У мастера внутренних стилей у-шу Сунь Лутана было то, что называют «легкими ногами». Говорят, что будучи уже в преклонном возрасте, он как-то предложил ученикам пробежаться в горы. И к финишу он пришел первым. Ученики на трассе «сдохли».
Легенда? А вот есть задачка от мастера гораздо проще, которую он любил задавать и своим ученикам и любителям бросить ему вызов. Встаньте спиной к стене. Теперь придвиньтесь к стене вплотную так, чтобы вся спина касалась стены, и пятки тоже касались стены. И затылок тоже должен касаться стены. А теперь не сходя с места и не отрываясь от стены просто поднимите колено одной ноги вверх.
Попробовали? Ну, вот и все. Все понятно? А мастер Сунь Лутан мог это сделать без проблем. Легкие ноги – что тут скажешь?
А я скажу то, что речь сегодня пойдет не об у-шу. А о боевом искусстве на другом конце Тихого океана от Китая.
Якобы был некий боец по прозвищу «Жук» изучал он стиль летящего жука. Вот смотрим:
https://www.youtube.com/watch?v=C25jT8r6T3A
Да, речь у нас идет о капоэйре. И каким концом капоэйра к Сунь Лутану? У кого хватило терпения досмотреть фильм, те, надеюсь, поняли суть вопроса. Ну, давайте чуть детальнее глянем.
Для начала поговорим об особенностях капойэры, о том, на что обычно обращают мало внимания. Первая особенность всем хорошо бросается в глаза – это вертушки. Но что часто упускают из виду, так это «бесконечную» серию вертушек. Вся суть именно в серии, а не в одиночном движении. То есть боец сначала запускает систему вращения, а не удары – вот что очень важно. Первичны не удары! Первична – вращалка тела, вертушка, волчок. И только после запуска вертушки из нее идут удары. Невертушечные удары тоже есть, но они редкие и одиночные.
Вторая особенность – удары в вертушке стремятся к тому, чтобы удар наносился выпрямленной как палка ногой. То есть нога в колене не сгибается и не разгибается. В этом случае по законам физики играет роль так называемое плечо силы: это сила, умноженная на длину рычага, то есть ноги.
https://www.youtube.com/watch?v=6H0D8VaIli0
Третья особенность – тесно связана со второй, о чем даже далеко не все капоэйристы знают. Ранее я уже рассказывал о том, что существует три метода вложения силы тела в удар: это использование массы тела, веса тела, и вращения тела. Использование веса тела используется в каратэ и большинстве стилей ушу, корейских и вьетнамских стилях. И это так называемые потенциальные системы боя (используют потенциальную энергию). Суть ее очень проста – от бойца требуется умение увеличивать свой вес путем врастания в землю в момент удара.
Система вращения тела (вертушки, волчки) – система кинетическая. Здесь вся сила зависит от скорости вращения и радиуса (плеча силы, длины ноги или руки). А кроме того, играет роль и масса тела и масса ноги, руки. Они ведь двигаются.
Использование массы тела – это третий вид вложения в удар тела, это разогнаться и врезаться в противника всей своей тушкой, но с ударом. В этом случае физика дает нам силу в виде массы, умноженной на ускорение, и импульс в виде массы, умноженной на скорость. Использование массы тела – также является кинетической системой ведения боя. Но есть особенность. Если тело будет двигаться не только вперед, но и вниз, хотя бы простым наклоном – появляется потенциальная энергия веса тела. Так что использование массы тела в некоторых случаях является комбинированной системой: и кинетической, и потенциальной.
Так вот, возвращаясь к Капоэйре – это исключительно кинетическая система. Поэтому в ней важна масса тела как источник силы и максимальный разгон скорости. И важна выпрямленная нога для создания максимального плеча силы, что капоэйристы часто игнорят. То есть, по своей сути капоэйра не имеет ничего общего с восточными БИ, которые предпочитают во главу угла поставить вес, а потому там доминируют стойки и тяжелые, протыкающие удары.
Давайте вспомним авиацию, самолеты начала прошлого века, то есть винтовые. Винт самолета бы каким? Двухлопастным, трехлопастным, четырёхлепестным, но никогда не был однолопастным. Когда вы в каратэ бьете с вертушки ура-маваши, это однолопастный винт, которого на самом деле и не бывает. Поэтому хочешь, не хочешь, но тело отклоняется в сторону, противоположную удару, чтобы «создать вторую лопасть».
В капоэйре эту задачу решили проще – построили нормальный двухлопастный винт. То есть при ударе ура-мааши с вертушки тело изначально нагибается вниз, к полу, играя роль второй лопасти для баланса.
И все бы было хорошо. В чем плюс такой техники? Это инерционная система ударов. Вот вдумайтесь в простую вещь. Вот вы просто стоите. Вернее нет. Вы – спортсмен-бегун. Вы на старте. И вы стоите ровно как оловянный игрушечный солдатик. И вдруг команда «Старт»! Вы сможете сразу же выйти на максимум скорости? Конечно, нет. Вы упаритесь, пока наберёте обороты. Не зря же в автомобилях есть такое понятие как «скорость 100 км/ч за 5 сек». За какое время вы сможете набрать нужную скорость? А в бою, реальном бою, одна сотая секунды – это победа или смерть.
