22 декабря 2015 года Генеральная Ассамблея приняла Резолюцию, постановившую провозгласить 11 февраля Международным днем женщин и девушек в науке.
Празднование Международного дня женщин и девушек в науке осуществляется ЮНЕСКО и структурой «ООН-Женщины» в сотрудничестве с учреждениями и партнерами из гражданского общества, целью которых является поощрение участия женщин и девочек в науке, чтобы открыть двери в научную деятельность для каждой.
Наука и гендерное равенство имеют жизненно важное значение в обеспечении устойчивого развития. Тем не менее, женщины и девушки по-прежнему отстранены от участия в науке: женщины составляют менее 30% исследователей во всем мире.
Решение некоторых из главных задач повестки дня в области устойчивого развития - от улучшения здравоохранения до борьбы с изменением климата - опирается на использование талантов каждого человека. Это означает вовлечение все большего числа женщин в деятельность в этих областях. Разнообразие в исследовательской группе и общей научной деятельности расширяет круг талантливых исследователей, внося новые перспективы, таланты и креативность.
Международный день женщин и девочек в науке был принят для обеспечения полного и равного доступа к науке для женщин и девочек и их участия в ней. Этот День является напоминанием о том, что женщины и девочки играют важнейшую роль в научном и технологическом сообществе, и что их участие должно быть максимально расширено.
В резолюции Генассамблея призвала правительства стран мира, неправительственные организации и академические институты создавать благоприятные возможности для получения образования и ведения научной деятельности девочками и женщинами. Учреждение новой даты стало очередным шагом по реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (принята на саммите ООН в сентябре 2015 года), неотъемлемыми элементами которой являются наука и гендерное равенство.
Инициатором этого Дня выступил Международный союз электросвязи, который призвал принять меры для популяризации индустрии информационно-коммуникационных технологий среди женщин и девушек. Упоминание девушек в названии праздника обусловлено тем, что участие мальчиков в научных кружках и сообществах традиционно значительно выше.
За последние годы мировое сообщество достигло значительных успехов в деле вовлечения женщин и девушек в науку. Однако они продолжают сталкиваться с ограничениями в этой сфере. Так, несмотря на то, что среди обладателей степени бакалавра и магистра в мире женщины составляют 53%, на уровне докторов наук их доля не дотягивает до паритетного показателя и составляет 43%. Такие данные приводятся в докладе ЮНЕСКО за 2017 год, посвященном осуществлению Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития.
В середине 2018 года, согласно ЮНЕСКО, доля женщин-исследователей составляла 28,8% от числа всех исследователей в мире. Регионами с наиболее высокой долей женщин-исследователей являются Центральная Азия (48,1%), Латинская Америка и Карибский бассейн (45,4%), арабские государства (39,8%), Центральная и Восточная Европа (39,5%). При этом преимущественно "женскими" остаются области образования, здравоохранения, социальных и гуманитарных наук. В сфере естественных наук, математике, инжиниринге, промышленности и строительстве доля женщин почему-то мала. Лишь 3% нобелевских премий в сфере науки были когда-либо получены женщинами.
В России, по данным за 1995 году доля женщин-исследователей составляла 48,4%, а в 2016 году она сократилась до 40% (148, 3 тыс.)