение в следующих частях, подписывайтесь, чтобы не пропустить и спасибо за внимание.