19 января мне в охотобщество позвонила знакомая - Марина Анисимова. Она гуляла со своей двухлетней дочуркой Миланой во дворе и стала очевидицей однозначно неповседневного зрелища. Стая местных серых ворон, сорок и галок, пользуясь своим численным превосходством, яростно нападала на неизвестно откуда взявшуюся тут сову. Последняя в панической ретираде ударилась о здание, упала и теперь не могла взлететь.
Это действительно оказалась сова. Ну, если точно определить, то серая неясыть...
Серая неясыть - птица отряда совообразных семейства совиных. В лесах, окружающих наш город, вполне обычная, как минимум регулярно наблюдаемая. Относительно часто, особенно зимой, неясыти залетают в город. Вряд ли это обязательно вызывается острой нехваткой пищи в естественных стациях. Скорее наоборот, город привлекает их изобилием легкой добычи.
В природной среде решающая доля добычи неясытей приходится на мышевидных грызунов, сколько-то - на мелких птиц, крупных насекомых. В городах, по наблюдениям ведущего орнитолога Башкирии Виктора Валуева, жертвой серой неясыти становится галка, в том числе днем. Сюда же можно добавить и дневную охоту на белок в городских парках. Это к тому, что совы - признанные ночные охотники, и широко бытует заблуждение об их дневной слепоте. В действительности совы, неясыти в частности, одинаково превосходно видят и ночью, и днем. Так устроены их глаза, не вдаваясь в подробности, совсем по другому, чем у дневных птиц.
С одной стороны при известной, за счет особенностей строения пера, бесшумности полета, остроте "ночного видения" и, кстати, замечательного, буквально целенаводящего слуха, а также и за счет ночной слабозрячести жертв, лучше обеспечивается успешность именно ночной охоты сов. С другой стороны, днем у сов появляется слишком много либо просто надоедливых, мешающих охотиться, либо смертельно опасных "недоброжелателей" - крупные врановые или хищники отряда соколообразных, да и потенциальная добыча лучше видит, что происходит вокруг. Ночью же на серую неясыть, коль скоро мы говорим именно о ней, могут напасть только другие, более крупные совы - филин и длиннохвостая, иначе говоря уральская, неясыть.
Собственно, обозначенную в предыдущем абзаце "систему взаимоотношений" сов с дневными птицами и удалось подсмотреть Марине с Миланой. А еще они убедились, что серая неясыть восхитительно красива. Как выразилась Марина: "Вся такая фактурная". Это правда, струящийся, четкий, я бы сказал, прорезной, рисунок оперения.
...Мы с охотниками Томасом Шульцем и Рамилем Латыповым застали пострадавшую, с изрядно выщипанным хвостом, птицу распластавшейся на снегу. Подобрали и переправили городским ветеринарным врачам для профессионального обследывания и, если потребуется, лечения.
Но история на этом не закончилась. Кроха Милана. Это, возможно, была ее первая встреча с настоящей дикой природой. Что может знать двухлетний ребенок? Что может понимать? Однако она явно что-то почувствовала. Дохнуло на нее оттуда. Наше. Родное. Глубинное. Там, в этой самой дикой природе, наша истинная колыбель, не в городском безисходном "капкане". Еще и весь следующий день, оставшись "сидеть" с бабушкой Леной - или кто там с кем сидел, - Милашка настойчиво втолковывала ей: "Вава прилетела. Вава.".