Найти тему
Регина Молчанова

Мог ли Берлиоз попасть под трамвай на Патриарших. Паблик-ток музея Михаила Булгакова

Посетила паблик-ток на тему «Мастер и Маргарита»: городской быт, транспортные загадки и современная Москва в научно-просветительском центре музея Михаила Булгакова на Арбате. Это уютное и ухоженное пространство, расположившееся в здании бывшей библиотеки по адресу: Большой Афанасьевский переулок, д. 35-37с4. Открылось оно в марте 2023 года, я здесь впервые.

Фото автора
Фото автора

Фото автора
Фото автора

В паблик-токе приняли участие:

  • Виталий Калашников - историк, гид по Москве, ведущий телеканала Москва 24;
  • Вячеслав Курицын, руководитель управления учета и хранения Музея Транспорта Москвы;
  • Бема Нурадинова, продюсер компьютерной графики, принимавшая участие в создании кота Бегемота для фильма «Мастер и Маргарита».

Модерировал дискуссию Иван Назаров, заместитель директора по музейной деятельности и развитию музея Михаила Булгакова.

Фото автора
Фото автора

Вкусный кофе - это всегда прекрасно
Вкусный кофе - это всегда прекрасно

Фото автора
Фото автора

Записала себе некоторые моменты, которые живо обсуждала аудитория вместе с приглашёнными экспертами.

К дискуссии готова
К дискуссии готова

Всех очень волновало, был ли на Патриарших прудах трамвай и мог ли существовать турникет. Соответственно мог ли Берлиоз попасть под трамвай на Патриарших. Такие вопросы задают гидам во время экскурсий по булгаковской Москве, и они лидируют. Экспертное мнение прозвучало следующее: на текущий момент нет чёткого и однозначного подтверждения того, что трамвай ходил. А вот турникеты в то время действительно существовали. Этот вопрос и меня очень интересовал.

Сам же Булгаков любил ходить пешком и так изучал город. А он ведь тогда был достаточно маленьким. Километров 6 от Кремля - и все, город кончился. 

К съёмкам фильма приступили в 2020 году, съёмки ершалаимских сцен провели в 2022 году. Они проходили в Москве и Санкт-Петербурге.

Патриаршие пруды им. Маркса снимали в Санкт-Петербурге на Московской площади и дорисовывали графически, используя нереализованный советский проект дома Наркомтяжпрома, который хотели построить на месте ГУМа. И особняк, где живет Маргарита, тоже нашли в Санкт-Петербурге.

Весь фильм пронизан деталями, характеризующими быт эпохи. Например, освещение, отопление, вода. В коммунальном хозяйстве были инфраструктурные проблемы, если была холодная вода в кране - уже считалось круто. 

Образ строящегося города запечатлел Булгаков в своих рассказах, создатели отразили это в фильме. Кто смотрел фильм, вспомнит, как Мастер и Маргарита во время прогулки фактически ходят сквозь ремонт.

Ещё многих интересовало, могла ли афроамериканка исполнять фокстрот «Аллилуйя» на вечеринке у Лиходеева. Выходит, что могла. Ноты фокстрота хранятся в Доме Пашкова, а в СССР привечали афроамериканцев, тем более что в Штатах была сегрегация. 

Дискуссия вызвала большой интерес, было очень много вопросов, все общались живо и эмоционально. И вишенка на торте: авторов лучших вопросов эксперты награждали коллекционным изданием романа «Мастер и Маргарита». Три эксперта - три приза. И вуаля - один приз мой. Безумно приятно.

Фото и приз автора
Фото и приз автора