Найти тему

🔥 Немецкие националисты о русском народе.

Нашла описание путешествия в Россию, которое было сделано в 1812 году немецким писателем и политическим деятелем Эрнстом Морицем Арндтом (1769-1860 гг.)

Человек он был довольно специфический.

Он ненавидел евреев (насчет которых - боялся, что Российская империя выдавит их со своих новых территорий, полученных после раздела Польши, и они все приедут к немцам), англичан, французов, которых (французов) тоже относил к евреям, и славян, главным образом - поляков, которых считал ниже немцев, называя варварами и дикарями.

Был пламенным немецким патриотом и националистом. Напомню, что Германия тогда существовала в виде десятков микрогосударств. Поэтому ее патриоты и националисты ставили тогда главной задачей не раствориться среди сильных соседей и других народов.

-2

Несколько слов о его биографии.

В те времена, когда он жил, крепостное право существовало не только в России. В частности - он сам - выходец из крепостных.

Его дед был крепостным. Но предпринял большие усилия, чтобы дать хорошее образование своему сыну - отцу нашего персонажа. В итоге, уже отец, который, между прочим, несмотря на образование, всю жизнь проработал фермером, выкупил на свободу себя и свою семью. Так получил свободу Эрнст Мориц.

Потом он сделал большую общественную карьеру в Германии, много путешествовал, много писал, преподавал историю в немецких университетах. В общем, был интеллектуалом, который сформировал определенные убеждения, и влиял на взгляды других. Естественно, все это было замешано на политике.

Он являлся ярым противником крепостного права, обличал его, нажил за это мощных врагов, но, почитав его произведения на этот счет - о крепостном зле, король Швеции Густав IV Адольф (1778-1837 гг.) отменил в своей стране крепостное право.

Короче, Арндт был профессиональным немецким патриотом, если так можно сказать, выходцем из глубинного немецкого народа, образованным человеком, чьи взгляды заметно влияли на современников.

В 1812 году, когда Наполеон прижал немецкие земли, многие немецкие патриоты поехали в Россию. Бороться со злом оттуда. Кто словом и пером. Кто оружием, вступив в российскую армию.

Так же поступил и Арндт - его пригласил в качестве секретаря другой немецкий патриот, из богатых аристократов, который уже находился в России.

И Арндт поехал.

А пока он ехал и жил в России - писал об увиденном. Он вообще - много путешествовал и по германским землям, и по Европе, и всегда записывал и публиковал наблюдения. Вот и Россию тоже описал.

Я вам предлагаю ознакомиться с теми его заметками, которые мне показались очень интересными.

Сразу скажу, что сильно удивилась, когда потом узнала о взглядах Арндта. Возможно, они у него сформировались позже.

***

Итак, что мне показалось любопытным в его описаниях.

1. Евреи. Польские евреи, попавшие теперь в Российскую империю после раздела Речи Посполитой, нашествия которых в Германию он так боялся, отличались от немецких, с которыми он был знаком ранее. Они занимались в основном земледелием и скотоводством, выглядели более благородно внешне, и вели себя спокойно, без суетливости.

Практически все они знали немецкий язык, что автор объяснил их переездом в эти места, в старые времена, из немецких земель.

Отмечается, что все их хвалили за надежность и честность в делах. Часто они встречались в виде ямщиков, погонщиков скота, переводчиков, которые сопровождали иностранцев.

-3

2. Описываются встречи с раскольниками, которые жили в некоторых населенных пунктах. Они разбивали сосуды, до которых иноверцы дотрагивались руками. Но при этом, если из сосуда ели ложкой, а руками его не трогали - это воспринималось нормально.

3. Русские ямщики удивили своей живостью и веселостью, песнями, шутками, прибаутками и свистом. А еще нежной любовью к своим лошадям. Что на людей распространялось не всегда.

Во время перерывов ямщики доставали серпы, и в ближайших полях нарезали своим лошадкам свежей сочной травы.

-4

4. К границам стягивались войска, и среди них были подразделения, состоящие из разных народов России. В частности, называются татары, казаки (сами по себе), калмыки, башкиры, и черкесы. Поразила красота черкесов. Причем, как всадников, так и лошадей. Всадники были стройными, в стальных кольчугах, и стальных шлемах с развевающимися перьями.

5. Под Вязьмой встретились ополченцы. Длинные ряды повозок с ними ехали воевать с песнями, музыкой (под скрипки и дудки), все в цветах, в сопровождении родителей, невест, и все напоминало не поход на войну, а какую-то свадьбу. Весело и бодро.

-5

6. После Москвы, которая запомнилась контрастами, и смешением дворцов и хижин даже в центре города, описывается дорога в Петербург. Мимо Твери и Новгорода.

Так вот. Эта местность была очень богатой и ухоженной. В деревнях везде стояли красивые дома, часто двухэтажные. Из дерева. С резными украшениями и раскрашенные пестрыми узорами внутри и снаружи, и с большими окнами.

Отмечается огромная разница в уровне жизни между русскими и несчастными польскими крестьянами. Говорится, что в целом, исконно русские земли, сразу при въезде, отличаются чистотой территории и чистоплотностью населения.

От Твери до Петербурга пейзаж однообразный, деревень мало, везде болота. Но - дороги очень хорошие. По заболоченным участкам они вымощены целыми еловыми стволами.

По дороге встречаются красивые почтовые станции или гостиные дворы, хозяевами которых, как правило, являются итальянцы.

-6

7. Основными чертами русских называются веселость, шутливость, ловкость и живость в телодвижениях.