А теперь посмотрим на спортсмена-бегуна на финише. Он врывается на финиш с такой скоростью, что его никто и ничто не остановит в этот момент.
Мы живем в век гиперзвуковых ракет. Железобетонный бункер глубоко под землей. Что может быть этого крепче? Но гиперзвуковая ракета своей кинетической энергией разрезает слои земли и бетона как горячий нож сливочное масло.
Вот это и есть капоэйра. Своей кинетической энергией на финише – просто срубить противника как соломенную куклу или срезать как катана соломенный столб. Ключевое слово здесь – «НА ФИНИШЕ». То есть удар, на самом деле, до нужной скорости еще разогнать надо. И вот с этим проблемы.
Если посмотреть очень внимательно на ролики капоэйры, то мы увидим занимательную вещь. Те бойцы, которые не мастера, и даже не бойцы, сначала скручивают тело в противоположную сторону от запланированного вращения. То есть создают разгонный старт. И только потом уводят тело в вертушку, раскручивая тело от «скрутки».
Я хочу обратить внимание на то, что старт получается тяжелым. Это почти как старт ракеты-носителя для космического корабля. Да даже обычный автомобиль на разгоне потрясет вас расходом бензина и усилий двигателя.
Да, когда в капоэйре, это уже 3-я – 5-я вертушка подряд, то скорость позволяет пройти противника насквозь. Но старт?! Это вершина всех энергозатрат и физических усилий.
В чем проблема? Проблема в инертности. Наш мир материальный состоит из различных масс, а масса – это всегда инертность, всегда инерция. Это фотоны света сразу летят со световой скоростью, а все более тяжелые частицы материи требуют разгона.
Как решить проблему инертности? Естественно за счет мощности разгонного двигателя и уменьшения массы разгоняемого предмета. Мощность двигателя (тяговое усилие) должна значительно превышать вес массы разгоняемого тела. Вот именно этим путем и идет капоэйра. Насколько мы знаем, внутренней подготовки в этой системе нет. Поэтому вся фишка в разгонном «двигателе» тела - бесконечных физических упражнениях. Выработке силы одновременно со скоростью. И поэтому на высоких уровнях мастера капоэйры это по сути мастера спорта по гимнастике, в определенном смысле чемпионы.
Что не так? А много ли мы знаем гимнастов высокого и высочайшего уровня? Правильно. Их по пальцам пересчитать можно. Образно, конечно. В капоэйре ситуация чуть проще. Почему? Капоэйра – это вертушки и акробатика. Применение акробатики в бою, эффективное применение – вещь под вопросом, даже если боец ею пользуется отменно. А вот с вертушками все гораздо проще. Хорошую вертушку можно запускать в бой, даже при более низкой квалификации бойца по сравнению с мастером спорта по гимнастике.
Красивых танцевальных специалистов в капоэйре набрать можно немало. А вот боевых – кот наплакал. А все потому, что в реальной боевой обстановке вам придется двигаться в условиях присутствия противника и его действий, так что удары с вертушки должны быть очень быстрыми и спонтанными, не инерционными я бы сказал. И тут все тренировки и красота движений останутся за бортом.
И вот главный вопрос – А как в капоэйре достичь спонтанного и не инерционного удара с вертушки? Ответ как всегда прост – природный потенциал, адские тренировки и талант бойца. А потому реальных бойцов будет мало. Подавляющее количество претендующих на реальных бойцов не справятся с этой задачей. Все будет очень красиво на тренировке, но очень грустно в реальном бою.
А теперь представьте себе жука, который летит. И вот на пути ему попадается лист дерева или куста. И жук с легкостью приземляется на него. Но не затормаживается, а всего лишь легко коснувшись листа лапками, продолжает свой полет дальше.
Фильм «Жук (Бесуро)» - это революция в капоэйре. Это внутренняя подготовка. И в ней скрыт глубочайший смысл боевых искусств, не только капоэйры. Идея очень проста – кинетическая система БИ не стоит на поверхности земли, а всего лишь временно её касается, чтобы оттолкнуться и лететь дальше.
Возможно ли это? Если мы посмотрим на вертушки капоэйры, то, к сожалению, они довольно тяжелы. Включите у себя «покадровый просмотр» в голове, и быстро увидите, что опорная нога все время смещается. Хоть чуть-чуть, но смещается. Это потому, что ударная нога в вертушке не может четко описывать 360 градусов. А вертушка в капоэйре начинается только тогда, когда обе ноги как минимум стоят на линии к противнику, а то и задняя ударная нога смещается сильнее чуть вбок, чтобы было легче выполнить удар с разворота.
При серии вертушек ударная нога, как правило, не успевает вернуться на линию атаки к противнику, а потому оказывается суть сбоку справа, если ударная правая нога. Тогда боец делает подшаг левой опорной ногой вправо, чтобы ударная правая оказалась сзади и в небольшой нахлест с опорной.
