Что есть воля?
«Воля есть претворенная, заостренная психическая энергия (высшим проявлением психической энергии является мысль -прим. авт.). В древности символом воли была стрела… Мысль-воля остается единым основанием всего Сущего… Прошу обострить волю, помогает полету стрел. Воля есть тетива лука сознания… Энергия и воля – властители Кармы…» (Агни Йога)
«- Воля – наследие Божественного, это – Бог в человеке, а желание – движущая сила животного мира.
- Лишь человек обладает волей. Она отличает его от зверя, которым движет инстинкт.
- И Воля, и желание – абсолютные творцы, формирующие самого человека и его окружение.
- Воля творит разумно, желание – слепо и бессознательно.» (Жемчужины Востока)
Пока человек был неразумен, хотя и высокодуховен, он не нес ответственности за свои поступки, потому что вел себя бессознательно, подобно биороботу, будучи связан напрямую с Высшим Миром, и просто делал то, что положено. После появления разума – самосознания, человек получил и свободу воли. Это означало, что теперь человек сам принимал решения и нес за них ответственность. Таким образом, человек был приравнен Творцу, имея в потенциале его Мощь, для выявления которой необходимо было достичь наивысших Знаний и научиться применять их в Жизни.
Процесс добычи знаний проходил долго и трудно.
«Восходящие ступени сознания, по которым подвигается Мыслитель (Манас - прим. авт.), последовательно перевоплощаясь ― в течение долгого жизненного цикла ― в трех низших мирах, ясно обозначены; если бы не было многочисленных существований, невозможно было бы последовательное прохождение всех этих ступеней, и в этом ― для вдумчивого ума ― заключается наиболее убедительное доказательство перевоплощения.
Первая ступень ― та, на которой все опыты исключительно чувственного порядка, и здесь единственное содействие со стороны ума состоит в сознании, что соприкосновения с одними объектами сопровождаются чувством удовольствия, тогда как соприкосновения с другими ― ощущением боли.
Эти объекты вызывают мысле-образы, и последние начинают действовать как стимулы к отысканию объектов, способных вызывать приятные ощущения, когда объекты эти отсутствуют; таким образом возникают зачатки памяти и умственной инициативы. Это первое общее разделение внешнего мира на объекты приятные и неприятные сопровождается более сложной идеей о связи «количества» приятных и неприятных ощущений с физическим самочувствием.
На этой ступени эволюции память чрезвычайно недолговечна, умственные образы быстро изглаживаются.
Возможность предвидеть будущее на основании прошедшего в самом даже зачаточном виде еще не возникла в сознании младенческого Мыслителя, и все действия его вызываются или достигающими до него из внешнего мира влияниями, или же голосом его собственных аппетитов и страстей, жаждущих удовлетворения. Он отбросит все ради их немедленного удовлетворения, как бы отброшенная вещь ни была необходима для него же в будущем. Непосредственное ощущение пересиливает на этой ступени все остальные соображения; многочисленные тому примеры приводятся в отчетах многих путешественников, и для всех, кто изучал стоящих на низкой ступени дикарей и сравнивал их умственный уровень с сознанием среднего культурного человека, должна быть чрезвычайно убедительна мысль о необходимости многочисленных существований.
Нечего и говорить, что на этой ступени нравственные качества не превышают умственных понятий; различие между добром и злом еще не возникает в сознании. И внушить такому младенческому уму представление о добре и зле совершенно невозможно. Да, хорошее и приятное для него ― неразличимые термины.
Измеряя мысленно необъятное нравственное расстояние, разделяющее дикаря и св. Франциска Ассизского, неминуемо приходишь к заключению, что или должна быть такая же эволюция души, как и эволюция тел, или что в царстве душ совершаются постоянные, непостижимые чудеса.
Существуют два пути, идя по которым человек может постепенно выйти из этого зачаточного состояния: он может быть руководим людьми гораздо более развитыми, чем он сам, или же быть предоставлен самому себе, медленно расти без посторонней помощи. В последнем случае развитие его длилось бы бесчисленные века, ибо без высшего примера и без дисциплины, предоставленный воздействиям внешней среды и трению с людьми, не более развитыми, чем он сам, духовные силы дикаря просыпались бы с необычайной медленностью.
В действительности, огромное большинство людей развивалось под влиянием непосредственного поучения, примера и вынужденной дисциплины. Когда большая часть человечества восприняла искру, вызвавшую к жизни Мыслителя (пробуждение пятого человеческого принципа – Манас – об этом более подробно в дальнейшем), тогда Высшие Существа, которые в оккультных учениях носят название «Сынов Разума» (Манасапутра), воплотились и стали Учителями юного человечества; а вместе с тем, менее высокие «Сыны Разума» воплощались на различных ступенях эволюции, появляясь на самом гребне передовой волны подвигающегося вперед человечества. Они управляли людьми под благодетельным влиянием Великих Учителей, и вынужденное послушание элементарным правилам правильной жизни чрезвычайно ускоряло развитие умственных и нравственных качеств в младенческих душах. Кроме всех других указаний, гигантские остатки давно исчезнувших цивилизаций, доказывающих высокое инженерное искусство и высоту умственного развития, далеко превышающую ступень, на которой тогда стояло младенческое человечество, - достаточно ясно свидетельствуют о существовании в те первобытные времена людей с высоким развитием, способных на великие замыслы и могучие выполнения.