А не суровые лица без улыбок, заметьте!

Арндт отмечает, что образованная часть населения с одной стороны - причастна к общеевропейскому образованию, но с другой стороны, оказалась лишенной народных особенностей, которые это образование "стерло".
Поэтому, чтобы узнать именно русский народ, он предпочитал, наблюдать за простыми людьми. Языка он не знал, но делал выводы по тому, что видел.
  • Он находил, что в русском народе соединены Азия и Европа. Что в чертах лиц можно распознать влияние скандинавских, татарских и финских элементов.
  • Удивлялся, что язык очень похож на польский, но характеры народные совершенно разные.
  • И опять отмечается легкость, веселость, игривость, насмешливая разумность и упорство воли. И так же твердость, стойкость, терпение трудолюбие, и глубокая религиозность.

Насчет последнего - путешественник рассказывает, что когда раздается церковный звон, все на улицах останавливаются, замирают, и начинают молиться. Как если бы ударил гром, и всех приковал к месту.

При этом Ардт отмечает, что немцев здесь не любят, и даже презирают. Что он тоже не мог бы полюбить русских, и не хотел бы среди них жить. Что он не хотел бы их видеть на своей родине, в качестве "исправителей мира", как он выразился, но при этом не может не отдать должного "этим твердым богатырям, которых нелегко сдвинуть с пути".

Что касается русских из высших сословий - а здесь речь именно об этническом русском дворянстве, ибо немцев и прочих он отличал и сюда не плюсовал, то здесь отмечаются самоуверенная сила и независимость. Что в России, с ее формой правления, ему было встретить неожиданно и странно.

"Люди кажутся несокрушимыми и непоколебимыми, как железная судьба"

Он противопоставляет это нравам в Европе, где постоянно требуются уступчивость, гибкость и осторожность, а так же необходимость считаться со многими лицами и вещами.

В России же "до Бога высоко, до царя далеко", поэтому характеры более сильные и склонные идти напролом.

-7

***

Здесь я сделаю небольшое отступление от записок Арндта и познакомлю вас с весьма интересной оценкой реформ Петра, которую дал, собственно, тот человек, к которому Арндт и ехал в Россию.

Это был выдающийся прусский политический деятель, барон Генрих Фридрих Карл фом унд цум Штейн (1757-1831 гг.)

-8

Германия тогда стояла на пороге изменений, и немецкие мыслители и политические деятели изучали в этом плане опыт разных стран - скажем так, тот опыт, который эти страны усилил, и те ошибки, которые были допущены.

Штейн был прусским аристократом, по образованию юристом, а по роду деятельности - политиком. Он занимал ряд министерских постов, и провел реформы, которые в итоге, привели Пруссию к процветанию, усилению, а Германию - к последующему объединению (что осуществил уже Бисмарк в другую эпоху).

В частности, Штейн отменил в Пруссии крепостное право в 1807 году.

В 1812 году он приезжал в Россию.

И вот как он оценивал деятельность Петра и его последователей.

Как вторжение чужих иноземных обычаев. Совершенно ненужное и вредоносное.

Он писал, что уже в 16 веке Россия достигла большого могущества, и все, что нужно было для ее дальнейшего усиления - это заимствовать европейское военное искусство, общеполезные знания и учреждения. На этом надо было и остановиться.

Надо было сохранить свои обычаи, свою одежду, и свой образ жизни.

Вместо этого началось насаждение всего иностранного, да еще и не самого лучшего - французского образца. При том, что французы самая изнеженная и испорченная нация (немцы тогда, видимо, очень сильно не любили французов). В итоге французский язык и воспитание сделались господствующими в российских высших слоях, и для народа и для нравственности это возымело самые губительные последствия.

Он даже предлагал меры, чтобы исправить существующее положение -
опять ввести национальную одежду для аристократов,
императорский двор перевести в Москву, ну или проводить там большую часть года,
пресекать общение русских с иностранными послами.

Понятно, что ничего сделано не было, но здесь интересно, что объективно мыслящие европейцы видели проблемы, которые принесла тотальная европеизация, оторвавшая русскую аристократию от русской национальной культуры.

***

Возвращаемся к запискам Арндта.

8. Он описывает сногсшибательное впечатление, которое вызвал поджог Москвы на французов и в Европе. Если коротко - страх, который был вызван неспособностью к столь же великим жертвам.

9. На протяжении всего повествования Арндт непрерывно радуется обилию в России немцев. Судя по его словам, они были везде. И в армии, и в науке, и в торговле. Как будто из Германии и не уезжал. И языкового барьера в России никакого, потому что соотечественники встречались буквально на каждом шагу.

Да что уж там - начиная с престола...

Ужасы войны я вам описывать не буду.
Скажу только, что Арндт пробыл в России полгода и потом уехал обратно, продолжив в Германии свою бурную деятельность.
-9

Что меня зацепило.

Описание русских регионов и русского народа.

Везде чистота, благоустройство. Люди веселые, бодрые, сильные и уверенные.

Какой контраст с тем, что описывалось в конце 19 - начале 20 веков, можно сказать, там же.

А это - Центральная Россия.

Что произошло между?

Отмена крепостного права.

Это не к тому, что крепостное право было добром, и все при нем процветали, были жизнерадостными и напористыми.

Это к тому, что реформы реально были плохо продуманы и плохо осуществлены. Что привело к нищете и депрессии целые регионы и огромное количество людей.

Таков мой вывод.

Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.

Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал. Для этого слева на экране компьютера надо нажать кнопку Подписки.