Эта улица изначально называлась Хабаровской и на первом плане города была самой окраиной. Так совпало, что на ней в разное время появлялось много разных зданий со странной судьбой.
- Вы поднимаетесь по улице Дзержинского. На углу улицы Ленина издалека видно прекрасное пятиэтажное здание. Это хабаровский Дом врача. В первом этаже - уютная, чистая, хорошо обставленная столовая для специалистов - жильцов этого дома. Здесь же - шесть врачебных кабинетов - удобно поработать. Хочется развлечься - к вашим услугам спортзал и бильярдная. Если вы хотите попасть в клуб на спектакль или концерт - нужно только подняться по широкой лестнице на второй этаж, - писала местная газета в начале 1935 года.
Все квартиры в доме были шикарные, трехкомнатные, с передней, кухней и ванной.
- Хабаровский Дом врача - прекрасный дом. Но... его еще нет. Только к 7 ноября 1936 года он сможет принять жильцов. На его строительство будет затрачено 1.400 тысяч рублей. Уже в этом году дом будет подведен под крышу. Горздрав уже заключил договор с крайстройтрестом, - уточняла газета.
Мы тоже уточним, что жильцов дом не принял ни 7 ноября 1936 года, ни позже. Со строительством безбожно затянули еще на этапе фундамента, потом и вовсе забросили. В итоге его все-таки достроили после войны, но жильцов там в принципе никогда не было - только постояльцы.
Как многие уже наверно догадались, в итоге из Дома врача получилась гостиница «Амур».
Кстати, напротив нее стоит еще один уникальный с архитектурной точки зрения дом - Институт марксизма-ленинизма (краевой дом политического просвещения), построенный в 1961 году на Ленина, 24. Дело в том, что в Хабаровске с трудом отказывались от неоклассического стиля, жестоко раскритикованного в Москве еще в середине 1950-х. В то время как по всей стране уже штамповали безликие «хрущевки», в Хабаровске еще возводили постройки по старым красивым проектам, по ходу дела максимально упрощая их и «сдирая» лишнее.
Это здание - яркий пример архитектурных мучений. На выходе получилась какая-то смесь бульдога с носорогом из плохого силикатного кирпича, но все же облицованная несложными поясками, карнизами, декоративными штукатурными вставками. После смерти марксизма-ленинизма в нём долгое время размещался отдел периодики Дальневосточной государственной научной библиотеки. Лет 15 назад его загнали на проспект 60-летия Октября и теперь здесь филиал РАНХиГС (Российской академии народного хозяйства и государственной службы).
В этом же ряду стоит Центральный универмаг - он столько раз перестраивался, что его сегодняшний облик очень сильно далек от первоначального. Строение - рекордсмен Хабаровска по количеству изменений внешнего облика. Подробнее о перестройках этого здания и разных организациях, занимавших его, можно почитать здесь.
Отдельно можно отметить настоящую аппаратную войну между городскими и краевыми властями, которая развернулась за другой универмаг - на этом же перекрестке, в доме Крайсовнархоза на Муравьева-Амурского, 40. Его собрались открыть в 1934 году.
- По решению президиума Центросоюза в Хабаровске открывается образцовый универмаг. Он будет оборудован по образцу лучших магазинов Торгсина (сеть, торговавшая дефицитными товарами за валюту и золото) и Мосторга. Из фондов Торгсина будет выделено на 60000 рублей разных экспортных промтоваров. Уже подобран штат лучших продавцов - специалистов московских и ленинградских универмагов. Директором Хабаровского образцового универмага назначен бывший директор главного универмага Мосторга на Петровке, - сообщала местная пресса в феврале 1934 года.
Говорилось, что универмаг обеспечен товарами на 1785000 рублей, которые уже находятся в Хабаровске. Торговые площади обещали оборудовать мягкой мебелью, коврами, цветами и прочей красотой для удобства и услады глаз посетителей.
Одна только беда - чтобы открыть универмаг, из здания надо выселить городских коммунальщиков, а они съезжать не хотят.
- Универмаг должен быть открыть к 10 февраля, но срок этот срывается. Для него отводится весь первый этаж бывшего дома Далькрайсовнархоза на углу Дзержинского и Карла Маркса, ныне занимаемый горкомхозом. Но горкомхоз до сих пор не может подыскать себе «квартиры», чтобы освободить помещение. По решению краевых директивных органов образцовый универмаг должен быть открыть не позднее 1 марта, - взывала пресса.
Однако, как вы уже наверно догадались, открыт он не был, поскольку городские ведомства на решение краевых коллег «забили». Об этом тоже написала краевая пресса в статье «Вельможные бюрократы срывают открытие универмага».
«Позавчера произошел следующий диалог между нашим сотрудником и зав.горкомхозом Клюевым:- Когда будет освобождено помещение для универмага?- Я этим вопросом не занимаюсь.- Но ведь горкомхоз возглавляете вы?- Да что вы, в самом деле? Вы думаете, если человек заведует горкомхозом, его можно совать во всякую дыру? Нет у меня времени заниматься всяким дерьмом.- Но ведь есть постановление!- Я вам уже сказал, я по этому вашему вопросу разговаривать не буду».
