Прошел год с тех пор, как 5 февраля 2023 года страны ЕС и G7 ввели санкции на морские поставки нефтепродуктов из России
Наряду с запретом был введен "потолок цен" на нефтепродукты из России, затрагивающий как продавца, так и покупателя. В этой статье мы рассмотрим влияние этих санкций, изучим, как изменился рынок, и проанализируем, на кого запрет повлиял больше – на Россию или европейские страны.
Рыночные сдвиги
Доля российских нефтепродуктов, включая бензин, дизельное топливо, керосин, нафту и мазут, в импорте ЕС составила около 40%. Этот рынок также был важен для экспорта нефтепродуктов Российской Федерацией: страны ЕС получали почти 1,2 млн баррелей в сутки из общего объема поставок в 2,8 млн баррелей в сутки в 2022 году.
Санкции были конкретно введены в отношении нефтепродуктов исключительно российского производства, что позволило Европейскому союзу без проблем импортировать топливо из других стран, включая Россию. Они, в частности, закупали индийское топливо и другие продукты переработки нефти, что привело к значительному увеличению импорта из Индии. Всего за девять месяцев ЕС импортировал из Индии 7,9 млн тонн нефтепродуктов, что более чем вдвое превышает показатели 2022 и 2021 годов.
Несмотря на эту смену поставщиков, цены на бензин и дизельное топливо в Европе не снизились. На самом деле, если мы сравним среднюю цену до начала военной операции России в Украине с текущей ценой, изменений практически не произошло. Поэтому неверно предполагать, что рынок топлива в Европе рухнул без прямых поставок из России.
С другой стороны, российская нефтеперерабатывающая промышленность не прекратила свое существование. Фактически, к концу 2023 года объем производства увеличился на 1,1% до 275 млн тонн. Российский экспорт нефтепродуктов также адаптировался к ситуации, осваивая новые рынки в нетрадиционных направлениях. Например, в 2023 году экспорт дизельного топлива в Бразилию увеличился примерно в 60 раз по сравнению с 2022 годом, достигнув 6,1 млн тонн, что составило примерно 13% всего российского импорта.
Кто пострадает больше?
За прошедший год Европа успешно нашла альтернативных поставщиков, в том числе торговых посредников на Ближнем Востоке и в Азии, а также производителей бензина и дизельного топлива из российской нефти. И наоборот, Россия вышла на новые рынки, что позволило ей сохранить свой обычный объем производства на собственной территории.
Однако важно отметить, что эти сдвиги в торговле топливом не прошли бесследно для обеих сторон. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), несмотря на прогнозы Министерства экономики России, экспорт нефтепродуктов из России сократился на фоне санкций с 2,9 млн баррелей в сутки в 2021-2022 годах до 2,7 млн баррелей в сутки в 2023 году. Несмотря на это снижение, производство внутри России увеличилось, о чем свидетельствуют данные Росстата:
- Производство кокса и нефтепродуктов в 2023 году увеличилось на 2,6% по сравнению с 2022 годом.
- Производство бензина увеличилось на 3,9% (44 млн тонн).
- Производство дизельного топлива увеличилось на 4,1% (88 млн тонн).
- Производство пропана и бутана увеличилось на 11,3% (18 млн тонн).
- Производство топочного мазута увеличилось на 3,4% (43 млн тонн).
Кроме того, российская нефтепроводная компания "Транснефть" значительно увеличила объем транспортировки нефтепродуктов - на 10,9%, с 39 млн до 43,3 млн тонн, обеспечив стабильные поставки на внутренний рынок Российской Федерации.
Таким образом, хотя эмбарго ЕС на российское топливо и последующие санкции, несомненно, повлияли на динамику отрасли, обеим сторонам удалось адаптироваться. Европа успешно нашла альтернативных поставщиков, в то время как Россия исследовала новые рынки и расширила производство в пределах своих границ. Последствия запрета можно увидеть в сокращении российского экспорта, но общее воздействие на топливный рынок Европы оказалось менее серьезным, чем первоначально ожидалось.