"Пространственная концепция, геометрия" отражает философию как искусства, так и науки Кадзуо Накамуры. Картина представляет собой белую сетку, очерченную на черном фоне. Начиная с левого нижнего угла и двигаясь вдоль левого края и через верх к правой стороне картины, представлены двумерные геометрические фигуры (некоторые обрезанные), которые варьируются от треугольников через квадраты до кругов. Белая сетка отсылает к интересу Накамуры к сетке как важнейшему инструменту в искусстве и науке, а геометрические формы иллюстрируют его интерпретацию истории искусства от Ренессанса до современности. Написанная в 1968 году, эта культовая работа висела в гостиной Накамуры до конца его жизни.
В 1972 году интервьюер прокомментировал пространственную концепцию геометрии: “Это выглядит почти как график форм, которые приняло западное искусство, не так ли?” Накамура ответил: “Дело не только в этом, но и в том, что произошло в науке; как они вернулись к основам, которые были основаны на формах геометрии”. Он объяснил, что геометрические фигуры в их восхождении представляют собой наш постепенный отход от нашего трехмерного, земного восприятия мира, в первую очередь определенный эпохой Возрождения и представленный треугольником. За ним следует ромб, наклонный квадрат, который является моментом импрессионизма в сочетании с влиянием японского искусства, за которым следует квадрат, отсылающий к кубизму. Затем человечество поворачивает за угол (буквально на картине) с восьмиугольником и кругом, которые ассоциируются с появлением абстрактного искусства. В науке эти формы знаменуют постепенный уход человечества от гравитации, поскольку люди обнаружили, что все во Вселенной круглое. Накамура определил посадку на Луну как момент, когда мы достигаем эллипса, а затем наше путешествие продолжается, выходя за рамки и за пределы нашего уголка Вселенной.
Своего рода родственная пространственной концепции работа "Геометрия - это пространственная концепция /Эволюция" (Geometry is Spatial Concept/Evolution, 1970), которая перефразирует понимание эволюции искусства Накамурой с точки зрения его собственной визуальной прогрессии, параллельной геометрическим формам. Эта работа отмечена рисунком в виде сетки с диагональю, проходящей от нижнего левого угла к верхнему правому. Способ создания сетки с ее отдельными квадратами, очерченными волнами, может быть изобретательным способом Накамуры представить квантово-корпускулярный дуализм, научную параллель эволюции собственной работы Накамуры.
Искусство Накамуры всегда было посвящено атомному миру в той или иной форме, по крайней мере, с середины 1950-х годов, и такая интерпретация имеет смысл в этом контексте. То, почему две стороны пересекаются по диагонали, можно истолковать как эволюцию человеческой мысли, с одной стороны, встречающейся или приближающейся все ближе и ближе к реальности, которую она стремится описать. Следует также отметить поразительное сходство между сеткой и ее цветом на картине Накамуры и изображениями активной зоны ядерных реакторов. Голубовато-зеленый оттенок, который так часто фотографируют, обусловлен электромагнитным излучением, известным как черенковское излучение, которое генерируется в реакторах, когда заряженная частица из отработавшего топливного стержня перемещается через воду в охлаждающих баках быстрее света. Накамура должен был знать о Черенковском излучении из Scientific American, где на протяжении многих лет на него ссылались многочисленные статьи.