Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

"Я не мог одобрить" - митрополит Кирилл об Афганской войне в 1989 году

Люблю слушать и читать старые записи представителей российского истеблишмента. С помощью записей можно наблюдать эволюцию взглядов. Существует интересная и важная запись, на которой митрополит Кирилл, будущий патриарх и глава Русской православной церкви, дает интервью молодому журналисту. Дело было в 1989 году. Они говорили в том числе об Афганской войне. Ниже представлен текстовый вариант их разговора, журналист задал будущему патриарху вопрос: "Ваше отношение к этой войне?"

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

"Знаете что, в январе 80-го года, через месяц после ввода наших войск в Афганистан, я принимал участие в заседании руководства Всемирного совета церквей. Я на протяжении уже 20 лет вхожу в состав руководства этой организации. И вот на заседании исполкома Всемирного совета церквей был поднят вопрос о нашей интервенции в Афганистане, так она была названа. Это был 80 год, когда никто не говорил критически об этой войне. Когда нужно было только поддерживать инициативу правительства, и тогда такая позиция считалась правильной, а если кто-то критиковал, то считалось, что это враждебная позиция, как тогда говорили - диссидентская и так далее.

И вот, когда передо мной встал вопрос - какую точку зрения занять - я занял точку зрения осуждающую нашу интервенцию в Афганистане. Не скрою, что после этого имел очень крупные неприятности. Но тогда я поступил по голосу своей совести. Я не мог одобрить то, на что по совести был не согласен. Поэтому моя личная точка зрения сводится к тому, что наша война в Афганистане была от начала до конца неправильной. С политической точки зрения, с экономической, с моральной точки зрения.

Но вот эту войну в Афганистане нужно разграничивать, отделять от подвига наших ребят в этой стране. Когда говорят, что война в Афганистане была несправедливой, а потому и "ваши жертвы никому не нужны", то вот с такой позицией я совершенно не согласен. Я совершенно не согласен. Я думаю, что сегодня во время проповеди в храме пытался чуть-чуть прикоснуться к этой проблеме.

Позвольте мне сейчас сказать следующее. Мы не знаем, что было бы в этой стране, если бы не были введены наши войска. Как говорят, у истории не бывает сослагательного наклонения. Но мы знаем, что наши войска были туда введены, и там пали смертью храбрых наши войны. Они принесли свою жизнь за других. Это очевидно. За своих ли однополчан, или за жителей той страны, мы тоже не знаем - это опять область политического анализа. Но в любом случае они ведь не самоубийцы. Они пали там, выполняя свой долг, оставаясь верными своей воинской чести, и что самое главное, проявляя ведь огромное мужество.

Что значит отдать свою жизнь за другого? По христианским понятиям - это вершина добродетели. Сказано так - нет больше той любви, как кто душу свою положит за друзей своих. То есть вот предел совершенства, когда человек свою жизнь, самое для себя дорогое, отдает за другого человека. И ведь не сказано в Евангелии - блажен тот, кто отдает душу за другого в том случае, если это политически оправдано, и экономически тоже верно, и идеологически непогрешимо. Никаких условий. Точно сказано - нет больше той любви, как кто душу отдает за жизнь друзей своих. Безотносительно к политическому контексту, безотносительно к тому, хорошо это или плохо с точки зрения глобальных каких-то политических интересов, или даже с точки зрения интересов нашей страны или Афганистана. Поэтому сам факт жертвы вызывает у меня глубочайшее уважение к этим людям. Признательность к ним, и встречную любовь.

Я глубоко убежден в том, что пока в нашем народе будет сохраняться способность отдать душу свою за друзей своих - народ наш жив. Если мы потеряем способность на жертву одного ради другого, то мы погибнем...

Эти ребята, погибшие в Афганистане (опять, вне зависимости от политического анализа самой Афганской войны), они действительно знак того, что живет нравственное чувство в нашем народе и еще существует духовный потенциал.

Я глубоко убежден, что афганцы, пройдя этими пыльными кровавыми тропами войны, и вернувшись к себе домой, не должны озлобиться. Не должны замкнуться в себе. Не должны стать чем-то, чем стали в Америке вьетнамские ветераны, в большинстве своем, к сожалению. Пройдя через этот суровый опыт, они должны внести в жизнь нашего общества здоровое начало."

⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.

⚡ Задать вопрос автору и следить за новыми публикациями (+религиоведческие мемы) - в моем телеграме.