Заместитель Клюева встретил корреспондента более ласково, но от вопроса о переезде тоже ушел.
«- А кто персонально отвечает за освобождение помещений?- Да кто же - товарищ Клюев.- А он говорит - вы.- Нет, он.- А вам известно, что по решению крайисполкома универмаг должен быть открыт не позднее 1 марта?- Да что вы говорите? Есть такое решение? В первый раз слышу. Может, товарищ Клюев слышал?».
В итоге «вельможных бюрократов» все же выселили и универмаг открыли, но в каком году и месяце это произошло, толком непонятно. Зато известен год закрытия - 1941. В дальнейшем там долгое время был магазин, который специализировался на продаже спортивных товаров.
Кстати, Театр драмы, расположенный напротив универмага, тоже поначалу выглядел совершенно не так, как сейчас. Изначально это был клуб НКВД, выстроенный в стиле конструктивизма в 1936 году рядом с домом-коммуной НКВД на Муравьева-Амурского. Артистам его отдали лишь в 1945 году, а в 1950-е годы реконструировали фасад под привычную нам неоклассику. К сожалению, хороших фотографий его изначального вида не сохранилось.
Имелся и еще один примечательный, без конца перестраиваемый объект, на перекрестке Дзержинского и Амурского бульвара. У доходного дома Круговской, известного также как театр-цирк Маттеуса, была довольно необычная судьба. Толком про него ничего не известно, кроме того, что он был построен по хабаровской моде из дерева, облицованного местами кирпичом. Вроде как сам цирковой шатер стоял во дворе, а в доме был концертный зал. В марте 1910 года одна из хабаровских газет поместила сообщение о продаже имущества Маттеуса (что это вообще был за человек, никто не знает). Потом здание не раз арендовалось под разные цели и достраивалось.
А после прихода советской власти его вообще перестроили до неузнаваемости в стиле конструктивизма и отдали под детскую поликлинику.
В итоге деревянные стены просто сгнили, не выдержав позднейших напластований штукатурки, и здание снесли от греха подальше в 1980-х годах. Сейчас на этом месте высотка с адресом Дзержинского,64.
Еще улица держит городской рекорд по количеству домов-призраков. Это деревянные здания - памятники культурного наследия, которые снесли в конце 90-х - начале 2000-х под строительство высоток, чтобы якобы «воссоздать» на другом месте. И, конечно, не воссоздали.
Таких аж 4 - это дома Лаца (Дзержинского 21, 21а); Шеркуновой (Дзержинского, 69), Дудевского (Дзержинского, 52).
Из них самым интересным по архитектуре был, пожалуй, последний. Его для своей семьи выстроил в 1906 году крестьянин Дудевский, разбогатевший в Хабаровске на мучной торговле. Известность строение приобрело после покупки его в 1916-м гласным (депутатом) городской думы Тороповым. Его супруга организовала здесь один из первых в городе частных детских садов с подготовительной школой при нем. После революции дом передали союзу поваров и официантов под клуб и буфет-веранду, в 1922 году приспособили под общежитие, потом там недолго находилась амбулатория. В итоге дом был передан под коммунальное жилье. С годами он был значительно упрощен, а в 2008 году и вовсе снесен под высотку. С обязательством, как уже упомянуто выше, восстановить на другом месте. Которое так и не было исполнено.
Тем не менее, довольно много старых домов на этой улице уцелело до сих пор. Отметим лишь некоторые из них.
Это, во-первых, жилой дом Ситникова на Дзержинского, 63. Строго говоря, он примечателен даже не своей архитектурой, а его загадочным хозяином. Иван Ситников выстроил его между 1905 и 1917 годом в бытность полицейским надзирателем и смотрителем хабаровской тюрьмы.
Сам он с семьей проживал на втором этаже, а первый сдавал под квартиры и «электроколбасную» мастерскую. После прихода к власти большевиков Иван Николаевич остался в городе, и несмотря на его крайне темное, с точки зрения новой власти, прошлое, не сильно пострадал. Он спокойно прожил в своем доме до 1929 года, и недвижимость у него в итоге даже не забрали (как поступали со многими), а добровольно-принудительно заставили продать государству за 8 тысяч рублей. Что было с Ситниковым дальше, достоверно неизвестно, но в списках репрессированных он не мелькал.
Дом некоторое время использовался под размещение учреждений, а с 1948 года и по настоящее время - как жилой. Там, если верить официальным данным - шесть квартир.
Доходный дом Чудинова на Дзержинского, 60 интересен тем, что он стал первым проектом известного мецената и реставратора Валерика Хидирова. Военный топограф Фёдор Чудинов возвел это строение еще в 19 веке, в 1897 году, и сдавал в нем квартиры, а сам проживал с семьей в одноэтажном деревянном флигеле на прилегающем участке. В 1923-м здание большевики забрали под казармы учебного взвода погранотряда ГПУ. С 1940-х по 1996 год первый этаж и мезонин были отданы под жилье, в то время как в кирпичном цоколе размещались различные организации.
