11 февраля американская актриса Дженнифер Энистон отмечает свой 55-летний юбилей. Для широкой аудитории Энистон — вечная выпускница «Друзей», неотделимая от образа капризной «папиной дочки» Рэйчел Грин. Более искушенные зрители помнят триумфальный камбэк актрисы в сериале «Утреннее шоу», эксперименты в жанре молодежной комедии («Мы — Миллеры», «Брюс всемогущий») и ироничного детектива («Загадочное убийство»). Самые заядлые поклонники Энистон также с нежностью вспоминают ее роли в «Торте» и «Хорошей девочке». Однако, вероятно, сойдутся на том, что Энистон, которая с 2017 года не покидает список самых высокооплачиваемых актрис по версии Forbes, смогла не только вырасти из «Друзей», но и затмить своих коллег по сериалу.
Кинокритик Оля Смолина вспоминает, как разворачивалась карьера Дженнифер Энистон два последних десятилетия: ее безуспешные попытки ворваться в фавориты крупных кинематографических наград и желание заявить о себе как о глубокой драматической актрисе.
Больше, чем официантка
Сейчас в это сложно поверить, но в далеком 1994 году судьба начинающей актрисы Дженнифер Энистон висела на волоске — причиной всему стала ее бурная работоспособность.
Потратив несколько лет на съемки в пилотах посредственных сериалов, 25-летняя Джен не особо верила в успех «Друзей», поэтому на всякий случай решила засветиться еще и в первом сезоне «Muddling Through», новом сериале от CBS. В итоге, когда оба шоу получили «зеленый свет» на выход в телевизионный эфир, Энистон очутилась между двумя огнями.
К счастью, жадность руководства NBC, которое занималось производством «Друзей», пришлась ей на руку: канал фактически уничтожил конкурента, украв у «Muddling Through» большую часть аудитории благодаря трансляции сильных шоу — экранизаций Даниэлы Стил. Сама же Джен в тот момент поняла, что «застряла» в «Друзьях» надолго. И тем не менее даже она не думала о том, что войдет в образ бедной богатой девочки Рэйчел Грин на целых десять лет.
Дженнифер без сомнения можно назвать одним из самых удачных кастинговых решений шоураннеров «Друзей» Дэвида Крейна и Марты Кауфман — как и ее героиня, Энистон на первый взгляд казалась дамой с привилегиями: она родилась в семье актеров и большую часть жизни прожила в Нью-Йорке. Более того, отец Дженнифер — Джон Энистон — снимался в мыльной опере «Дни нашей жизни», которую так часто упоминали в «Друзьях».
На деле большая часть этих привилегий были опциональными: Энистон не поддерживала контакт со знаменитым отцом, перебралась самостоятельно в Лос-Анджелес и потратила неимоверное количество нервов и лет на поиск «золотой роли», которая выведет ее в высший эшелон Голливуда. Впрочем, после завершения «Друзей» в 2004 году карьерные аппетиты Джен ожидаемо увеличились: теперь она хотела сделать все возможное, чтобы вырваться из образа Рэйчел Грин, который за столько лет существования сериала, стал нарицательным.
Как и многие звезды популярных франшиз, такие как Дэниэл Рэдклифф («Гарри Поттер»), Маколей Калкин («Один дома»), Дженнифер Энистон боялась стать заложницей популярной роли и навсегда остаться в статусе телезвезды начала нулевых.
Из комедии в драму
Первые попытка вырваться из телевизионного формата на широкий экран Энистон предпринимала еще в 1990-е, успешно совмещая роли в маленьких комедиях с напряженными съемками в ситкоме про нью-йоркских друзей. Так, в 1997-м году выходит картина «Портрет совершенства», где Джен изобразила женщину, вынужденную предъявлять друзьям и коллегам «фейкового» жениха. И несмотря на то, что фильм был принят зрителями весьма прохладно, актерское перевоплощение Энистон оценили тепло. За этим последовали работы в «Ускользающем идеале» с Сарой Джессикой Паркер и независимой драме «Хорошая девочка», где Дженнифер исполнила роль кассирши, переживающей кризис среднего возраста. Обе ленты получили большое признание, а Энистон — надежду на большое карьерное будущее.
