Грязь способна отравить лучшие воспоминания о Египте. Кажется, что здесь она вездесуща.
В одном из анекдотов мне как-то попалась забавная мысль о том, что в России существует 3 сезона: грязь замёрзла, грязь намокла, грязь высохла. Если этот анекдот перелицевать на Египет, то там окажется 2 сезона: грязь намокла и грязь высохла. Причём, говоря о грязи в Египте, в этой шутке окажется не доля правды, а чистая правда.
Когда я впервые проделала путь от Каира до Центрального Египта, затем из столицы провинции Эль-Миньи в город Самалут, а из него в родную деревню мужа, то я была изрядно шокирована открывшимися мне картинами.
Был знойный июль. Мы ехали на такси, в пути по моей просьбе остановились в каком-то придорожном заведении по причине настойчивого зова природы.
Я довольно смело ринулась в дамскую комнату - и была вынуждена резко затормозить почти на самом пороге. Огромная лужа на полу занимала весь центр женского туалета. Пара египтянок в традиционных длинных одеяниях спокойно мыли руки и разглядывали своё отражение в зеркале. Увидев моё замешательство, они жестами показали мне, в какую кабинку мне следует пройти, и любезно посторонились. Я признательно им поулыбалась и бочком-бочком - осторожно обогнула лужу, стараясь не задумываться о её происхождении.
Внутри кабинки всё тоже было изрядно влажным, словно там принимали душ, так что я проявила чудеса изворотливости, чтобы ни к чему в кабинке не прикоснуться. Бррр!
Когда я вернулась и села в салон такси, то не удержалась и пожаловалась мужу на то, какую картину я застала в дамской комнате. Он пояснил мне, что причина плачевного состояния туалета в предпочтении египтянок пользоваться гигиеническим душем. Видимо, брезгливые чистюли стараются при этом не садиться на унитаз, поэтому часть воды попадает на пол, унитаз и стенки кабинки. Так за день натекает целая лужа.
Выслушав этот комментарий, я сделала себе зарубку на память: приедем - первым делом постираю свои кроссовки из текстиля с чем-нибудь дезинфицирующим.
После того, как мы выехали из Самалута и свернули на проселочную дорогу, меня ожидал ещё один сюрприз. Казалось, местами дорога пролегала через свалку. Горы мусора по обеим сторонам дороги достигали человеческого роста. Запах на жаре стоял жуткий, не спасали даже закрытые стекла. На свалке сидели стаи каких-то довольно крупных птиц-падальщиков, чем-то они мне напомнили ибисов, а может, это они и были. Часто попадались тощие собаки, которые флегматично рылись в отходах. Тучи мух роились над всем этим творением рук человеческих.
Видимо, пытаясь уменьшить площадь свалки, её поджигали. Открытого огня я не увидела, зато местами стояли удушливые столбы смрадного дыма.
Конечно, я не удержалась и стала спрашивать, что это такое мы наблюдаем. Что это за Иджипт ахлем (иронично - мечта Египта на арабоинглише)?
Увы, всë это годами сваливали вдоль дороги сами люди, живущие поблизости. На мой вопрос, почему проблема мусора никем не решается, муж неопределённо пожал плечами.
- При Мубораке дела обстояли несколько лучше. При новой власти мусором никто толком не занимается.
- Но, послушай, почему тогда местные жители сами что-нибудь не придумают? Можно же выкопать большие ямы, сверху установить закрывающиеся ящики и сваливать туда отходы. Заполнится одна яма - закопать еë, рядом выкопать новую. Всё гигиеничнее, чем вот это безобразие. Мухи тут плодятся, куда потом часть прилетит? В ваши же дома. Ветер если с этой стороны дует, в домах наверняка вонь стоит, - я прикинула на глазок расстояние до домов, видневшихся неподалёку. Близко!
- Да никому ничего не надо, просто кинут и забыли. Накидали вдоль дороги - это и ещё ничего. Некоторые кидают в каналы, пока полностью их не перекроют.
