Найти в Дзене
Эдуард

Беспилотные автомобили и что с ними делать?

Оглавление

Легализовать. Точка.

«Флипы». Кадр из фильма «Гостья их будущего», 1984г.
«Флипы». Кадр из фильма «Гостья их будущего», 1984г.

В целом очень хочется на этом и закончить, но остаются вопросы и некоторые хотят получить на них однозначные ответы.

Зачем?

Начнём с того, что их ПРИДЁТСЯ легализовать и тут лучше быть в числе первых, чем последним, это даст буст своим производителям.

Главное, что надо понимать: это безопаснее. Ну и удобнее, да. Но главное — безопаснее! Автопилоты не устают, не пьянеют, не впадают в депрессию. Современные комплексы из навигации, камер, лидаров и т.п. даже видят намного лучше человека, например, в темноте. Если на дорогах не останется ни одного водителя, то они станут намного безопаснее.

Уже сейчас большинство автомобилей оснащено ассистентами для парковки, системами удержания на полосе, адаптивными круиз-контролями и многими другими системами, так что единый автопилот это просто логичный шаг и его надо сделать.

Как?

Руководствуясь кремниевой логикой. Для начала максимально разрешить использование беспилотными автомобилей городских дорог для бета-тестов и отладки. Потом — ввести процедуру сертификации, в процессе которой проверить, приемлемо ли машины ведут себя в тех или иных условиях, в процессе тестирования создать всяческие нештатные ситуации в том числе, со всякими выпадающими на дорогу из кустов пьяными телами и т.п. Тех, кто пройдёт сертификацию — спокойно допускать к использованию на всей территории РФ.

Периодически производить переаттестацию всех допущенных систем автопилотов.

А что если?

Самый частый вопрос. Кто виноват, если беспилотный автомобиль сбил человека/попал в аварию/что-то ещё?

Первое, что нужно сделать, когда такое произойдёт (а такое произойдёт!) — нужно связаться с авторами автопилота и всё дальнейшее делать вместе с ними. Затем вскрыть чёрный ящик, расшифровать его, убедиться, что управлял автопилот. Проверить, виноват ли автопилот вообще. (Уверен, что в большинстве случаев, если сертификацию устроить нормально — такого почти не будет происходить, но всё же продолжаем.) Проанализировать, был ли способ избежать происшествия. Если варианты БЫЛИ, то во-первых попросить доработать систему, чтобы она обрабатывала такой сценарий, а во-вторых — добавить сценарий в сертификацию на будущее.

Так а кого наказывать-то?

Ну, если виноват человек (будь то водитель другого ТС или пешеход) — полагаю, очевидно: человека. А вот если была недоработка авторов автопилота, то наказывать… не надо никого, блин! Разве не очевидно? Обнаружен баг, его надо устранить и продолжить дальше! Один раз исправленный баг и дообученная нейросеть предотвратит впоследствии тысячи аварий в отличие от человека! Покупатели не должны бояться наказаний за сбои авопилота, и компании не должны бояться что их привлекут или обвинят.

И нет, это не про безответственность, это именно про ответственный подход!