В середине 90-х сооружение, находящееся в полуразрушенном состоянии, было приватизировано. Новым собственником стал сам реставратор. Людей Хидиров расселил за свой счет, а после взялся за восстановление дома. Для того чтобы вернуть былой облик памятнику архитектуры, пришлось взять кредит, но в итоге дело было доведено до конца.
Административное здание Главамуррыбпрома на Дзержинского, 36 - пожалуй, последний деревянный дом, возведенный в центре города. Его начали строить в 1943 году и закончили к 1949-му.
Здесь очень долго сидели конторы, так или иначе занимавшиеся рыбой, а с 2000-х, после комплексной реставрации, сюда вселили краевые учреждения. Тут, в частности, находится краевой Центр охраны памятников культурного наследия, а также дирекция зоосада «Приамурский». Сотрудники последнего рассказывали, что к ним часто приходят хабаровчане и гости города, загуглившие адрес зоосада и спрашивают, где здесь посмотреть медведей.
Кстати, «сталинский» жилой дом рядом, с адресом Дзержинского, 38 строился как раз для сотрудников Главамуррыпрома. А вот довольно необычное офисное здание по другую сторону, (Дзержинского, 34) было построено в 1936 году под Дальневосточное управление наркомата тяжелой промышленности.
Довольно странного вида, как бы обрубленный двухэтажный жилой деревянный дом на Дзержинского, 40 построен по документам в 1917 году. Однако, вероятно, он на самом деле более старый. Когда-то дом принадлежал известному хабаровскому фармацевту и риелтору Генриху Лухту. Сам он здесь не жил, а сдавал помещения в аренду. Есть данные, что дом изначально был вдвое больше, а две половины строения разделял каменный противопожарный брандмауэр. Потом одна половина сгорела, а брандмаэур остался. Он и придает дому несколько необычный вид.
Доходный дом Кровякова по адресу Дзержинского, 28 на перекрестке с Уссурийским бульваром тоже был изначально другим. Он был меньше и стоял в окружении деревянных пристроек.
Нынешние габариты ему придали в ходе реконструкции в 1980-х годах, когда здание отдали объединению «Далькварцсамоцветы». В 2005 году дом был продан в частную собственность и вновь реконструирован с приспособлением чердачного помещения под мансарду.
А дом на Дзержинского, 54 считается одним из самых выразительных по архитектуре старых зданий Хабаровска, сохранившихся без изменений, включая декорированные оконные рамы, козырьки, решетки и детали интерьера. Изначально это был доходный дом Петра Рословича. Потом - жилой дом, причем одно время весь верхний этаж занимал первый секретарь Дальневосточного крайкома Ян Гамарник. Теперь здесь Хабаровский исследовательский центр ДВО РАН.
Ну и нельзя обойти вниманием «дом с бабочками» на Дзержинского, 18, хотя бы из-за красивого названия. Здание из красного и серого кирпича получило название потому, что в обрамление окон помещены оригинальные декоративные вставки с барельефами бабочек.
Дом изначально был оформлен на Марину Гоголеву, жену владельца мыловаренного завода. Летом 1917 года Гоголевы продали дом некоему Рожановскому, у которого его чуть позже советская власть конфисковала, как у «врага трудового народа». Здесь долго находилась начальная школа, а с 1970-х годов - всевозможные конторы.
Отметим, что изначальная, в основном деревянная застройка улицы довольно хорошо «запротоколирована» фотографами и художниками. Как она выглядела - можно посмотреть в фотогалерее ниже.
Напоследок добавим, что раньше улица Дзержинского была одной из главных транспортных артерий в центре города. На ней, судя по старым фотографиям, даже проходили демонстрации трудящихся по разным поводам.
По той причине, что здесь было два капитальных моста через Плюснинку и Чердымовку. Правда, они почти всегда пребывали в отвратительном состоянии и были притчей во языцех. Проблема появилась в ходе автомобилизации города и была связана с тем, что шоферы перед мостами всегда разгонялись с горки, чтобы «с разбега» влететь на противоположный склон. А поскольку дороги все были в рытвинах, колдобинах и грязи, водители регулярно не справлялись с управлением и улетали в овраг через перила. Мосты поэтому были все время разбитые, а с их починкой все время что-то шло не так.
Проблему ликвидировали лишь после того, как ликвидировали сами речки, превратив их в бульвары.
Напомним, ранее мы рассказывали об улице Дикопольцева, на которой ставила эксперименты советская власть, а также китайский ученый; о городке Далькрайисполкома, который из элитного района на окраине превратился в трущобы практически в самом центре Хабаровска; об улице Мухина, где можно было помыться, напиться и очнуться в вытрезвителе, не сходя с одного места; об Амурском бульваре, который долгое время был символом всего самого плохого в городе - речкой Чердымовкой; о том, чем славилась почти такая же речка Плюснинка; о Казачьей горе, которая долгое время была китайской; об улице Волочаевской, от изначального деревянного облика которой чудом сохранился единственный дом; о Пятой площадке, имя которой стало нарицательным. Об этом, а также о многом другом читайте в разделе «Городские истории».
Иван Васильев, новости Хабаровска на DVHAB.ru
Фото: Данил Бирюков, Гродековский музей, краевой Центр ОПИК