- А как же тогда полив на полях делать, если канал дрянью заполнили?
- Новый канал выкапывают, - философски изрёк муж.
- Но если копать все равно придётся, не разумнее ли выкопать ямы под помойки, чем потом копать новые каналы? Все-таки помойка, сделанная в воде, токсичнее, чем помойка, сделанная в сухом месте. Пока канал полностью зарастёт всякой дрянью, вода же ещё течёт какое-то время. И всë это попадает на поля!
Я передернула плечами. Вот честное слово, раньше я не замечала за собой каких-либо фобий, но после посещения той дамской комнаты и путешествия через коптящие свалки мне казалось, что я полностью покрыта какой-то гадостью. Ещё я дала себе зарок есть здесь только то, что подвергалось термической обработке. Только гельминтов мне не хватало!
Я ошибочно полагала, что Египет - это в основном пески. Но египтяне почти не живут в пустыне. Они густо заселяют те места, где протекает Нил. Почва там больше напоминает наш чернозём, только имеет другой оттенок.
Если ваша обувь испачкается чернозёмом, а затем он на подошве засохнет... Ну, ты в курсе, уважаемый читатель! Проще купить новую пару, чем отмыть старую от присохшего чернозёма.
Почему я вдруг заговорила о присохшем чернозëме? Ведь в июле в Египте жарища и нет ни капли дождя, а значит, местная почва утрамбована, как камень.
Дело в том, что в деревне моего мужа египтяне поливают улицы водой. Сначала я думала, что это делают ленивые хозяйки, выплескивая воду после мытья полов или стирки на улицу. Но как-то я увидела, что свекровь набрала холодной воды (ну как - холодной, этой водой можно спокойно мыться и даже не испытывать дискомфорта) и пошла поливать стены дома и дорогу около дома.
Оказывается, так жители деревни стараются хоть немного снизить температуру в доме и вокруг дома. Кстати, там несколько дней дул северный ветер, чему все были очень рады: температура днём поднималась всего-то до 41 градуса.
Вот тогда я сообразила, почему дороги в деревне не заасфальтированы. Асфальт раскалится, как сковородка, и будет усугублять страдания местных от жары. Тогда точно до утра нельзя будет открыть окна, чтобы спать было хоть немного прохладнее: асфальт остывает намного дольше, чем земля.
Да, - признала я - грунтовые дороги в деревне не лишены здравого смысла. Но, как я ни старалась осторожно ходить по деревне, чтобы не учухать обувь, каждый раз я либо долго отмывала грязь с подошвы, пока она не присохла, либо отколупывала её ножиком, уже присохшую.
В конце концов я приспособилась носить босоножки с гибкой подошвой. Я дожидалась, пока грязь немного прихватывалась. Сгибала босоножки в дугу - грязь от подошвы отрывалась, затем я стучала босоножками обо что-нибудь твёрдое, и тогда грязь выпадала из подошв, словно песочные куличики из детских формочек.
Жители чернозёмных районов России, ловите лайфхак, изобретённый мной в Египте, как быстро отчистить обувь от чернозёма. Главное, не пытаться отряхивать грязь с обуви, пока она недосохла, и не передержать грязь, иначе уже присохнет. Тогда только ножиком...
Но, по-моему, я была единственной в округе, кто старался избавиться от грязи с обуви или переобуться, входя в дом.
К моему глубокому прискорбию, египтяне не имеют привычки разуваться, приходя в свой дом или заявившись в гости. Один раз я еле удержала на лице любезную улыбку. Дело в том, что я только-только на добровольных началах помогла свекрови убрать первый этаж. Особенно грязным был туалет, который по совместительству служит душевой комнатой. Конечно, когда кто-то недавно помылся, пол в туалете более менее чистый. В остальное же время... Ну, вы уже в курсе: гигиенический душ, плюс грязные подошвы = болото.
