В данной статье рассматривается организация совмещения творческого, обучающего и познавательного процесса для обучающихся в 3 классе художественной школы (12-14 лет). Статья направлена на формирование интереса детей к творчеству средневековой Руси и уважительному отношению к искусству своего народа.
Важнейшую роль в духовном развитии детей играет передача культурного наследия поколений. Изучение истории изобразительного искусства должно быть не только познавательным, но и увлекательным процессом. Для этого необходимо правильно организовать рабочий процесс на уроке. Рассмотрим процесс создания идеальных условий на уроке истории изобразительного искусства в детской художественной школе на примере темы «Оформление книг в средневековой Руси».
Лучшим вариантом для художественной школы будет совмещение теоретической и практической части урока. В теоретической части необходимо визуально показать и рассказать о тонкостях оформления книг.
В первую очередь детям нужно правильно преподнести материал. Подготовить текстовый материал в доступной форме, приводя примеры изобычной жизни. Визуально грамотно составить презентацию с иллюстрациями и интересными фактами. Так детям будет проще усвоить тему и познакомиться ближе с искусством средневековой Руси.
- Рассказать о книге как об атрибуте христианских обрядов, источнике Слова Божьего. Раскрыть такие понятия как: миниатюра, заставка, инициал. Рассмотреть древнейшие русскиеминиатюры на примере самой ранней точно датированной книги, написанной на пергамене кириллицей «Остромирово Евангелие» (1056-1057)и «Изборнике Святослава» (1073).
- Рассмотреть материалы для письма: пергамен, железистые чернила, киноварь, гусиные перья. Расцвет книжной миниатюры в XII – XVI веках.
- Различный стиль иллюстраций на примере книг: «Мстиславово Евангелие» с добавлением византийского орнамента, «Федоровское Евангелие» с отголосками комниновского искусства, «Хлудовское Евангелие», украшенное чрезвычайно «живыми» по композиции миниатюрами в лучших традициях палеологовского искусства, «Псалтирь Грозного» с обилием театрологического орнамента, «Псалтирь Спиридония, или Киевская Псалтирь»,отличившаяся изящными миниатюрами на полях и посреди текста рукописи.
- Затем необходимо рассказать о создании книжных центров и книгопечатании, появившимся с распространением грамотности и развитием просвещения. Упомянуть первую, точно датированную печатную книгу «Апостол» - выпущенную 1 марта 1564 года дьяконом Иваном Федоровым и его помощником Петром Тимофеевичем Мстиславцем.
- Рассмотреть знаменитые заставки с широкими, плавно заворачивающимися листьями, жилистыми стеблями, фантастическими цветами, маковыми головками и кедровыми шишками.
Плавно переходя на практическую часть урока необходимо упомянуть об излишнем украшательстве страниц, ведь помимо сложных плетёных заставок и миниатюр, рукописи украшались инициалами (буквицами). Здесь важно научиться определять периоды написания книг, которые тесно связаны со стилями изображения инициалов.
- Ранний период (XI–XII век) характеризуется преобладанием византийского стиля.
- В XII–XIV веках наблюдается так называемый тератологический стиль, делящийся на несколько мотивов: зооморфные – в основе которых лежали сплетения из фантастичных зверей, птиц, рыб, включая элемент плетенки из ремней, антропоморфные –фантастические изображения рыб, птиц, животных имеют человеческие лица или туловища, сюжетные инициалы – изображающие людей в реальных бытовых сценах, жгутовые – простейшая разновидность геометрического инициала,образуется из двух перевивающихся полос, плетёные – более сложная разновидность геометрического инициала: в них увеличивается число сплетаемых полос, узорные –характеризующиеся сложным динамичным орнаментом, состоящим из причудливых линий, схожих с ювелирными изделиями.
- XV век характерен южнославянским влиянием, орнамент становится геометрическим и состоит из кругов и решеток.
- В орнаменте XVI–XVII веков, под влиянием европейского стиля эпохи возрождения, мы видим извивающиеся листья, сплетенные с большими бутонами цветов.
После рассмотрения теоретической части занятия, проникнувшись темой оформления русских рукописных книг, ребятам предлагается побыть в роли мастера книжного искусства. Преподаватель заранее готовит необходимые материалы для выполнения творческой части урока:
- лист формата А4, сложенный пополам для создания иллюзии книжного разворота;
- подобие железистых чернил (тушь, смешанная с бронзовым порошковым пигментом);
- акварельные краски;
- перья/тонкие кисти.
Продолжая обсуждать тему урока, вдохновить и погрузить детей в творческую атмосферу, похожую на средневековую русскую книжную мастерскую.
В форме мастер-класса выполнить итоговую работу в виде книжного разворота с иллюстрацией, заставкой и инициалом, подобным просмотренным примерам русских рукописных книг. В заключении устроить мини-просмотр среди работ учеников класса.
Таким образом можно сформировать вовлечение юного поколения в историю изобразительного искусства, воспитать уважение и ценность в отношении средневекового русского искусства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Александров В.Н. История русского искусства. - Минск: Харвест, 2009
- История русского и советского искусства: Учеб. пособие для вузов. - М: Высшая школа, 1989
- Дмитриева Н.А, Акимова Л.И. Античное искусство: Очерки. - М.: Дет. Лит., 1988. -255-6 с., ил.
- История России с древнейших времен до конца XVII века /Под ред. Сахарова А.Н., Новосельцева А.П.. - М., 1996. - 351 с.
- Любимов Л.С. Искусство Древней Руси. - М.: Просвещение, 1974. - 162 с.
- Ракова М.М., Рязанцева И.В. История русского искусства. - М.: Изобразительное искусство, 1991. - 235 с.
- Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. - М., ВЛАДОС, 1995. - 394 с.
- Захаревич А.В. История отечества: Уч.- М.: «Дашков и К», 2006. - 589 с.
- Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 432 с.
- Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. М., «Наука», 1991. - 678 c.
- Эдуардов И.Р. Древнерусское искусство и культура, 2009