Найти тему
PSYCHO_FACTUM

Мастер и Маргарита 24

Оглавление

Хочешь зла, жди Воланда.

По мотивам фильма "Мастер и Маргарита" -24

Я, как будущий психолог, фильм смотрела именно с этой точки зрения. И глубинную мысль автора книги вижу в этой плоскости: желаешь зла - придется продать душу и отказаться от себя, но можно получить власть.

Кто же откажется?

У всех героев есть 2 маски. Одна для общества, другая помогает компенсировать первую. Себя нет. Алкоголик Лиходеев, прячущий свой личностный конфликт; Берлиоз страстно выполняющий свою функцию редактора; поэт Бездомный зацикленный на своих стишках; Маргарита, готовая спасать Мастера; Алоизий, человек, мечтающий любым способом стать выше Мастера; Мастер, жаждущий написать особенный роман, но почему то за счет обличения.

Везде сквозит тот самый "квартирный вопрос", определение понятное всем людям, как то, за что они будут биться, шкурный интерес, решающий их проблемы, которые они маскируют изо всех сил. Каждый свою.

Что они делают с собой? Зло. На зло и приходит Воланд. Проверяет их. Да, зло фиксирует. Помогает. Лиходееву опохмелиться, Берлиозу купаться в своей уверенности, Бездомному в своей глупости, Маргарите в измене, Алоизию в доступе к телу Мастера, Мастеру в критике.

Каждый демонстрирует власть. Даже помощница Лиходеева. Все хотят власти.

Маргарита над Мастером, над его работой. Она его постоянно смешно спасает, вплоть до нападений на его обидчиков. Ну не иначе Воланд ей управляет.

Воланд отправляет Лиходеева в Ялту, за что? Мастеру помешал. Берлиоза лишил головы, у Маргариты душу забрал(от мужа не хотела уходить). Чем то похоже на злобную месть обиженного ребенка - не приняли "Пилата". Пожаловался Воланду и, ого, как тот разобрался. Дите прям. Мечта подростка - наподдать обидчикам сверхсильным усилием фантазии.

Действие фильма происходит на фоне постоянного строительства. Это обновление без передышки. Всегда неудобно, некомфортно, хаос. У Мастера все по-старому, тихо, старая беседка, темная комната в подвале, сад - никакой перестройки. С одной стороны он честен с собой, его устраивает буржуазность бытия. С другой стороны, ему чуждо строительство нового мира и его критика, которая выражается в описании героев, говорит о привязанности к прошлому, что тоже есть зло для человека.

Фильм отличный, про нас всех, про наши жалобы на жизнь, тут не так и это не эдак. Про то, как мы боимся самих себя, прячем свое я за удобными и правильными масками, не хотим взять ответственность на себя и за себя, рассказываем о других, но не о себе, просим о других, но не за себя.

Все мы иногда королевы на балу, кого помиловать, кого казнить выбираем, чью кровь попить. Выходи, кто виноват! Целуй коленку. Все идеально в ней, то ли Клеопатра, то ли модель, идеальная, властная, терпящая весь этот сброд.

Это конечно, режиссерская версия, от Булгакова в целом осталось мало.

Канвой сквозь фильм проходит фраза "я зло, которое вечно совершает благо". Ведь пеняя на кого-то, мы возвышаем себя и направляем зло на неугодного человека. И когда человек этот ушел с нашей дороги, мы считаем это добром. Не в нас ли этот Воланд? Не человечество ли вечно, как вечно зло и добро?

-2

Нет для меня в фильме положительных персонажей, есть люди, разные, прячущие себя за масками, вторгающиеся в жизнь других людей на "коне". Маргарита в том числе.

Коровьев брызжет наигранной нервной радостью, Азазелло экспрессивной агрессией, кот, ну кот, как водится, сам по себе "починяет примус". Воланд смотрит на игры людей. Уничтожает ненавистное, сами же захотели.

Голову оторвать кто захотел? Модный наряд кто захотел? Кто народный артист?