Впрочем, череда однотипных ролей в заметных, но достаточно бестолковых комедиях — «Брюс всемогущий», «А вот и Полли», «Развод по-американски» — вновь ощутимо снизили профессиональную планку актрисы. Пока Мэтт ЛеБлан снимался в собственном шоу «Джоуи», Мэттью Перри изображал Зака Эфрона в «Папе снова 17», а Кортни Кокс возглавляла «Город хищниц», Энистон демонстрировала явные признаки творческого застоя. Не исключено, что на моральное состояние актрисы повлияло и скандальное расставания с Брэдом Питтом, и многочисленные общественные бурления в отношении ее позиции «чайлдфри». В тот период многие возлагали на актрису вину за развод со знаменитым супругом, который в отличие от нее хотел собственных детей.
В начале 2010-х годов в профессиональной судьбе Дженнифер Энистон наметились повороты. Во-первых, в мировой прокат вышла молодежная комедия «Мы — Миллеры», собравшая более $270 млн при бюджете в $37 млн. Во-вторых, на Международном кинофестивале в Торонто состоялась премьера независимой картины «Торт» о женщине, страдающей от синдрома хронической боли. «Торт» стал первой большой драматической ролью актрисы, ради которой она поправилась на 10 кг. Казалось бы, идеальный задел на «Оскар», тем более, что программа Торонто много лет «подкидывает» американским киноакадемикам интересных номинантов. Увы, но в этот раз главная кинопремия Голливуда обошла Энистон стороной, и это несмотря на ее номинацию на «Золотой глобус».
Большое возвращение
В конце концов, Дженнифер Энистон вернулась в малый формат: в лучших традиция мир прогнулся — кинорынок начал активно захватывать многочисленные стриминги, а телешоу обзавелись качеством полноценных фильмов.
Формат малых экранов в середине 2010-х напоминал телевидение прошлого века, когда продюсеры ориентировались на приток аудитории. Так, вышедшее в 2019 году «Загадочное убийство», где Энистон вновь сыграла со своим партнером по фильму «Притворись моей женой» Адамом Сэндлером, стал одним из главных хитов Netflix, собрав у мониторов за первые три дня показа более 30 млн зрителей. Вышедшее в ноябре того же года «Утреннее шоу» от платформы Apple TV+ и вовсе рисковало стать одним из самых обсуждаемых проектов сериального сезона — в том числе и благодаря участию Дженнифер Энистон.
Само по себе «Утреннее шоу» поднимает достаточно «байтовые» темы, связанные с проблемами профессиональной этики современных СМИ, сексуальными домогательствами на рабочем месте и вечными конфликтами между республиканцами и демократами.
Но выбор участвовать в остросоциальном проекте — не самое очевидное карьерное решение для актрисы, которая большую часть жизни снималась в ромкомах и мелодрамах. Тем не менее роль умудренной опытом ведущей новостей Алекс Леви кажется максимально аутентичной для Энистон, чей профессионализм рос и развивался на телевидении 1990-х годов.
Впрочем, роднит их не только это. Как и Рэйчел Грин в свое время, Алекс Леви во многом отражает публичный образ Дженнифер — актрисы «старой закалки», которая медленно, но верно приспосабливается к этике XXI века. Вероятно, именно это внутреннее сходство с персонажем в итоге и смогло «перебить» многолетний эффект популярности «Друзей»: в конце концов, любимое миллениалами шоу все чаще не проходит проверку на современную мораль, а актуальное, пусть и проблематичное местами «Утреннее шоу» предлагает шанс пересмотреть и переосмыслить ошибки.
Телевидение в случае Энистон - тихая гавань и сокровищница одновременно. С годами стало понятно, что узнаваемость Дженнифер, как и профессиональная востребованность, мало связана с большими ролями, а опыт в драматических полнометражках лишь послужил подспорьем для трансформации телекарьеры.
Энистон — ныне одна из самых высокооплачиваемых голливудских актрис, неоднократно появлявшаяся в списках самых красивых женщин по версии популярных глянцевых журналов. Она ведет бизнес, здоровый образ жизни и правозащитную деятельность; снимается в «Утреннем шоу» и делает его как продюсер вместе с коллегой Риз Уизерспун. Их гонорары превышают 2 млн за эпизод. Как оказалось, всего этого можно достичь без лишней драмы.
Читайте также:
Трамп призвал оказать помощь Украине и Израилю в долг
Президент Венгрии ушла в отставку из-за скандала с педофилией
БАПОР заявило, что не знало о дата-центре ХАМАС под своей штаб-квартирой