Кому непонятно, подсказываю просто. Встаньте прямо. Теперь сделайте шаг левой ногой вправо, чтобы ноги оказались слегка скрещенными. То есть правая нога должна оказаться слева от опорной левой. Теперь очень легко крутануться телом по часовой стрелке и правой ногой с разворота ударить правый ура-микадзуки, ну, или ура-маваши.
А теперь другая задачка, как меня, к примеру учили в свое время. Становимся во фронтальную стойку. Ноги замерли на одном месте. И теперь наносим ура-микадзуки с разворота из положения, когда правая нога справа от левой. Та еще заморочка.
В капоэйре мы такого не увидим. Просто потому, что вертушки в этом стиле тяжелые и требуют специальной раскрутки тела. Только у больших профессионалов можно увидеть легкость на ногах.
Да, к сожалению, стиль жука в капоэйре практически нигде не учат. Это удел в лучшем случае единиц. Просто потому, что стиль жука не определен, технологии тренировок нет.
А между тем стиль крутой. Идущий в глубины БИ. Как же нам достичь стиля жука? Первое, что приходит на ум – это левитация. Это логично. Если жук умеет летать, то это во всех случаях левитация. А вот посадка жука на лист дерева – это уже умение ходить по воздуху, отталкиваться от воздуха.
И минимум, который для этого нужен – это «легкие ноги» Сунь Лутана. Вот это вопрос слегка сложный, но рулимый. Человеческое тело привязано к чакрамам, которые диски. В человеческом теле есть энергетические каналы. И при этом все человеческое тело является вместилищем энергии. А еще в человеческом теле есть энергетические центры.
А потому мы может идти четырьмя путями.
Первый путь – развивать Чакрамы. В зоне «легких ног» их пять: Раджамайя, Муладхара, Линганха, Свадхистана, Манипура.
Второй путь – можем развивать энергетические центры, привязанные к телу. В зоне легких ног их три: Манипура, Свадхистана, Муладхара.
Третий путь – можем развивать энергетические каналы, идущие через ноги и живот.
Четвертый путь – можем просто запустить через ноги потоки энергии, которые наполнят всю нижнюю часть тела энергий.
Прикол в том, что каким бы путем мы не пошли, результат будет один. Вся система заполниться энергией и заработает. По сравнению с материей энергия не имеет инерции, а потому секрет избавиться от инерциальности прост – нужно просто больше энергии, чтобы она «перебила» инерционность материи.
Сунь Лутан, как он сам об это рассказывал, пошел путем энергопотоков. Когда он стоял в стойке Саньтиши, его ноги вростали в землю, и ним шел бурный поток энергии. Так что секрет легких ног очень прост.
Но есть еще важный момент. Ведь не может быть все так просто.
И вот тут давайте посмотрим на роботов. Именно тех, которые передвигаются на 2-х ногах как человек.
https://www.youtube.com/watch?v=8hxawxyPZ3c
https://www.youtube.com/shorts/gFTbkW5_0yE
Инженеры, конечно, бьются над проблемой ходьбы роботов, и я уверен, что их ждут новые успехи. Но уже сейчас очевидны две вещи. Во-первых, прямоходящие роботы ходят на полусогнутых ногах. А вторая – у них явные проблемы с равновесием.
Смогут ли роботы в конце концов ходить как человек, потом бегать как человек, потом быстро передвигаться по сложным поверхностям? Не знаю, может и смогут, а может и нет.
Проблема в том, что у человека не две точки опоры, а три. Что важнее всего в боевых искусствах: руки или ноги? Ответ – Хвост! Да, хвост у человека никуда не делся. И он является третьей точкой опоры. Поскольку это рудимент, то люди про него забыли и разучились им управлять. А между тем он продолжает играть свою важную роль.
Хвост можно опустить в землю, можно волочить по земле, а можно поднять вверх. И при каждом подобном действии хвост будет играть выдающуюся роль. Хотите мертвую стойку, чтобы вас никто с места не сдвинул? Опустите хвост в землю.
В общем, тема хвоста – это очень серьезно и очень непривычно. Но вот что важно для нашей темы. Для стиля жука важно отсутствие хвоста. Я как-то уже рассказывал о стиле рыси, в котором самая лучшая техника ног. Так вот как раз у Рыси хвост – это просто короткий обрубок. И это и определяет ее выдающие характеристики в работе ног.
Вот что важно понимать. Хвост может дать силу, а отсутствие хвоста – скорость и кинетику. Избавиться от хвоста – это буквально оторваться от земли. Потому что человека к земле прижимает именно хвост.
А человек подобен ящерице – он может избавиться от хвоста, который потом начнет опять отрастать.
В общем, это тема подумать вам о скрытых вещах и скрытых силах, таящихся в человеке.
Я приводил пример с Сунь Лутаном, когда он полностью прислонившись к стене, мог поднять колено ноги. Так вот это как раз и есть работа с хвостом.