Найти тему

Проректор опорного вуза Ростовской области рассказала донским студентам, как попасть в «большую науку»

Каким образом молодым ученым получить финансирование на свои исследования и на какие направления им стоит ориентироваться в первую очередь, студенты ростовских вузов и колледжей обсудили на встрече с проректором ДГТУ Иннессой Ефременко. Мероприятие, приуроченное ко Дню российской науки, прошло в штабе общественной поддержки Ростовской области.

В Донском государственном техническом университете мы сделали ставку на развитие молодежной науки, привлекая молодых ученых к работе над «взрослыми» мегапроектами и финансируя внутренними грантами перспективные разработки, – акцентировала проректор ДГТУ по научно-исследовательской работе и инновационной деятельности, д.э.н. Иннесса Ефременко. –Современные студенты отличаются особым подходом к восприятию информации и свойственным им критическим мышлением, даже по сравнению со взрослым поколением. Именно эти качества молодого исследователя, готового выдвигать невероятные гипотезы и ставить под сомнение факты, сейчас становятся одними из самых важных для ученого.

Иннесса Ефременко познакомила донских студентов с программами поддержки регионального научного сообщества, в том числе с федеральной программой «Приоритет 2030». На примере стратегических проектов опорного вуза – «Агроматика» и «Единое здоровье» – проректор ДГТУ показала перспективные направления научных работ, востребованные государством и бизнесом.

Молодым ученым, которые проделали путь до коммерциализации своих разработок, Иннесса Ефременко порекомендовала принимать участие в акселерационных программах и проектах. В ДГТУ эту роль выполняет платформа университетского технологического предпринимательства, которая позволяет «поиграть в предпринимателей» без особого риска: здесь помогут приобрести опыт в работе с инвесторами, оформить свою идею в коммерческое предложение и воплотить ее в жизнь.

Даже если разработка не подойдет заказчику, потенциальный инвестор может оценить перспективы сотрудничества с вами, – подчеркнула Иннесса Николаевна. – «Вишенкой на торте» в этом направлении могут стать хоздоговоры, которые бизнес заключает с учеными на конкретные разработки или исследования. Ими вы можете заниматься, в том числе и в лабораториях университета. И это приносит реальный доход. За 2023 год выручка от такой деятельности в ДГТУ составила в среднем около 500 тысяч на сотрудника.

Студентам, решившим включиться в научно-исследовательскую работу, проректор советует с первых же курсов формировать свою команду и далее развивать научные идеи сообща. В качестве примера она привела основные принципы одного из флагманских образовательных проектов ДГТУ – Передовой инженерной школы (Института перспективного машиностроения «Ростсельмаш»), где в течение всего периода обучения студенты коллективно работают над конкретными проектами, постепенно получая индивидуальную специализацию и роль в своей команде.

— Студенты ДГТУ имеют все шансы стать участниками научной команды, аспиранты уже могут вести за собой 2–3 человек, особенно если имеют опыт такой работы, – подчеркнула Иннесса Ефременко. – В дальнейшем эта практика позволит вам найти перспективную тему на фронтирах науки, наработать необходимое количество научных публикаций и претендовать на гранты Российского научного фонда – это уже финансирование работы над проектом от 1,5 миллиона рублей в год. По опыту ДГТУ могу сказать, что грант РНФ может достигать 200 миллионов рублей в год.

Донские студенты уточнили у Иннессы Ефременко условия участия в молодежных проектах опорного вуза и действующих проектах поддержки молодых ученых из других университетов. Как отметили участники встречи, разговор с проректором ДГТУ помог разложить по полочкам знания о перспективах научной карьеры.

– Отдельно порадовали названные суммы прибавок к стипендиям и зарплатам научных сотрудников в университете, – признался студент Ростовского колледжа связи и информатики Артем Сидоренко. – Конечно, чтобы получать их, придется после поступления в университет упорно учиться и работать в проектах, но лично я к этому готов.