Здравствуйте, уважаемые читатели, у нас есть такая пословица «обещанного три года ждут…», но в нашем случае, похоже, три года — это не срок. Живем мы в богатом нефтегазоносном регионе, в автономном округе доноре с высоким уровнем жизни, уровень заработных плат в среднем по региону достаточно высок, города и поселки благоустроены, ухожены, городская среда достаточно комфортна для проживания, и это все Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.
Но, как говорится, есть одно «но». Вся юго-западная часть округа не имеет выхода к дорожной сети общего пользования, как у нас говорят, нет дороги на «большую землю». Хотя внутри округа дороги просто отличные.
На самом деле дорога есть, это зимник. Из Кондинского района, от крайнего населенного пункта до которого «дошёл» асфальт, это поселок Куминский, до г. Тюмени 260 км по зимнику. Зимняя автомобильная дорога официальная, ежегодно строится и содержится за счет средств округа. Но это зимняя дорога и работает она максимум три месяца в году, а потом все, выезд на «большую землю» только через г. Ханты-Мансийск, а это 1300 км. Нужно сделать огромный крюк через весь округ. Есть еще круглогодичная дорога через г. Югорск, и г. Ивдель на Екатеринбург, и это конечно очень хорошо, но расстояние там тоже 1200 км. Вот такая вот у нас ситуёвина с транспортной доступностью. Жители юго-западных районов «молятся» на зимник как на «дорогу жизни», администрации муниципалитетов постоянно контролируют обстановку на этой дороге, но это всего лишь зимник, сезонная временная дорога.
Я живу в округе почти сорок лет, если быть точным, то с 1986 года, и все время слышу разговоры о строительстве этой дороги. В свое время, когда губернатором Тюменской области был Собянин Сергей Семенович, был разработан проект и начато строительство. По территории округа была построена дорога Мортка-Тынкуль - Куминский, по территории Тюменской области реконструировали дорогу Тюмень-Нижняя Тавда, построили объездную дорогу вокруг с. Нижняя Тавда, мост через р. Тавду и отсыпано земельное полотно до д. Кускургуль, и на этом стройка закончилась. Пришел новый губернатор Тюменской области Якушев В.В. и, несмотря на то, что он неоднократно избирателям обещал достроить эту дорогу, работы на объекте остановились. В результате руководство Ханты-Мансийского округа-Югры, после долгих переговоров, объявило, в связи с тем, что Тюменская область отказывается дальше строить дорогу по своей территории, ХМАО-Югра тоже останавливает работу в этом направлении и начинает переговоры с руководством Свердловской области о смене направления дороги после п. Куминский в направлении на г. Тавду Свердловской области. В тот момент дорога по территории ХМАО-Югра была построена до самого южного населенного пункта округа п. Куминский.
Затем было относительно продолжительное затишье, шли переговоры, и наконец, в рамках Санкт-Петербургского экономического форума публично губернаторами было подписано соглашение о сотрудничестве, в рамках которого и планировалось сформировать автотранспортный коридор от г. Екатеринбурга до границы ХМАО-Югра.
И вот настал час и день, когда с новой силой заговорили о строительстве дороги. В региональных и федеральных средствах массовой информации появились публикации о том, что все бюрократические вопросы решены, программы разработаны и утверждены, необходимые средства выделены, дороге быть. Проектные работы запланированы на 2024-2025 годы, а строительство на 2025-2028 годы.
Появилась надежда, что эта проблема, наконец, разрешится, тем более что можно видеть, как начались практические шаги по реализации планов. В Свердловской области были проведены конкурсные торги по определению подрядчика на проектирование дороги. Для нас жителей округа интерес к этой дороге не просто праздный, я думаю, не нужно рассказывать, почему путь в 260 км намного выгоднее пути в 1300 км и какое это имеет значение для развития региона. Насколько эта дорога востребована, мы видим по интенсивности движения в период действия зимней дороги, и поверьте, едут не только местные жители, доля транзита достаточно велика, поток идет по направлению Тюмень-Междуреченский-Урай-Нягань и далее на Ямал.
Поэтому, услышав о том, что прошёл конкурс по определению подрядчика, я сразу же зашел на сайт zakupki.gov.ru и поинтересовался результатами торгов. И вот тут-то у меня вновь закрались сомнения, что-то тут не так, торги выиграла организация согласившаяся выполнить проектно-изыскательские работы за одну копейку. И это нисколько не шутка, цена выполнения работ одна копейка. Все документы на сайте в открытом доступе. Вот итоговый протокол:
В торгах принимали участие шесть проектных организаций, начальная (максимальная) цена составляла 130 547 160,30 руб. Один участник просил 110 млн. рублей, но был отклонён за несоответствие, предложение следующего 108 млн. рублей, два предложения по 85 млн. рублей, одна организация предложила стоимость 1 рубль и наконец, победитель предложил стоимость 1 копейку. Как вам такое? Бюджет сэкономит 130 млн. рублей. Это же просто отлично, но возникают смутные сомнения, кто-то хочет выполнить работу стоимостью 130 млн. рублей за одну копейку? Это реально? Такое вообще бывает? Навскидку сразу приходят несколько мыслей: это благотворительность? Ну, все может быть. А может демпинг, и фирма борется за свою часть рынка? А выполнит ли эта фирма при таких условиях свои обязательства?
А вы, уважаемые читатели, как думаете, что это такое? И какая судьба в дальнейшем ждет эту дорогу? Прокатимся ли мы когда-то с ветерком до Екатеринбурга, или будет как в пословице, которую я привел в начале статьи: «обещанного три года ждут, а на четвертый забывают».
Спасибо что прочитали данный материал, надеюсь, был вам полезен. Если не сложно, подпишитесь, поставьте лайк, это поможет развитию канала.