Найти тему
НУАР-NOIR

Сказ о том, как деревня Смерть обманывала

-2

Фильм «Похититель времени» являет собой нечто среднее между мистическим триллером, страшной сказкой и магическим реализмом Борхеса. На фоне того, что сейчас производит западный кинематограф весьма удивительно, как отечественный зритель оставил эту кинокартину без должного внимания.

Проект создан прямо-таки по классическим лекалам мрачного, но не слишком жанра, избавляя сюжет от ненужных для него мерзостей, но не освобождая от трагизма ситуаций. Хотя вроде бы всё и подано в виде сказки.

История являет собой «шкатулку с сюрпризом», когда пласты времени действия скрыты друг в друге подобно матрешке. Есть никак не явленное настоящее, когда главный герой вспоминает себя мальчиком. И это перовое прошлое.

В нём действует его бабушка, которая рассказывает мальчику сказочные и пугающие истории из своей юности. Это второе прошлое, когда якобы случились загадочные происшествия в одной французской деревушке, в то время настолько маленькой, что она даже не была нанесена на карту (уже признак сказочного места).

Культура и социология знает такой термин как «антебеллум», то есть «до войны», когда подразумевается не собственно война, то есть не боевые действия, а некое большое и нередко трагическое событие, которое делит жизнь людей на «до» и «после».

В данном случае подразумевается двойной «антебеллум», жизнь в 1927 году – это события и до мирового кризиса 1929 года, и до Второй мировой войны. Поэтому всё происходящее подано с «привкусом ванили», хотя особо романтичной обстановку в деревне назвать нельзя.

Ключом к череде мистических происшествий стала молния, ударившая в яблоню посреди центральной площади. Росшие на ней плоды были объектом желания почти всех местных жителей, однако их собирал местный кюре, поскольку церковь была ближе всего к дереву.

Тема яблок как второго сказочного мотива сквозит во всем фильме. Например, пьянчужка-цирюльник печет яблочные пироги, но при этом у него не должно быть начинки, если не считать некоторого количества корицы.

В любом случае пораженное молнией дерево треснуло, а его плоды почернели. Если в обычном состоянии яблоко выступает как символ молодости, то «чёрное яблоко» явно навевает нечто плохое, подразумевая «злой фатум». Несомненно, что это церемониальные плоды, хотя не совсем понятно, для какого именно обряда.

Некоторые не самые разумные персонажи рискнули съесть «чёрные яблоки», при чем их при этом охватил «ритуальный жор». И это не предвещает ничего хорошего (вспоминайте завязку «Унесенных призраками»), поскольку на улицах деревни появляется пугающая гостья, в которой многие без проблем узнают Мадам Смерть.

Кадр из фильма «Похититель времени» (2021)
Кадр из фильма «Похититель времени» (2021)

В небольшом мирке оказались нарушены все ранее существующие правила, а потому жители оказались втянуты в череду «мистических шарад». Если честно, мне хотелось, чтобы «забрали» барыгу-лавочника (не люблю барыг), но сюжет потёк по иному руслу.

Кадр из фильма «Похититель времени» (2021)
Кадр из фильма «Похититель времени» (2021)

В нёго изумительным образом оказались включены элементы традиционной сказки, например, попытки обмануть Смерть или заветное желание. Есть и поучительные моменты, в частности, обещание испечь пирог за пятнадцать минут до смерти. Что кажется нелепым и странным, но в мистическом пространстве наделено особым смыслом.