Будем продолжать наши исследования первой ступени эволюции сознания. Ощущения господствовали всецело над умом, и первые усилия мысли вызывались желанием, что медленно вело человека к предвидению. Он научился распознавать определенную связь между известными мысле-образами, и когда один из них появлялся, начинал ожидать появления и другого, неизменно следовавшего за ним в его бодрствующем сознании. Он начинал делать выводы и даже совершать поступки на основании этих выводов, что было уже большим шагом вперед, и рядом с этим в нем возникали от времени до времени колебания, следовать ли ему страстным призывам желания, так как в его памяти их удовлетворение соединялось много раз с последующими тяжелыми ощущениями.
Это влияние было сильно ускорено давлением на него ясно выраженных законов. Ему запрещались известного рода удовлетворения и его предупреждали, что вслед за ослушанием последуют страдания. Когда он хватался за доставляющий наслаждение предмет и убеждался, что страдание действительно следует за удовлетворением, исполнившееся предупреждение оставляло в его сознании гораздо более сильный след, чем те же совпадения, казавшиеся ему случайными, когда они являлись неожиданно для него.
Таким образом постоянно возникали конфликты между памятью и желанием, и эти конфликты возбуждали мысль к более активной деятельности. Явление это вызвало необходимость перехода сознания на вторую ступень.
На этой ступени начинает появляться зародыш воли. Желание и воля руководят поступками человека; иногда волю определяют как желание, являющееся победителем в столкновении желаний. Но это слишком общее и поверхностное определение, не объясняющее ничего.
Желание есть исходящая из Мыслителя энергия, направление которой определяется привлекательностью внешних предметов.
Воля же есть исходящая из Мыслителя энергия, направляемая умозаключениями, выведенными разумом из прежних опытов или же непосредственной интуицией, идущей от самого Мыслителя, иначе говоря: желание руководимо извне, воля же ― изнутри.
В начале человеческой эволюции желание является полным властелином и толкает человека то туда, то сюда; в середине его эволюции желание и воля находятся в постоянном конфликте, и победа оказывается то на стороне желания, то на стороне воли; в конце его эволюции желание умирает, и воля господствует беспрепятственно и безусловно. Пока Мыслитель еще недостаточно развит, чтобы видеть непосредственно, воля руководит им посредством разума, а так как разум в состоянии выводить свои заключения из наличности мысле-образов, иными словами ― из пережитого опыта, запас же этот вначале ограничен, поэтому и воля приводит человека беспрестанно к ошибочным действиям. Страдания, истекающие от этих ошибок, увеличивают запас мысле-образов и таким путем доставляют разуму все увеличивающееся поле опыта, откуда он и черпает свои заключения. Таким образом возникает прогресс и зарождается мудрость. Желание смешивается часто с волей, и то, что кажется нам решенным внутри, в действительности бывает вызвано жаждой низшей природы того, что обещает ей удовлетворение. И вместо открытой борьбы между обеими силами низшая незаметно входит в поток высшей силы и поворачивает ее направление в сторону. Побежденные в открытом поле личные желания вступают таким образом в заговор против своего победителя и часто выигрывают хитростью то, что им не удалось взять силой.
На протяжении всей второй ступени, когда способности низшего разума находятся в разгаре своей эволюции, борьба является нормальным состоянием, борьба между повелениями чувств и повелениями разума. Задача, которую предстоит разрешить человечеству, состоит в приведении этой борьбы к концу при полном сохранении свободы воли; в склонении воли к наилучшим решениям, но так, чтобы выбор этих решений оставался свободным и добровольным. Лучшее должно быть избираемо, но по свободному почину воли, которая должна проявляться с неуклонностью предопределенной необходимости.
Постоянство принудительного закона должно получиться из бесчисленных воль, каждая из которых должна свободно определять свое собственное направление. Решение этой проблемы кажется простым, когда знаешь его, хотя с первого взгляда заключенное в ней противоречие и кажется непримиримым.
Представим себе человека, вполне свободного в выборе своих поступков, но чтобы при этом каждый его поступок приносил за собой и неизбежный результат; и пусть человек тот, ничем не стесняемый, хватает один за другим предметы своих многочисленных желаний, но только с тем, чтобы ему же и доставались все последствия его выбора, каковы бы они ни были. Очевидно, что он добровольно откажется от тех предметов, обладание которыми причиняет в конце концов страдание. Он более не будет желать их, когда испытает приносимую ими боль. И как бы он ни стремился удержать наслаждение и избегнуть страдания, он будет сдавлен между жерновами неумолимого закона, и урок будет повторяться столько раз, сколько окажется нужным: перевоплощение предоставит столько жизней, сколько потребуется даже для самого ленивого и тупого из учеников.