Вдруг пришла молодая соседка, о чем-то поговорила со свекровью, и я вижу, как она топает по свежевымытому полу, оставляя после себя жирные ошмётки, заходит в только что отдраенный мной туалет, утаптывает его, набирает там ведро воды и оставляет ещё одну дорожку смачных следов, проследовав на выход.
Народ! Что это сейчас было!? Муж пояснил: соседка надумала мыть посуду и стрельнула у нас ведро горячей воды.
Твою ж дивизию! А что ноги у неё грязные, она не знает? Или не видит, что мы уборкой занимаемся? Разуваться не научили?
Муж пояснил, что здесь по дому ходят в обуви и просить разуться не принято: могут обидеться.
Ах, обидятся они! А что я могу обидеться, никого здесь не волнует? Можно же было попросить нас вынести ведро горячей воды, а не переться за ним в грязной обуви по свежевымытому полу.
Свекровь не выглядела огорчённый. Она просто взяла швабру и ещё раз вымыла всё это безобразие. Она признательно заулыбалась мне, увидев, что я растворила водный камень на полу в туалете.
Да, я не приучена мыть пол каждой день, но если убираюсь, то делаю это основательно, и никогда бы не поперлась в грязной обуви по чужой только что убранной квартире. Я ещё могу понять, что местным мужчинам невдомёк, как дом становится чистым. Но уж женщины могли бы друг друга и поберечь.
На следующее утро дом выглядел так, словно в нём никогда не убирались. Свекровь опять мыла пол... Ежедневное мытьё полов - национальная женская забава египтянок, иначе это и не объяснить.
На самом деле при любезном объяснении хозяйки, что для гостей приготовлены щипщи, то есть тапки, и им надо переобуться, если они не хотят войти в дом босиком (это, кстати, даже приятно в такую жару - ходить босиком по прохладному кафелю), сменить свои тапки на хозяйские занимает всего несколько секунд. Почему египтянки в деревне до сих пор не занялись этим вопросом вплотную, я не поняла. Сказать, что они робкие создания, которые ничего в доме не решают, не могу. Это не так.
Ещё один климатический подарок местным женщинам - вездесущая пыль. И спасения от неë нет. В Египте всегда дует очень сильный ветер. В жаркую погоду это хоть какое-то спасение. Но у него есть неприятный бонус - пыль.
Когда солнце садиться, в доме открывают двери и ставни, стар и млад выходят на улицу: дети играют на узких улочках при свете фонарей, женщины сидят на крылечках и болтают, мужчины кучкуются и курят, пьют крепкий чай. Молодёжь торчит в телефонах.
Ветер приносит облегчение. Он кажется прохладнее, чем накалившийся за день дом. Но он же, этот сильный ветер, несёт столько пыли, что через 2-3 дня подоконники, мебель и вообще всё и в доме покрывается слоем пыли. Так что даже если по дому все начнут ходить босиком, через два-три дня уборку все равно придётся делать. Сметать эту пыль - дело неблагодарное, надо именно мыть, тогда есть хоть какой-то толк и кратковременное ощущение, что здесь убирались.
На самом деле Египет очень разный. Я могу предположить, что где-то египтяне живут совсем по-другому. Но мусор, пыль, грязь, вездесущие мухи - это беда всей Северной Африки. Мне, северянке, нравятся безоблачное небо Египта и 100% солнечная погода, но изнурительная летняя жара и грязь, которая "то намокла, то высохла" способны отравить самые приятные впечатления о стране.
Я с радостью возвращаюсь в Россию. Пожив в Египте, я пришла к неожиданному выводу. Все-таки когда грязь замёрзла, она причиняет меньше всего проблем. Так что шесть месяцев зимы у нас на Крайнем Севере стали мной восприниматься более благосклонно. Зато чисто! А за солнышком и теплом можно куда-нибудь и съездить.
Приходилось ли вам, путешествуя, сталкиваться с подобными неприглядными сторонами жизни в другой стране?
Изменилось ли после этого мнение о родном городе или деревне?