Найти в Дзене
COOCARY

Тоника в мелодии

Теоретики музыки говорят, что ноты, стоящие выше в иерархии, считаются более стабильными. Они имеют ввиду, что эти ноты с крайней небольшой долей вероятности могут перемещаться куда-то еще. Так как тоника - самая стабильная из них, то чаще всего в мелодии заканчиваются на ней. Тоникой заканчиваются практически все детские песни, большинство популярных мотивов и гимнов, от "Happy Birthday" и "We Wish You a Marry Christmas" и "I Wanna hold your hand". Если напев не заканчивается тоникой, то, вероятнее всего, заканчивается квинтой или терцией, как заключительный аминь в церковных гимнах. Вам придется потрудиться, чтобы найти хоть одну популярную песню, которая бы не оканчивалась на одну из вышеперечисленных нот. Идею, что одни ноты стабильнее, чем другие, можно перевернуть с ног на голову и сказать, что некоторые ноты более активны и стремятся увести мелодию в другом направлении. Можно воспринимать звуковысотное пространство как топографический пейзаж, где более стабильные ноты соотве

Теоретики музыки говорят, что ноты, стоящие выше в иерархии, считаются более стабильными. Они имеют ввиду, что эти ноты с крайней небольшой долей вероятности могут перемещаться куда-то еще. Так как тоника - самая стабильная из них, то чаще всего в мелодии заканчиваются на ней. Тоникой заканчиваются практически все детские песни, большинство популярных мотивов и гимнов, от "Happy Birthday" и "We Wish You a Marry Christmas" и "I Wanna hold your hand".

Если напев не заканчивается тоникой, то, вероятнее всего, заканчивается квинтой или терцией, как заключительный аминь в церковных гимнах. Вам придется потрудиться, чтобы найти хоть одну популярную песню, которая бы не оканчивалась на одну из вышеперечисленных нот.

Идею, что одни ноты стабильнее, чем другие, можно перевернуть с ног на голову и сказать, что некоторые ноты более активны и стремятся увести мелодию в другом направлении. Можно воспринимать звуковысотное пространство как топографический пейзаж, где более стабильные ноты соответствуют долинам, и тогда мелодию можно представить в виде потока, который ищет выход к низине.

С любой точки вода стремиться течь к ближайшему углублению, то есть ближайшей ноте повышенной стабильности. Более стабильные ноты стягивают к себе ближайших менее стабильных соседей. В До мажоре нота фа съезжает к ми, но в то же время тянется к соль. Ля притягивается к соль, а си пробует подняться к до. Хроматические ноты отличаются наибольшей нестабильностью и с большой охотой сдвигаются к более стабильным:фа-диез к соль, ми-бемоль к ре или к ми. Такие ноты считаются "проходящими тонами", которые пролетают в мгновение ока, как увеличенные квинты и сексты в "I do like to be beside the seaside"

Подобное можно обнаружить во многих известных мелодиях, например "Head, Shoulders, Knees and Toes"

Привлечение нестойких соседей проходит через иерархию: в конце концов, все сходится к тонике. Некоторые теоретики музыки прошлого прямо связывали притяжение нот с гравитацией. Но тогда для композитора не нашлось бы работы. В музыке этому влечению можно противостоять, а задача музыканта заключается в том,чтобы знать, когда и как это сделать.

Если хроматические ноты играть дольше или ярче выделять, то их свойства проступают ярче, - не обязательно диссонансные или неприятные, но пикантные и запоминающиеся. Такой случай можно рассмотреть на примере арии "Мария" из мюзикла Леонарда Бернстайна "Вестсайдская история". Первый и второй слог "Ма-ри-я" поднимается из тоники в диез 4, очень необычный интервал для тоновой музыки.