«Многие пути ведут к заблуждению; к истине ведет только один путь». Когда все пути к заблуждению пройдены, когда человек убедился, что все они кончаются страданием, выбор истинного пути становится непоколебим, ибо он основан на знании.» («Древняя Мудрость»)
Закон Свободы Воли тесно связан с Законом Перевоплощения под непосредственным Руководством Закона Кармы, основанном на Принципе Высшей Справедливости.
Свобода воли подразумевает свободу выбора на основе добровольности и сознательности. Никто не имеет права вмешиваться в свободную волю человека. На страже этого стоит Карма. Светлые силы путем помощи, просвещения, исключая насилие над волей, т. е. только с согласия человека, пытаются направлять свободную волю в правильное русло. Карма занимается воспитанием «своими методами», но строго по Закону. Только темные (Иерархия темных сил – олицетворение злого начала, которое не является космической необходимость и есть трагедия нашей Земли; подробнее об этом в статье « Князь Мира Сего» в одной из последующих публикаций) не считаются ни с какими правилами, усугубляя свою и чужую карму. Свободная воля имеет такую мощь, что, объединяя свою волю и волю своих сторонников, высокие темные сущности, Иерофанты Зла, долгое время могут отсрочивать воздействие Кармы и замедлять эволюционные процессы. Но отсрочить — не значит отменить. Противодействие вызывает еще большие силы, которые уже не по эволюционному, а по революционному (взрывному) сценарию сметают препоны и восстанавливают равновесие и обеспечивают исполнение сроков. Землетрясения, наводнения, эпидемии, ураганы, резкие перепады температур, засухи – это все результат злоупотребления свободной волей.
Сознательное применение свободной воли, направленное к Добру, имеет значительно большую мощь. Сознательно объединенная воля может многократно, а то и на порядок увеличиваться, в зависимости от устремления и частоты вибраций. Если злая воля ограничивается низшими энергиями и действует непродолжительно, то свободная воля Добра поднимается максимально вверх и приобщается к Неисчерпаемому Источнику Мощи. Теперь становится понятно, почему Добро всегда побеждает зло.
Свободная воля является ареной борьбы Светлых и темных сил. Человеку нужно делать выбор между животной и Божественной природой внутри себя.
«- Когда желание нацелено на абсолютно абстрактное, когда оно очистилось ото всех следов и пятен «самости» - тогда оно стало действительно чистым.
- Человек творит себя по образу своих желаний до тех пор, пока собственной Волей – дитя Света – он не достигнет Богоподобия». (Жемчужины Востока)
Подавляя же внутренний божественный голос, который мы называем совестью, подчиняясь низшей природе, потакая своим желаниям и страстям, человек все больше теряет связь с Высшим Миром, который в человеке представляет высшая триада (Атма-Буддхи-Манас). Все больше уделяя внимания материальным ценностям, все меньше думая о возвышенном, человек окончательно утрачивает связь с высшей триадой, которая покидает бездуховного человека навсегда. Такое бездушное существо в Агни Йоге называется «живой мертвец». Он еще может ходить, говорить, даже занимать высокие должности, но эволюция его закончена, он как «космический сор» будет отринут эволюционным процессом, который неумолимо движется вперед к намеченной цели. А неудачный экземпляр начнет новую эволюцию с камня на одной из низко развитых планет (нас учат, что это – Сатурн).
Чтобы не потерпеть неудачи в своей эволюции, необходимо подчинить низшую природу высшему Я. Это возможно только при движении по пути приобретения истинного знания и приложения его в жизни. Это - кропотливый каждодневный процесс, в котором не может быть перерыва. Как только прекращается движение наверх, сразу же начинается падение. Второй раз труднее завоевать потерянную позицию, поэтому нужно дорожить достижением. Даже кратковременная, но каждодневная духовная работа оградит от падения. Если нет возможности ежедневного чтения, то размышления доступны в любых условиях. Нужно полюбить мыслить о Прекрасном, о Возвышенном. Со временем это станет потребностью. Постоянство необходимо для выработки ритма, который будет способствовать наилучшему претворению достижений, ибо в основе Мироздания заложена ритмичность как движущая сила. У каждого свой ритм, но поднимая вибрации, мы приближаемся к Космическому Ритму, что способствует значительному увеличению наших сил и росту достижений.
*
Мы закончили тему «Основные Законы» и получили начальное представление об Общей Картине Мироздания.
Далее, переходим к подробностям (в общих чертах, без чрезмерной деталировки, чтобы не перегрузить сознание, в строгом соответствии с двумя постулатами истинного познавания – соизмеримость и целесообразность) для углубленного и расширенного понимания действия и взаимосвязи представленных Законов.
Следующая тема называется «Происхождение и Эволюция Человека в Свете Тайной Доктрины».